Вт, 20 ноября, 17:16 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

Главная » НОВОСТИ » Обзор местной прессы » Чарующие звуки музыки («Вести республики»)

Чарующие звуки музыки («Вести республики»)

25.11.2011 15:53

Есть музыканты, о которых не хочется говорить в прошедшем времени. Потому что их искусство – доброе, умное, позитивное – всегда радовало и продолжает радовать людей, и вот один из таких «солнечных» музыкальных людей – Саид Умарович Димаев.

Саид, выросший в семье народного певца, выдающегося гармониста Умара Димаева, впитал в себя самые лучшие черты и качества своего народа: великодушие, гуманизм, честность, порядочность, готовность прийти на помощь нуждающимся. Он является автором многих произведений в самых разных жанрах: песен и романсов, симфонических и камерных произведений, оркестровых сюит, музыки к кинофильмам, театральным постановкам, обработок и вариаций на народные мелодии. Им также написана оратория “Время действовать”. Это был талантливый композитор и музыковед, который дал России бессмертные музыкальные произведения.

К великому сожалению, Саида Димаева сегодня нет с нами, он покинул этот мир 29 марта 2005 года, но остались воспоминания о нём, о его концертах, об общении с ним, остались его записи.

Музыка – это особый вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки! Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка – это часть нашей жизни.

А вайнахская народная музыка отражает дух нашего народа, его историю, психологию. Над этим много работал композитор и музыковед Саид-Эми Димаев. Учитель. Музыкант. Композитор… Он должен многое знать и уметь, долго учиться своему мастерству и быть, конечно же, одаренным человеком.

Саид-Эми Умарович Димаев был именно таким. Поэтому сегодня с гордостью говорит о своем брате и Али Димаев, тоже композитор, исполнитель, народный артист ЧР, Республики Ингушетия, дипломант ХII Всемирного фестиваля в Москве, лауреат V Международного фестиваля искусств «Ярославские гуляния», автор более 500 произведений разных жанров, включая оркестровую, инструментальную музыку, песни, музыку для театра, кино и телевидения:

- Саид был человеком ученым, энциклопедических знаний, с огромным кругозором, философским складом ума и в то же время настоящим «Гордым Чеченцем», который мог поставить на место любого невежу, несмотря на его чины и звания. Он писал классику, симфонические и камерно-инструментальные произведения, автор оратории, музыки для театра, кино, детей, песен, романсов, многочисленных музыковедческих и научных трудов и публикаций в области чечено-ингушской и российской культуры и искусства. Его важный научный труд «Ладо-гармоническая система чечено-ингушской народной музыки», который он так и не смог опубликовать, когда-нибудь будет настольной книгой нашей консерватории. Этот научный труд позволяет нам на научной основе вернуть авторство на наши народные музыкальные шедевры, десятилетиями «разворовываемые» уважаемыми соседями…

Он писал и стихи. На два его стихотворения я сочинил полюбившиеся народу песни: «Вайнахская лезгинка» или «Горянка» и «Гимн миру», а последняя стала неофициальным гимном Ассамблеи народов России, успешно прошагав по стране и миру.

А как пришел Саид Димаев к такой вершине таланта говорит нам его биография, созданная им нелегким трудом и глубокой любовью к музыке.

Родился Саид Димаев 24 августа 1939 года в семье потомственных музыкантов, в доме которых постоянно звучала музыка. И это определило его будущее.

В 1957 году он поступил в Чечено-Ингушское музыкальное училище на композиторское отделение в класс заслуженного деятеля искусств СССР, доцента Л. М. Шаргородского и в 1963 году окончил его как композитор-теоретик. В том же году поступил в Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, ныне – Российская музыкальная академия им. Гнесиных.

В 1968 году окончил названный институт как композитор и музыковед. Занимался композицией в классе профессора О. К. Эйгеса. Посещал мастер-класс выдающегося советского композитора Арама Ильича Хачатуряна.

Саид с большой благодарностью вспоминал оценку, данную Хачатуряном, который после сдачи государственных экзаменов, пожав его руку, сказал: «Молодой человек, вы идете правильным путем, – жанр лезгинки вы превращаете в развернутую симфоническую форму, так и продолжайте, ибо это очень важно, чтобы танец превратился в жанр камерно-симфонической музыки».

По окончанию института два года работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, а также преподавал полифонию, гармонию и анализ формы в Чечено-Ингушском музыкальном училище. Хочу отметить: трудился он от души, полностью отдаваясь любимому делу, чему ярким подтверждением являются его публикации в СМИ тех лет, в которых он часто поднимал проблемы развития музыкального искусства в республике.

На страницах «Грозненского рабочего» он пишет: «…Вызывает беспокойство, что в нашем музыкальном училище нет даже отделения композиции, где молодые люди могли бы получить необходимые знания для продолжения своего образования в консерваториях.

И может ли коллектив Симфонического оркестра выполнить свою миссию, если из-за отсутствия соответствующих условий для работы, из-за нехватки квалифицированных кадров исполнителей вне поля внимания остаются выдающиеся произведения мировой музыкальной литературы. А это порождает утомительное однообразие исполняемых программ, творческую неудовлетворенность оркестрантов…».

С 1970 по 1979 годы Саид Димаев занимал должность художественного руководителя Государственной филармонии.

Здесь, вспоминая о становлении и развитии профессиональной музыки в республике, нельзя не сказать о симфоническом оркестре, созданном в 50-х гг. прошлого столетия. Его основоположниками были главные дирижеры: народный артист Украинской ССР Ростислав Вощак и заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР Валерий Раевский. Симфонический оркестр Госфилармонии всегда отличался высоким мастерством и входил в десятку лучших в Российской Федерации. Под его музыку проходили все республиканские мероприятия – творческие вечера писателей и поэтов, концерты деятелей искусств, встречи со школьниками и студентами. Одним из главных направлений в деятельности оркестра была музыкально-просветительская работа.

Период 60-80 гг. 20 столетия был наиболее продуктивным для чеченской эстрады, её ряды активно пополняются новыми талантами. Слава наших мастеров сцены гремит по всей России. Активно и плодотворно трудились композиторы: А. Шахбулатов, У. Бексултанов, Саид Димаев и Супьян Цугаев. И в период руководства Саида Димаева главная цель – усовершенствовать нашу музыкальную культуру путем создания на основе фольклора новых современных музыкальных произведений – думаю, в определенной мере была достигнута. Быстрыми темпами шло возрождение исконно чеченских жанров музыки: назма, илли, узам, хелхарийн йиш и другие. Развивались традиции игры на национальных инструментах: 1ад хьокху-пондар, кехат-пондар, дечиг-пондар, шедаг, зурма, ц1уза и др. При его непосредственном участии были созданы национальные фольклорные и эстрадные коллективы: ансамбль «Зама», группа «Веселый час», детский коллектив «Звезды».

С 1980 по 1983 год он являлся главным дирижером и художественным руководителем оркестра народных инструментов Госкомитета ЧИАССР по телевидению и радиовещанию. С 1983 по 1986 год преподавал в Чечено-Ингушском музыкально-педагогическом училище. С 1986 по 1991 год занимал пост заместителя министра культуры Чечено-Ингушской Республики. В 1994-95 годы работал советником по вопросам культуры и искусства Главы Чеченской Республики.

Очень богат репертуар его сочинений, написанных в следующих жанрах: камерно-симфонические произведения, хоровые, фортепианные произведения, песни, романсы, музыка к театральным постановкам. Это: концерт для фортепиано с оркестром; оратория «Время действовать» для хора, солистов и большого симфонического оркестра; симфония-концерт с солирующей трубой в финале для симфонического оркестра; симфоническая поэма «Сестра милосердия»; рапсодия для симфонического оркестра с солирующей национальной гармоникой; две сюиты из музыки к трагедии В. Шекспира «Отелло»; сюита для духовых инструментов симфонического оркестра; элегия для скрипки и фортепиано; музыка к спектаклю «Отелло» В. Шекспира; музыка к спектаклю «Из тьмы веков» И.Базоркина; музыка к спектаклю «Имам Шамиль» А. Айдамирова; музыка к спектаклю «Бессмертные» А. Хамидова; музыка к спектаклю «Радуга зимой» М. Рощина; фортепианные прелюдии, вариации; концертные пьесы; романсы; песни.

Балет «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого в силу обстоятельств не окончен.

Вышли в свет четыре сборника: «Альбом фортепианных пьес», «Альбом для детей и юношества», «Педагогический репертуар для учащихся музыкальных школ и училищ».

«Сто шедевров из рук Умара Димаева» – переложения на ноты, сделанные непосредственно в исполнении отца – Умара Димаева. Этот нотный сборник будет служить учебным пособием многим поколениям молодых музыкантов.

Саид Димаев являлся членом секции Союза композиторов Российской Федерации по художественному и эстетическому воспитанию детей и юношества. Ежегодно участвовал в фестивале «Композиторы России – детям», где принимал непосредственное участие как композитор, выступая в Москве и разных городах России и СНГ. «Детский альбом» Димаева был оценен Союзом композиторов РФ, как выдающийся вклад в развитие музыкальной культуры.

Участвовал в фестивалях «Московская осень», имел авторские вечера в Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республике.

Его музыка звучит по «Радио России», по Интернету, и, конечно, в самой Чеченской Республике. Произведения находятся в репертуаре известных московских солистов и ансамблей, таких как: «Ансамбль солистов» оркестра народных инструментов под руководством Н. Некрасова, пианистки, заслуженной артистки РФ Татьяны Рубинной, скрипачки, заслуженной артистки РФ Леоноры Дмитерко, солистки-вокалистки Москонцерта Надежды Дарьиной, народного артиста ЧИАССР, лауреата всесоюзных и международных конкурсов, выдающегося оперного певца Мовсара Минцаева и других. Его музыка исполняется в г. Ярославле «Две сюиты из музыки к трагедии В. Шекспира «Отелло», используется учебными заведениями Москвы, Санкт-Петербурга и Чеченской Республики.

В 1993 году Саид Димаев учредил “Международный фонд культурного наследия имени Умара Димаева”, цель которого – изучение, систематизация и пропаганда национального фольклора. Пресса каждый раз отмечала великолепные качества его игры – выразительность, вдохновение, безукоризненную технику.

И сегодня мы с большим уважением относимся к великолепному творчеству Саида Димаева, помним его. Уверена, его гениальные творения будут восхищать и радовать не одно поколение благодарных слушателей.

А завершить воспоминание о Саиде Димаеве хотелось бы теплыми словами одного из представителя власти, обращенными к замечательному музыканту еще при его жизни, но актуальными и сегодня: «Дорогой Сайд-Эми! Твое сердце достойного сына своего великого отца вобрало в себя боль переживания, где ей есть место и радость нашего народа. Преклоняемся перед твоим талантом, сумевшим облечь сущность Чечни в чарующие звуки классической камерной музыки, сохранив всю гамму национального колорита.

Твоя музыка делает доступными для людей нашу культуру, наши чаяния, большое и открытое сердце истинного чеченца!

Спасибо тебе за твой талант, которым ты, как и твой отец, щедро делишься со своим народом!»

Дэти Сулумова №220 (1653) 25 ноября 2011г.

www.grozny-inform.ru
Информационное агентство "Грозный-информ"

128

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter