Ср, 24 апреля, 00:39 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Кто разыгрывает «карту Кашмира» в ядерной войне

Кто разыгрывает «карту Кашмира» в ядерной войне

06.03.2019 11:57

Многолетние конфликты, спорные территории уже давно стали неотъемлемой частью мировой истории.

Фото с сайта globalwarnews.ru

Казалось, что в современном мире, уязвимом от решительных и опасных поступков, стоит отдать предпочтение дипломатии для избежания катастрофических последствий. Но, как показывает опыт, многолетние спорные конфликты хоть и носят тлеющий характер, тем не менее, бывают сложно разрешимыми, а при эскалации и максимально опасными. Одним из таких неспокойных районов стала спорная между Индией и Пакистаном область Кашмир. За последние недели ситуация в этой области ухудшилась. Учитывая специфику региона, наличие внешних сил и ядерного оружия у стран, последствия эскалации можно считать катастрофичными.

Немного истории...

Отчасти, конфликт можно считать наследием Великобритании. После ухода британских войск из Индии колониальная администрация приняла решение разделить бывшую империю на две составляющие по религиозному принципу. Правители княжеств должны были самостоятельно выбрать, к какому государству им примкнуть: Индии или Пакистану. Кашмир также не стал исключением. После того, как вспыхнуло восстание в 1947 году, махараджа Хари Сингх, индуист, (который правил в княжестве Джамму и Кашмир) под давлением Индии заявил о присоединении Кашмира к Индии и обратился к индийскому правительству за военной помощью. При этом 77 % жителей княжества были мусульманами, что и стало причиной конфликта с соседним Пакистаном, который длится до сих пор.

Но вернемся к современности

В подконтрольном Индии штате Джамму и Кашмир 14 февраля прогремел взрыв, когда конвой сотрудников сил полиции центрального резерва (CRPF) направлялся в округ Пулвама. Трагичный инцидент не смогли обойти стороной власти Индии, если бы не число жертв, достигших количества 45-и человек. Ответная реакция последовала не сразу. 26 февраля истребители ВВС Индии нанесли удар по тренировочному лагерю группировки «Джаиш-е-Мухаммад» в пакистанской части Кашмира. На этом моменте следует остановиться детально. «Джаиш-е-Мухаммад», которая ставит перед собой главную цель - отделение Кашмира от Индии, взяла на себя ответственность за совершенный теракт. «Происхождение» организации отчасти бросает тень на Пакистан, а если быть точнее, разведслужбу -МПР (Межправительственная разведка Пакистана). По данным ведомства, Джаиш-е-Мухаммад была некогда связана и создана другой подобной организацией Харкат аль-Муджахидин. Согласно открытым источникам, членами Джаиш-е-Мухаммад в основном являются бывшие члены Харкат аль-Муджахидин, которые активно сотрудничают с группировками Аль-Каида и Талибан (обе организации запрещены в РФ). Если быть точнее, тесные связи с Талибаном, который был создан не без помощи МРП, говорит о том, что разведслужба Исламабада могла приложить усилия и к созданию Джаиш-е-Мухаммад, которая сфокусирована исключительно на Кашмире. К слову, члены Джаиш-е-Мухаммад проходят подготовку в афганских лагерях Аль-Каиды и Талибана. По сути, повторяется ситуация с талибами, которые акцентируют свое влияние на Афганистане и выводе иностранных сил из страны.

Однако конфликт уже давно вышел за рамки формата «Индия-Пакистан». В том случае, если бы ситуация полностью зависела от двух государств, то на уровне взаимных уступок удалось бы как минимум уменьшить количество обстрелов и гибель военнослужащих по обе стороны границы. Правда в таком случае, это могло бы привести к смене руководств обеих стран, учитывая принципиальность и жесткость вопроса. Однозначно, что такой вариант не приемлем ни для Индии, ни для Пакистана. Следует заметить, когда речь идет о конфликте в Кашмире, о позиции Китая всегда умалчивается. Пекин играет более чем значительную роль в этом, учитывая, что около 20 % территории Кашмира находится под ее контролем. Северо-западная часть Кашмира граничит с «горячей точкой КНР» Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая. Это может создать для КНР еще одну головную боль, учитывая соперничество с Индией, не говоря уже о территориальных спорах. К тому же, в этом районе проходят торговые пути, которые необходимы Китаю для расширения сотрудничества со странами Азии.

По большому счету, в индо-пакистанском конфликте можно рассмотреть скрытое блоковое присутствие. С одной стороны - это Индия и США, с другой- Китай и Пакистан. В первом случае, ни для кого не секрет, что США - один из крупнейших торговых партнеров Индии. По данным на 2011 год, инвестиционная «поддержка» США Нью-Дели составила $ 4,9 млрд, что позволило создать большое количество рабочих мест. К тому же, первые лица США неоднократно говорили о том, что Индия «имеет жизненно важное значение для стратегических интересов США в АТР». Судя по всему, под стратегическими интересами подразумевалось усугубление спорных моментов с Китаем, что позволит Вашингтону доминировать в регионе.

Во втором случае складывается аналогичная ситуация. Пакистан слишком зависит от своего крупного соседа, но при этом Пекин вкладывает существенные средства в рост пакистанской экономики. Речь идет о развитии ряда инвестиционных проектов, в их числе «Один пояс и один путь», транспортный путь, который возродит маршрут «Великого шелкового пути».

Между тем, следует отметить, что Китай воспринимает Пакистан в качестве регионального противовеса интересам НАТО и США. Китай поддерживает позицию Пакистана по вопросу о принадлежности Кашмира, взамен Исламабад поддерживает КНР по вопросам принадлежности Синьцзяна, Тибета и Тайваня. И это всего лишь малая часть сотрудничества стран. В таком случае, складывается впечатление, что за вооруженным конфликтом, стоит скрытое соперничество США и Китая в регионе. К тому же, в Ханое 27–28 февраля провалился многообещающий саммит США-КНДР. Вполне возможно, что встреча Дональда Трампа с Ким Чен Ыном была направлена ни столько на денуклеаризацию Корейского полуострова, сколько в стремлении лишить КНР ядерного союзника в лице господина Ына. Собственно, ВВС Индии нанесли авиаудар символично за день до начала саммита в Ханое.

При подобном раскладе, мировому сообществу есть чего опасаться. Дело в том, что Исламабад и Нью-Дели - ядерные державы. Арсеналы государств насчитывают до 120 ядерных боеголовок. В том случае, если конфликт выйдет за рамки обстрелов и взаимных обвинений, не стоит исключать, что одна из держав прибегнет к применению ядерного оружия, последствия которого будут катастрофичны. Вполне возможно, что первой из держав может оказаться Пакистан, учитывая, что его армия и вооружения уступают в качестве и количестве индийским.

Заметим, что перед этой угрозой страны находились и в 2002 году. На тот момент причиной возможного ядерного удара стал теракт в парламенте Индии. В итоге противники стянули к границе по 500 тыс. военнослужащих. Но остановить красный сигнал удалось совместными усилиям России, которая вела переговоры с Индией и США, которая договорилась с Пакистаном.

Пожалуй, в этот момент следует вспомнить о позиции России. Несмотря на то, что Москва не вмешивается в конфликт в Кашмире, Индия и Пакистан на равных правах были приняли в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В таком случае Россия будет выступать посредником для того, чтобы избежать худшего сценария развития событий. Вопрос только в том, следует ли ожидать поддержки от США - единственной стороне, которой выгодна эскалация конфликта между странами ШОС.

Элиза Абиева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |