Вт, 23 апреля, 18:38 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Край башен вековых – колыбель нахов

Край башен вековых – колыбель нахов

19.04.2008 10:26

Шаройский район - самый высокогорный и отдаленный от столицы ЧР. Расположен он в 120 км к юго-востоку от г. Грозный. Граничит с Дагестаном и Грузией. Административный центр района - с. Химой. 58 тысяч га территории на 3300 человек населения. До начала второй чеченской кампании численность населения составляла 4960 человек, а до депортации 1944 - около 50 тысяч человек.

Район, ввиду особых условий высокогорья, практически не имеет земель сельхозназначения. Полностью отсутствует промышленность или иные крупные бюджетообразующие объекты производства. Более 2000 безработных. Единственное благо цивилизации - электричество в район провели только после жесткого поручения Президента ЧР Р. Кадырова, благодарности которому в этих местах за этот неоценимый подарок просто нет границ. То, что казалось невозможным даже в советскую бытность, стало свершившейся явью за три месяца. Включить рубильник через Итум-Калинский перевал приезжал сам Президент. Здесь до сих пор шутят, что если бы Рамзан Ахматович проехал через Шаро-Аргунское ущелье и испытал все прелести этого переезда, то за столь же короткий срок в район провели бы и дорогу. По сегодняшний день имеются высокогорные селения в приграничной зоне, где еще никогда не зажигалась лампочка Ильича. Не ловит здесь радио, не показывают местные телеканалы, да и мобильную связь приходится ловить точечно, о чем на равнине уже давно забыли.

Журналистов сюда, по словам главы администрации района Р. Мусалова, заманить практически невозможно. «Из-за отсутствия дороги, мы словно живем в ином измерении», — говорит Расул перед нашим совместным выездом из Шатоя. Острая нехватка специалистов во всех отраслях здесь, пожалуй, ощущается наиболее остро, нежели в иных районах республики. Отсутствие, я даже не скажу полноценных, ибо точнее будет, элементарных условий для лечения, образования и досуга, естественно, толкают людей с насиженных мест на равнину. Это, в общем, краткая прелюдия к истинной картине жизни в здешних горах, которые по праву можно назвать колыбелью нахов. Но сохраним ли мы для наших потомков то немногое, что еще осталось от нашей истории, зависит от нас.

Эх, дороги!..

Будучи самым труднодоступным из районов, Шаройский, без преувеличения, можно назвать самым живописным и чистым во всех отношениях районом республики. Боюсь быть неправильно понятым местными жителями, для которых дорога есть основа жизни и основа проблем, но именно ее «отсутствие» в полном значении этого слова спасает этот девственный край от порой неприкрытого варварства и грязи. Кстати, в районе есть негласное табу на распитие и реализацию, в том числе и подпольную, спиртных напитков. Да и сами здешние жители, привыкшие довольствоваться малым, в чем-то даже наивные, далеки от алчности и взаимного недоверия. Честно признаться, я даже в чем-то позавидовал тем отшельникам, которые, словно ласточки, обустроили свой быт на склонах гор.

Неописуемо красивые горные ландшафты с бьющими прямо из-под основания кристально чистыми родниками, внезапно расступаясь, открывают завораживающий вид на альпийские луга с вечно покрытыми снегом вершинами. Местность буквально иссечена ущельями. Нависшие прямо над кромкой дороги каменные своды скал в любой момент грозят разразиться градом камней, а в период дождей - селевым потоком. Здесь чуть ли не каждый склон пропитан историей, облит потом поколений, которые волей или неволей, но с упорством обреченных выбивали в этих каменных исполинах островки жизни.

Стоит только догадываться, какого титанического труда стоило, к примеру, на пологих склонах насыпать земляные террасы, остатки которых и сегодня четко видны даже на значительном расстоянии. Я давно вынашивал мысль побывать в этих овеянных стариной местах. Увидеть вживую руины древних поселений, прикоснуться к холодным камням вековых башен. Однако то, что для заезжего туриста представлялось экзотикой, для местных оказалось тяжкой ношей. Первое, что меня поразило еще до прибытия в пункт назначения, это дорога по Шаро-Аргунскому ущелью, если, конечно, то, по чему пришлось ехать, можно было назвать дорогой. Для меня было новостью, что сюда не ездит и пассажирский автотранспорт. Таксист, которого я попытался нанять, долго отпирался, а потом загнул цену, эквивалентную половине моего рабочего оклада. На мое возмущение добавил: «Да ты хоть знаешь, куда ты меня собрался тащить?» Пришлось созваниваться с главой администрации Шаройского района, который и подобрал меня через пару часов.

Ощущение от езды, прямо скажу, было не из приятных: намокшая от прошедшего ночью мокрого снега дорога предстала во всей своей «красе». Проезд - в завалах из камней, некоторые из них с автомобильный двигатель величиной, и грязевой сель нередко приходилось пробивать вручную. Огромные колеи от прошедшей чуть ранее военной колоны еще более усугубили ситуацию. Не менее жуткие ассоциации вызывали импровизированные мостики в виде перекинутых через мощный горный поток деревянных настилов. Новичку вроде меня было от чего взмокнуть. Но даже в столь жутком состоянии пейзаж ущелья не мог не вызывать трепетного восторга. Для моих попутчиков это был не самый худший день. То ли дело здесь творится зимой, а того хуже - после ливневых дождей, от которых неприметная ныне речушка сметает и мосты, и саму дорогу. Несколько раз по дороге на значительном расстоянии от Шатоя мы обгоняли и плетущихся с туго набитыми сумками моих попутчиков из города. И только добравшись к закату до места, я смог оценить, какой путь им предстояло пройти пешком, если не подвернется шанс поймать попутку.

- Было время, - говорит Расул, - после обвала вон той скалы, - он показывал рукой на огромные нагромождения камней, корней и ила, - здесь образовалось огромное озеро глубиной более 7 м и почти в 5 км длиной. Вода полностью смыла дорогу, которая до наводнения проходила по правой стороне ущелья, и долгое время мы практически были оторваны от основного мира. Трудно поверить, но, чтобы преодолеть этот отрезок пути, приходилось пробираться по пояс в снегу. Пользовались даже надувными лодками, а когда поверхность покрывалась льдом, ездили по нему. Вот такая вот у нас здесь экстремальная, я бы сказал, экзотика. Сколько ни пытался затащить сюда съемочную группу, не выходит. А нам с этим приходится жить. Отсутствие нормальной дороги парализует все наши инициативы по развитию района и причиняет огромные неудобства местным жителям. Это наша основная проблема, над решением которой мы бьемся уже который год. Естественно, без решительных мер со стороны правительства силами района эту проблему не осилить.

Незаметно за разговором ущелье расступилось, и мы выехали к с. Химой. Так завершился первый день моего знакомства с этим обжитым некогда краем.

«Вести республики» №64.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |