Сб, 20 апреля, 16:16 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Асланбек Сулейманов: Авария на Чернобыльской АЭС - самая страшная трагедия за всю историю человечества

Асланбек Сулейманов: Авария на Чернобыльской АЭС - самая страшная трагедия за всю историю человечества

13.06.2019 11:03

Тридцать три года назад повестку на учебные сборы в город Желтые воды Асланбеку Алаудиновичу Сулейманову вручили прямо на работе. На тот момент Асланбек работал начальником участка ремонтно-строительного управления №2 «Грозгражданстрой» под руководством, которого находилось 150 строителей. На сборы были даны три часа.

© Муса Садулаев/ИА "Грозный-информ"

- Поехав домой, я даже рюкзак не успел взять с собой, только попрощался с родными. Затем меня посадили в поезд, направляющийся в Ханкалу, оттуда уже с военкомата прибыли в город Желтые воды.

Многие умышленно ломали ноги и руки, прыгая с высоты. Они готовы были остаться на всю жизнь инвалидами, лишь бы не попасть в Чернобыль, поскольку, осознавали, что могут не вернуться живыми обратно домой. Однако, ни один чеченец не бежал из Чернобыля, - рассказывает Асланбек Алаудинович.

Пройдя осмотр медицинской комиссии и необходимую подготовку, Асланбек, в числе 250 человек, 18 июня 1987 года уже прибыл из Желтых вод в военную часть, дислоцирующуюся в городе Припять - в 18 км от Чернобыльской АЭС.

- На тот момент предыдущая группа ликвидаторов закончила свой график работы, мы должны были их сменить. Их необходимо было вывозить после того, как они получат разрешенную дозу радиации. Для ее определения нам было необходимо всегда при себе иметь дозиметр, определяющий мощность излучения за определенный период времени. Так, мы жили в Припяти, в здании школы-интерната. Я был назначен мастером управления строительства № 605 13-го района, который находился в 3-м реакторе. Прямо за стеной находился 4-й, в котором и произошла сама авария, - делится чернобылец.

По его словам, строители занимались дезактивацией, выполняли различные задания по специальным направлениям. Следили за тем, как проходят работы в третьем энергоблоке на Чернобыльской АЭС.

- Рабочий день начинался в девять утра. Нас на автобусе отвозили в Чернобыль на место аварии. Там мы работали 2-3 часа, затем нас везли обратно в Припять. В жару было трудно работать, радиация больше давала знать о себе, поэтому были случаи, когда мы работали только час. На смену выходило около пяти тысяч человек, каждый занимался своим делом. Опрыскивали деревья, мыли окна, стены, занимались дезинфекцией. У каждого была своя миссия. Я, будучи прорабом, отвечал за вентиляционные работы, - вспоминает, - А. Сулейманов.

Асланбек Алаудинович, как мастер, носил белую форму, а строители - черную. С тех пор у него так и осталась привычка к белому цвету. Каждый работник после смены не только мылся, но и выкидывал старую одежду, она свозилась в специальный могильник, а потом хоронилась. Такая процедура проходила как минимум 3 раза в день. Готовили сытные, вкусные и разнообразные блюда. Даже вода для питья была бутилирована.

- Быль о том, что ликвидаторам раздавали водку, такого не было. У нас вокруг был «сухой закон», и в деревенских магазинах запрещено было продавать алкоголь военнослужащим. А нарушителей дисциплины сажали на 10 суток и за каждый день удерживали 10 рублей.

Каждый день мы видели мертвый город, без людей. Пустые улицы и дома. Застывшие железные качели и колеса обозрения. По дороге на станцию меня всегда мучила мысль, где я начну гнить, с ног или рук, а может и с головы. Без сомнений, авария на Чернобыльской АЭС, самая страшная и незабываемая трагедия за всю историю человечества. Не стану лукавить, что страх за жизнь был, но воля к жизни переборола и помогла мне вернуться домой к семье, - рассказывает чернобылец.

Спустя годы, просматривая кадры из кинофильмов про Чернобыльскую трагедию, наш герой приходит к мысли, что многие факты не соответствуют действительности.

- Говорят, что на телеканале HBO вышел сериал «Чернобыль». Я сам киноленту не смотрел. Но одно точно могу сказать: лучше ликвидаторов фильмы про Чернобыль не снимет никто! – считает Асланбек Сулейманов. – Только мы знаем, что там было на самом деле.

65-летний А. Сулейманов по сегодняшний день поддерживает дружеские отношения со многими участниками ликвидации.

- На Чернобыле я провел 3 месяца. За это время смог подружиться со многими ребятами. Так, до сих пор поддерживаю связь с Хамзатом Евлоевым и Мусой Кадзоевым из Ингушетии. Каждый месяц проводим встречи со всеми ликвидаторами, входящими в Чеченскую региональную организацию «Союз Чернобыль». В дружеском кругу обсуждаем наши проблемы, по мере возможности, ищем пути их решения. В любом случае мы своих не бросаем, - подытожил А. Сулейманов.

Малика Бисаева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |