Вт, 22 августа, 17:51 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

Главная » НОВОСТИ » Экспресс-аналитика » Россия после коммунизма

Россия после коммунизма

09.06.2017 14:09

О проблемах нравственности в современном капиталистическом обществе размышляют член Общественной палаты ЧР Магомед Дадуев и писатель Саид-Хамзат Нунуев.

М.Д.: В последнее время люди, особенно старшего поколения, нередко ностальгически вспоминают ранее прошедшие времена: коммунистические идеи о равенстве, социальной справедливости, дружбе народов. Не кажется ли тебе, Сайд-Хамзат, что первые фразы из «Манифеста Коммунистической партии», записанные Марксом и Энгельсом «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма», вновь обретают актуальность? Или это ностальгия по прошлым временам?

С-Х.Н.: Когда мы жили в СССР и даже работали на высоких должностях в органах КПСС, мы и представить не могли, насколько безобразным, бесчеловечным может быть капитализм. Мы сами не совсем верили в то, что пропагандировали. Возьмём, к примеру, современных российских олигархов (те же капиталисты), которые приобрели свои активы зачастую мошенническим путем.

М.Д.: Действительно, каких-то 20-25 лет назад почти все это огромное состояние, которым кичится сегодня каста ультра-богачей новейшей России, ранее было общественным достоянием советских людей. Поспешный-же несправедливый раздрай народной собственности учиняла наиболее шустрая горстка функционеров под диктовку Запада, чтобы исключить всякую возможность реконструкции нео-советской системы. Так примерно зачиналась каста «ново-русских» олигархов. Их колоссальное состояние, запредельные зарплаты, суперпокупки и чудачества на фоне обнищания основного населения страны обсуждает весь мир. На этом поприще российские олигархи чуть ли не мировые лидеры.

С-Х.Н.: Разумеется, закрытыми концертами звезд мирового уровня «для милых дам» или приобретённого острова, домами в футуристическом стиле или яхтами уже мало кого удивишь. Жажда суперпокупок у них столь велика, что выводит их на космический уровень и утоляют ее приобретением земли на видимой стороне луны или поисками живой воды для омоложения тела дряхлеющих возлюбленных в целебных источниках на самом дне океана… И здесь дело не столько в кучке олигархов, которые сегодня завладели богатствами страны, а в нравственной составляющей. Людей сознательно совращают, делают из них безвольных рыночных существ, довольствующихся тем, что им отпускают «хозяева» мира сего. И чем гуще разврат и растление, тем спокойнее капиталистам. Ибо слабые, бесправные и беспомощные люди не задают неудобные вопросы о совести, чести, справедливости. Прав был недавно ушедший от нас Гейдар Джемаль, когда писал, что самые опасные враги капиталистов – мусульмане и коммунисты, особенно, если они объединятся.

М.Д.: Конечно, философ имел ввиду объединение против страшной опасности, исходящей из Запада – гедонизма («наслаждение», «удовольствие» - учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни; антипод духовного). Этого явного порождения буржуазии; безбожного, безнравственного капитализма. Опасность гедонизма в том, что быстро опустошается душа человека, коль главным в жизни становятся плотские радости. Эту опасность общество сполна ощутило на себе в постсоветской России после предательского развала СССР. Страны, которая в общем-то была мультикультурной, определенно нравственной, духовной страной, хотя в её идеологии присутствовал атеизм. На это точно обратил внимание глава государства Владимир Путин в серии т.н. «майских» (2012 г.) Указов и последующих поручений, где подчеркнута актуальность вопросов воспитания и формирования у молодежи общероссийской социокультурной гражданской идентичности. Значительное внимание данной тематике уделяет и Глава нашей республики Рамзан Кадыров. Достаточно напомнить об известной Единой Концепции.., одобренной им. Принципиальная содержательная часть которой четко коррелируется с чеченским этническим кодексом чести Нохчалла, позволившим в течение многих столетий сохранить для потомков незыблемые фундаментальные ценности народа. На мой взгляд, это свидетельствует, что в чеченском обществе очень крепки консервативные взгляды, национальные традиции, способные в кризисных условиях консолидироваться.

С-Х.Н.: Безусловно, социальная консолидация - это естественный и позитивный для нас коллективный механизм защиты. Он во многом помог и помогает нам преодолевать различные глобальные катастрофы, бытовые трудности. Созидать и развиваться невиданными темпами, что и было точно подмечено участниками недавно состоявшегося в Грозном пленарного заседания Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», где высказаны актуальные задачи сотрудничества России и исламского мира по установлению справедливого миропорядка.

М.Д.: Нынешний цветущий облик республика обрела благодаря этим замечательным национальным качествам нашего народа, эффективности действий руководства. Тем более, когда сопутствует созидательный конфессиональный фактор, препятствующий нравственной деградации. Здесь, вероятно, срабатывает природный инстинкт самосохранения, рефлекс социальной защиты от всякого рода социально-экономических, политических потрясений, сопровождаемых навязыванием чуждой идеологии, разрушительной морали…Коллективное естественное противодействие исламофобии и ксенофобии, которые являются следствием работы отдельных СМИ, обслуживающих интересы определенных политических кругов Запада, который все более отказывается от традиционных христианских ценностей. Например, в отношении к семье, человеку, детям и т.д. Где здесь кроется угроза для российских народов, в том числе и 20-миллионной уммы мусульман, среди которых наиболее ценным считается «вырастить ребенка здоровой личностью, обладающей хорошим характером и высокой нравственностью, должным исламским поведением и качествами, необходимыми для зрелого и ответственного отношения к жизни». Где мужчина, говоря словами спикера парламента республики М. Даудова, - «…это ответственный отец семейства, а не бесполое существо, называющее себя мужчиной, а женщина - это мама, дочь или сестра, а не существо, напрочь лишенное всех женских и материнских инстинктов".

С-Х.Н.: Абсолютно верно. Роль семьи, родителей и особенно отца в Исламе особо почитаемы. Сам Пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует) был образцовым отцом. Когда к нему приходила дочь, он в знак уважения к ней вставал. Самое важное для исламской семьи – это воспитание детей в семье, где царит гармония в родительских отношениях: любовь и уважение друг к другу, детям и близким людям. Однако резкий переход россиян от социализма в рыночный капитализм не дался просто. Он безжалостно нарушил привычные христианские семейные ценности; атомизировал общество. Например, по всей России за последние 20 лет 1 млн. человек покончили жизнь самоубийством. Такие данные сообщил Б. Положий, руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского. Люди при капитализме теряют смысл жизни. Теряют высокие стимулы. Последние 20 лет очень высоким остается уровень самоубийств среди подростков: около 16 случаев на 100 тыс. детей этого возраста. В мире этот показатель - 6-7 случаев на 100 тыс. Проблема в том, как отмечают многие, что массовая буржуазная культура воспитывает в молодежи нарциссизм и гедонизм, довлеет лозунг: «Бери от жизни все». Люди разочаровываются в своих неправильных идеалах и, впав в отчаяние, устав «брать всё», порой лишают себя жизни.

М.Д.: Печальная статистика. Но заметь: в современном обществе, в особенности у родившихся и выросших в условиях социализма, в СССР, мощнее иммунная защита от нравственного падения. Хотя они тоньше чувствуют и острее реагируют на возрастающую пропасть между классом богатых, сверхбогатых и бедных, которую зачастую невозможно объяснить объективными доводами. В этом беспокойном мире, вероятно со дня его сотворения, люди никогда не были равны в имуществе и богатстве. Однако существует мнение, что, например, «…жадность, а тем более алчность, многократно усиливает желание получения удовольствия любыми способами и с наименьшими затратами, превращая человека в «наркомана» удовольствия. Он не остановится ни перед чем, лишь бы получить очередную порцию удовольствия. В связи с этим моральные ограничения полностью уходят из его жизни, их место занимают собственные эгоистичные правила, нацеленные на удовлетворение неограниченного желания наслаждения». Как бы ты объяснил подобное утверждение и в чем его корни? Как связано это с природой человеческой сущности, или это явление социальное? Элементарно говоря, в чем проблема? Ведь даже животному необходимо удовлетворять свои инстинкты, чтобы выжить.

С-Х. Н.: Да, именно – чтобы выжить, удовлетворить свои минимальные потребности и воспроизвести потомство. Но ельцинско-березовскому олигархическому капитализму (или - бизнесу, жидизму [1]) - совершенно безразлично знать, что станет с народом, с его будущим завтра. Если западные долларовые миллиардеры зарабатывали свои капиталы династиями из поколения к поколению в течение сотен лет, то российские (читай – постсоветские) выросли как бы мгновенно. Преимущественно на приватизации и перепродаже народного достояния - нефти, газа, леса, алюминия и т.п. Десятки миллионов людей обмануты мировым жидизмом после развала СССР. Им наплевать на весь мир, лишь бы заработать, иметь прибыль здесь и сейчас, даже ценой отравления жизни десяткам миллионов людей. Путем поддержки экстремизма и терроризма навязывая по всему миру (преимущественно в мусульманских странах) свои «демократические» порядки.

М.Д.: Означает ли твое утверждение, что кодексу чести Нохчалла, его духу совести и справедливости больше соответствовал социалистический строй? Ведь совершенно очевидно, что не бывает идеальных политических и социально-экономических систем, пока жизнь на планете Земля распределена несправедливо и у каждого государства свои кровные интересы. Если у одних на первом месте – деньги, неуемная страсть к обогащению любой ценой, есть ведь люди (и весьма небедные), помнящие о совести, долге, пожертвовании. Например, в нашем регионе - при любой политической и общественной системе есть известные люди, живущие по совести, помня Бога в себе и соизмеряя свои поступки с кодексом чести Нохчалла. В целях благодеяния многие из них пожертвовали немалые средства на нужды общества - строительство в родных селах дорог, мечетей, провели газ, электричество и т.д. Иначе, не имея благих целей расходования капитала, можно и озвереть - опускаться, превращаясь в ненасытное гедоническое существо в человеческом образе.

С-Х.Н.: Ты верно подметил, что щедрость – это признак человека верующего. А жидизм, как социальное явление, никак не связанное не с религией человека, не с его этнической принадлежностью. Вот поэтому священный Коран, запрещая ссудный процент, ввел другую норму поддержки нуждающихся – выплату закт (обязательный годовой налог) и садака (добровольная милостыня) ради получения довольства Всевышнего Аллаха и награды от Него. Тем самым подрывается вся сущностная основа капитализма и утверждается принцип справедливости. По этому поводу уместно напомнить высказывание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Скупой далёк от Аллаха и далёк от Рая, от людей и близок к Огню (Ада). Щедрый близок к Аллаху и Раю, близок к людям и далёк от Огня (Ада)» (ат-Тирмизи).

М.Д.: Религии единобожия: иудаизм, христианство, ислам однозначно осуждают жадность, страсть людей к накопительству, считая это пороком. Коварство капитализма многогранно. Он не только соблазняет, растлевает роскошью, он ещё ломает устоявшиеся тысячелетиями традиции и обычаи. Заставляет людей смотреть друг на друга свысока, не понимая, что этим «вознесением» они всё больше опускаются в бездну. Как бы высоко не взлетел вайнах, каким бы успешным в мировом масштабе не был его бизнес, его жизнь – горькая трагедия, если он отлучился от канонов Нохчаллы, воспитал своё потомство в духе банального космополитизма, полагая, что сверхбогатства гарантируют ему долгую счастливую жизнь. Всё может быть совсем наоборот…

С-Х.Н.: У сверхбогатств свои проблемы, ничуть не слаще проблем бедности. Возносясь над своим народом и примазываясь к мировой олигархической аристократии, человек пребывает в одно время в эйфории. Но такое состояние быстро проходит. Человек так устроен, что ему нужны всё новые вершины, либо материальные, либо духовные. Честолюбие (я, эго, нафс, со-ас) – как наркотик. И здесь он начинает либо глубже задумываться над жизнью и судьбой своего народа (инвестиции в экономику республики, участие в социальных проектах, благотворительность…), либо ещё дальше отделяется, обустраиваясь где-то в роскошной гавани гедонистского «рая» - Запада. Отдаляется, чтобы забыться в наркотическом удовольствии от роскоши (виллы, яхты, стервозные девки…). И тогда это… полная душевная опустошенность, горечь одиночества и забвение близкими, опостылевшая жизнь «чахнущего над златом» и неминуемый конец его земного пребывания, когда неожиданно и некстати явится ангел смерти.

М.Д.: К сожалению, в современной реальности нередко все так и происходит - стандартная история. Богатства, сверхбогатства с многозатратными красивыми свадьбами, фуршетами, никогда ещё никого не делали вполне счастливым. Таким образом, тратить – это ещё большее искусство, чем зарабатывать. Деньги, в самом деле, как огонь. Можно на время согреться, но можно и дом спалить. Есть ли альтернатива этому кошмару? Надеюсь, есть и она, вероятно, – в сохранении неразрывной связи со своим народом, в жизни с этим народом, с его проблемами и радостями. Например, популярный в регионе Фонд Ахмата-Хаджи Кадырова, который длительное время демонстрирует умение жить по Исламу, в ладу с кодексом Нохчалла, понимая, что это - чудо следовать заветам отцов, посвящая в его таинства своих детей и внуков. Творить добро с любовью и уважением к народу...

С-Х.Н.: Да, жизнь переменчива и может однажды жестоко отомстить. Нам не дано предвидеть – это не в нашей воле. Кто – то заметит, что богачей, оторвавшихся от своего народа, среди нас нет. Это – ошибочное мнение. Большие деньги способны вскружить голову, внушить человеку, что причастность к мировому олигархату - важнее и престижнее причастности к своему «бедному» народу. Это проявляется, прежде всего, в игнорировании вековых обычаев и традиций своего народа, наивно полагая, что «деньги не пахнут» и нет никакой нравственной ответственности перед обществом. Всё это приходит в жестокое противоречие с понятием Нохчалла.

М.Д.: Без сомнения, жидизм и Нохчалла – вещи полярные, совершенно несовместимые. Зарабатывание чеченцем денег ценой предательства совести и чести ради демонстрации своей роскоши – не Нохчалла. Нохчалла – это когда помнишь о совести всегда, в любом ранге и условиях, где бы не оказался – в списке олигархов, на вершине власти или скромно в бюджетной сфере, в производственном предприятии. А жидизм в любой сфере – проклятое Кораном и Библией ростовщичество, циничные и бессовестные финансовые манипуляции. Это даже не капитализм. Ты справедливо заметил – это подобие онкологии капитализма, её высшая гибельная фаза. Именно жидизм (не капитализм, стимулирующий отечественное производство) внедрили в России после того, как преступно развалили СССР. Сегодня мы определённо живём в эпоху, когда отдельные явления в мире невозможно понять вне контекста этого эпохального уродства, где глобализация уничтожает этноконфессиональную уникальность стран и народов. Превращает их в однообразную американизированную массу потребителей.

С-Х.Н.: Бедность, конечно, безобразна и унизительна. Особенно бедность здорового, работоспособного человека, но предпочитающего праздность, безделье. Поскольку она унижает человека, сковывает его человеческие возможности. Есть бедность философского плана, когда человек добровольно отрекается от земных соблазнов, становится на путь монашества, отшельничества, аскетизма. Обрекает себя к судьбе скитальцев, как странствующие дервиши. Но по исламу самый верный путь - это не отрешение, а любовь к жизни, честный труд во благо своей семьи, ближайших родственников, нуждающихся - всей уммы правоверных.

М.Д.: Но в современном мире жить богато, роскошно никому не запретишь. Более опасна другая крайность – когда накопительство, богатство, роскошь становятся страстью, смыслом жизни, удаляя его от родных корней. Именно этот страшный во многих смыслах порок эпидемией распространяется среди нашего общества. Порок, который спровоцирован, очевидно, долгой полосой неустроенности, разрухи, пребывания в шоковом состоянии военной поры.

С-Х.М.: Человек нравственный непременно ищет дорогу к Всевышнему Создателю, ибо только у Него ключи в иное Высшее измерение. Вероятно, поэтому наш генетический зов Нохчалла, имеющий глубокие исторические корни, близок к идеям социального равенства и справедливости.

М.Д.: Неужто имеешь в виду к идеям социализма, коммунизма? Правильно ли я понимаю?

С-Х.Н.: В главном – да. Давай вспомним. Буржуазное стремление превосходить ближних роскошью, никогда не приветствовалось ни у одного народа, особенно у вайнахов. Как известно, в исторической полосе обозримой древности и средневековья не было резкой социальной дифференциации. Существовал даже обычай «байтал ваккхар», что-то типа раскулачивания, когда соплеменник начинал демонстрировать свое превосходство в состоянии.

М.Д.: Согласен с тобой. Именно такая философия – основа идеи социальной справедливости. Думаю, что эта идея не исчезнет в принципе никогда. И это, как может показаться, не претензии к капиталистической системе основанные на «совковости», привычке к уравниловке и т.д. Вероятно, людьми движут фундаментальные чувства общественного согласия, доверия и гармоничных конструктивных отношений. Но не закон джунглей, в чей капкан попало человечество после того как развалили СССР, названный президентом Российской Федерации В.В. Путиным «крупнейшей геополитической катастрофой XX века».

________________________________________

[1] Понятие «жидизм» не подразумевает этнический или конфессиональный контент. Его синонимы: скряга, крохобор, жадина, скупец, корыстолюбец … Отсюда производное - жидохристианин, жидомусульманин, жидоиудей и т.д.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

www.grozny-inform.ru
Информационное агентство "Грозный-информ"

229

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter