Ср, 24 апреля, 12:50 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » «Нам рано жить воспоминаньями»

«Нам рано жить воспоминаньями»

24.06.2016 11:39

Среди молодых женщин республики немало таких, которые наполняют душу гордостью за них, — они образованны, умны, духовно красивы. Какой пласт культуры ни затронь, им есть что сказать, они начитанны, с ними интересно беседовать, их хочется слушать. Одна из них — Зарета Алдамова. При этом в ней нет и тени высокомерия, как и все истинно талантливые люди, она вечно недовольна собой, она скромна и доступна. Как говорят чеченцы, «г1иллакхах юьззина ю».

В 2006 году Зарета начала работать на ЧГТРК «Грозный» редактором редакции художественных программ. Она — автор таких программ, как «Стела1ад», «Тахана г1алахь», «Ни1мат» «Портал культуры» (идея Лулы Куни), «Сирла-сирла беттаса». Это одни из самых востребованных телепередач на телевидении. В них есть что почерпнуть и уму, и сердцу. «Мое жизненное и профессиональное кредо — пропаганда позитива о нас, вайнахах, поскольку нам есть, что сказать миру», — сказала Зарета.

Она родилась в октябре 1969 года в селе Самашки Ачхой-Мартановского района. Училась в сельской школе № 2. Капитал ее знаний закладывался именно здесь, но не только в стенах школы и благодаря учителям, но и благодаря примеру и усилиям родителей, о которых Зарета говорит с большой любовью и уважением.

Ее отец — Тагир Алдамов — был большим интеллектуалом и блестяще образованным человеком. Он вообще был красивым человеком – и внешне, и духовно. Равно как и его половинка – мама Зареты Лайса была на редкость красивой женщиной – чисто внешней и внутренней, одухотворенной красотой. «Я не похожа ни на кого из них», — улыбаясь, говорит Зарета, но мы позволим себе не согласиться с ней, ибо она, безусловно, унаследовала все лучшее от них.

— Отец всю жизнь занимался самообразованием, — с гордостью рассказывает она. – Прекрасно знал историю, любил литературу, собирал редкие книги, и потому мы были просто обречены читать…

Читали запоем. В доме была хорошая библиотека, где на книжных полках чеченская поэзия и проза гармонично сочетались с произведениями мировой классики.

Вечерами, когда все собирались вместе, получалась довольно многочисленная и веселая компания, ведь у четы Алдамовых — десять детей! – пять девочек, пять мальчиков. Лайса брала в руки гармонику, игре на которой училась у своей матери, тоже прекрасно владевшей этим музыкальным инструментом. Устраивался настоящий ловзар, с танцами, различными импровизациями, часто разыгрывавшимися спонтанно, экспромтом. Слушали чеченскую народную музыку – Лайса знала много прекрасных, задушевных мелодий. А еще она замечательно рассказывала чеченские сказки, и сегодня, по прошествии времени, Зарета с удовольствием пересказывает их уже своим детям.

— Видимо, в раннем детстве и закладывается тот духовный пласт, благодаря которому формируется ощущение принадлежности к определенной культуре, внутреннее благородство и чувство ответственности, — говорит Зарета. – В больших семьях дети вырастают трудолюбивыми, воспитывая друг друга. В нашей семье у всех были свои обязанности по дому, каждая из сестер отвечала за гардероб кого-нибудь из братьев, чтобы у них все было чисто и отутюжено. Потом в жизни всем нам эта практика пригодилась. В нашей семье солгать нельзя было в принципе. Проще было во всем признаться, если в чем-то провинился. Это приветствовалось.

К слову, предки Зареты по материнской линии были мастерами по серебру. В селе Ведучи старожилы до сих пор помнят их имена. По тем предметам, которые сохранились благодаря стараниям бабушки Зареты (она увезла их в Казахстан и хранила все тринадцать лет выселения), видно, что они созданы руками больших мастеров. Даже в отделке оружия эстетика была важнейшим элементом – настолько красив и изящен узор на ножнах кинжала.

— Да, это были мои предки, — кивает Зарета. – И я горжусь ими.

Когда безвременно ушли из жизни родители, заботу о семье приняли на себя старшие брат и сестра Алдамовых Рамзан и Таиса. Они и по сегодняшний день – крыша и остов семьи. У Зареты уже давно своя семья, она — самостоятельный, взрослый человек, но до сих пор их мнение для нее очень много значит, она дорожит их советами и прислушивается к ним. Ни один сколько-нибудь важный вопрос не решается без их одобрения, для нее очень важно не упасть в их глазах.

— Зарета, что ты любишь делать в свободное время? Чему отдаешь предпочтение?

— Свободного времени практически не бывает. Но что до увлечений – то это живопись, чтение, к которому пристрастилась еще в раннем детстве. Люблю книги, стараюсь приучать детей к чтению. Не знаю, насколько это получается. Ведь у них сегодня немало альтернатив – телевизор, компьютер, «айпад» и прочее. Как и все работающие мамы, стараюсь малейший шанс использовать, чтобы побыть с детьми.

Говорим о журналистике. Эта профессия – одна из самых трудных и опасных. Для чеченских женщин – еще и сложная, ибо она требует максимум времени, полной самоотдачи, часто приходится дорабатывать вечерами, «прихватывать» выходные. А у женщины, которая является женой и матерью, снохой – обязанностей хватает и без дополнительной работы. Но, несмотря на свою загруженность, чеченские женщины умудряются справляться с этим, вырастают до профессионалов высокого уровня. По словам Зареты, если работу любишь, она в удовольствие. Но если приходится разрываться между работой и семьей, появляется комплекс вины перед семьей.

— В чеченской журналистике для меня, бесспорно, есть авторитеты, — говорит Зарета. – Это Асет Муртазалиева, Лула Куни (Жумалаева), Халим Бурчаев и другие. О них могу сказать, что их жизнь настолько тесно была связана с культурой, искусством, что выходящее из-под их пера больше напоминает искусствоведческие научные труды, чем их личные впечатления о чем-то. Про своих коллег, про тех, кто делает телевидение, могу сказать: у нас очень талантливая молодежь. Какой пласт жизни ни затронь – культуру, науку, литературу, журналистику, — им всюду есть что сказать. Особо хочу сказать о нашем директоре Адлане Бачаеве – молодом, перспективном руководителе и отличном организаторе. Любой вопрос решает на месте, без проволочек, сделает все, чтобы работа не стояла. К делу подходит со всей ответственностью и нас учит тому же. Руководством канала очень многое сделано за последние годы: телевидение растет в плане техническом, творческом, приезжают из Москвы специалисты по телевизионной журналистике, обучают нас. Все развивается бешеными темпами, меняется наша жизнь – вместе с ней меняется медийная сфера: технологии и производство «телевизионной продукции». Кстати, во всех прогрессивных начинаниях особую поддержку нашему каналу оказывает Глава ЧР Рамзан Кадыров – почетный президент ЧГТРК «Грозный».

Несмотря на богатый опыт, Зарета постоянно учится, находится в творческом поиске. Она из тех людей, которые считают, что день, не принесший чего-то нового или интересного, прожит зря. Она начинала работу в газете, потом – на радио, в пресс-службе мэрии. Но по-настоящему ее возможности раскрылись на телевидении.

— Здесь гораздо больше возможностей полнее проявить себя, — считает она. – Тут можно делать музыкальные вставки (я очень люблю музыку!), можно дать подходящую картинку, — а это же и самому интересно.

Часто слышу, как коллеги или просто зрители говорят о ее передачах: «Мне очень понравилось, смотрел с интересом!» Для нее это очень важно. К замечаниям внимательно прислушивается, по высказываниям зрителей ориентируется. Это помогает ей в работе.

Когда Зарета выходила замуж, она свою бабушку по материнской линии Кайпу спросила: «Что мне сделать, чтобы марзхой (родственники мужа) любили меня?» «Специально ничего не нужно делать, — ответила мудрая женщина. – Просто надо любить и уважать их, как своих близких, и они почувствуют это».

Многому научилась Зарета и у бабушки по отцовской линии – черкесской княжны Айшат Кишмаховой. Ее отец был проповедником, и за это его семья была выслана в Чечню, где княжна и познакомилась с дедушкой нашей героини.

— Бабушка привила нам любовь к животным, — рассказывает Зарета. – Она была большая огородница, любила возиться с землей, любила сад, все время что-то сажала, выращивала, а мы помогали, учились… И так уж получилось, что мы как бы росли на природе и «понимали ее язык». А это уже непреходящие ценности. Словом, с предками мне крупно повезло.

Повезло ей, считает Зарета, и с марзхой. С особой теплотой она рассказывает о своей свекрови – Петимат Дадаевой. Это истинная горянка – стойкая, мужественная, мудрая. Она овдовела в сорок три года и осталась с десятью (!) детьми на руках. Жила достойно, достойно растила сыновей и дочерей. Всех подняла, каждому дала образование.

— У нее масштабное видение во всем, даже в вопросах политики, — говорит Зарета. – Она всегда мудро разрешает бытовые проблемы. А когда мама заболела, она стойко и благородно, без жалоб и стенаний, боролась с недугом, мужественно переносила боль. При этом она не потеряла чувство юмора. Уже будучи полупарализованной, она умудрялась встать в полный рост, когда входил ее старший сын. «Ты же ч1инхо, — шутила она, — значит, мой марзхо!» Чеченским обычаям, традициям, своду правил поведения в быту и в жизни (нохчийн г1иллакхаш), дипломатии дома меня научила родная мать, но тонкой политике отношений между людьми научила она, моя свекровь.

Зарета – счастливая мать троих замечательных детей. Это Хава, Абдурахман и Ахмедик. Пока все школьники и радуют мать своими успехами.

— Зарета, был в твоей жизни случай, который запал тебе в душу, что-то изменил в твоей жизни?

— Это было во время второй так называемой контртеррористической кампании. Мы вынуждены были уехать в Ингушетию, где нас приютила семья дальних родственников Манкиевых из села Далаково. Никогда не забуду, как нас тепло приняли и всячески поддерживали. Глава семейства Дауд Манкиев, несмотря на свои 80 лет, был очень энергичным и деятельным человеком. Дальнейшее показало, что он был еще и мужественным и достойным человеком. Хотя все его родственники считали его жестким и властным, у меня с ним сложились теплые и доверительные отношения. Он опекал нас, как и подобало настоящему вайнаху – к тому времени у нас не было отца. И когда возникла конфликтная ситуация между местной и приезжей молодежью, он принял всю ответственность на себя, — мол, гости мои, значит, и проблема моя. Случайно я услышала, как он, завершая молитву, читал доа: «Веза Дела, и дов нах болчу нахах тасделла хилийта ахь!» («Великий Аллах, пусть эта ссора будет связана с достойными людьми!»). Эта фраза дала мне понимание очень многого, на многое открыла глаза. Я и до этого уважала его, но всю меру его мужества, благородства и неравнодушия к чужой беде я осознала в этот момент. И еще после этих слов мне открылась вся сила мудрости вайнахской этики. Даже ссора возвеличивает, если она произошла между людьми чести, и завершается миром. Так было и на этот раз.

— Что бы ты изменила в своей жизни, если бы могла?

— Если бы могла, продлила бы жизнь родителей. Но на все воля Всевышнего…

— Твое самое заветное желание?

— Чтобы дети выросли достойными людьми, чтобы жили под мирным небом и им не пришлось пройти через то, что довелось пережить нашему поколению.

— Кому и за что ты благодарна?

— Всем, кто любил меня и поддерживал все эти годы.

— У тебя есть кумир?

— Не сказать «кумир», просто восхищаюсь и глубоко уважаю за мужество и благородство и за все, что он сделал для нашего народа, Абузара Айдамирова.

— Кого любишь читать?

— Абузара Айдамирова, Ахмеда Сулейманова, Лечу Абдулаева, Мусу Ахмадова, Мусу Бексултанова, еще – Набокова, Ремарка, Моруа, Пруста.

— Ты любишь готовить? И что именно?

— Люблю нашу национальную кухню.

Зарета Алдамова — заслуженный журналист ЧР, член Союза журналистов России, лауреат премии Интеллектуального центра «Серебряная сова», неоднократный лауреат республиканских конкурсов. Она награждена орденом Мамакаева за освещение и пропаганду литературных достижений, ведомственной медалью Министерства культуры ЧР за вклад в развитие чеченской культуры, медалью Международного Артийского комитета за вклад в развитие культуры и искусства, в ее «копилке» множество почетных грамот, в том числе – от Президента ЧР. «Все это накладывает определенную ответственность!» — шучу я. Зарета с ходу парирует: «Стараюсь соответствовать!»

Мне остается лишь добавить: и у тебя получается!

Я открываю страничку Зареты Алдамовой, «листаю семейный фотоальбом». Передо мной мелькают разные картинки – моменты неумолимой и быстротечной судьбы. Вот здесь Зарета – совсем юная! – с подружками. Красивая, статная. Вот уже на каком-то торжественном мероприятии, окруженная друзьями, известными в республике людьми и по-прежнему красивая особой, одухотворенной красотой. А вот – на художественной выставке, с глазами, умудренными чередой незаметно пролетевших лет. Но как поется в песне, «нам рано жить воспоминаньями». Жизнь, по сути, только берет разбег. И дай Аллах, чтобы в ней в грядущем было побольше благодатных и светлых дней, как того наша героиня и заслуживает.

Умиша Идрисова

Вести республики, №120 (2804) 24.06.2016

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |