Пт, 29 марта, 08:16 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Чеченский театр имени Ханпаши Нурадилова успешно завершил юбилейный год

Чеченский театр имени Ханпаши Нурадилова успешно завершил юбилейный год

18.05.2017 09:11

За несколько дней до майских праздников отметил 85-летие Чеченский государственный драматический театр им. Ханпаши Нурадилова. Отметил свежо, необычно – постановкой, в которой встретились герои культовых спектаклей театра. И уже в День чеченского языка (25 апреля) театр представил на сцене государственного театрально-концертного зала драму «Дахаран пхьалг1а» («Кузница жизни»). Через две недели новый спектакль – «Баланийн чолхе шераш» («Годы великих испытаний») – прошел 10 мая, в День памяти и скорби народов Чеченской Республики, на сцене Грозненского Театрально-концертного зала (ГТКЗ).

Фрагмент спектакля «Дахаран пхьалг1а» («Кузница жизни»)

Чем запомнилась постановка в честь 85-летия театра? Героями комедии «Бож-Али», которые встретились по задумке драматурга Мусы Ахмадова в настоящее время, то есть, полвека спустя после описываемых в культовом спектакле событий. Другой сюжет того же автора свел персонажей разных комедий - «Денисолта» и «Ханума». И появился новый мини-спектакль, где в действие «Денисолты» - с его многочисленными и амбициозными женихами Келисат - вторгается Ханума, т.е. главная героиня другой комедии!.. Искрящийся народный юмор, острые диалоги, комичные ситуации - обе постановки режиссера Хавы Ахмадовой вполне достойны дальнейшей сценической жизни.

Контрастировал по тематике фрагмент спектакля «Ворда хаьрцича – некъ карийна» («Арба перевернулась – дорога нашлась») по пьесе Отиа Иоселиани в постановке главрежа театра Руслана Хакишева. Отрывок также порадовал уровнем режиссуры и игры актеров. В целом спектакль о ценностях человеческого бытия. Вдаваться в подробности не стоит – спектакль репертуарный, идет на сцене театра почти два года (информация для потенциальных зрителей).

Новый в репертуаре театра спектакль - драма «Дахаран пхьалг1а» («Кузница жизни»). Новый не только по времени создания, но и по времени действия. Пьеса Мусы Ахмадова охватывает разные временные пласты. Она и о чеченцах раннего средневековья - о наших предках - воинах в кольчугах, вооруженных луками и стрелами чеченских рыцарях, о том, как около тысячи лет назад трансформировались чеченские традиции, зародившиеся еще раньше – в глубине тысячелетий.

Мехк кхел (Совет страны) созывает воинов отразить атаку врага. По обычаям того времени, опоздавшего надлежит сбросить со скалы – в назидание другим. После споров старейшин, после того, как является еще один запоздалый воин – является намеренно, во спасение предыдущего нарушителя «законов военного времени» раннего средневековья – Мехк кхел решает сохранить ему жизнь. Так отсекается то, что шло вразрез с растущим на тот момент приоритетом чеченской гуманистической традиции.

Другой временной пласт – начало ХХ века. Молодой человек, узнав о том, что его возлюбленная выходит замуж, убивает соперника во время его свадьбы. Он – кровник, который получает прощение, что хуже любого наказания…

В пьесе и, соответственно, в одноименном спектакле режиссера Хавы Ахмадовой, Г1ойсум (Дагун Омаев, Заслуженный артист РСФСР) прощает Элси (Аюб Цингиев, Заслуженный артист ЧР) - убийцу своего сына, с условием, что он продолжит работать в кузнице. В старые времена ремесло кузнеца у всех народов считалось чрезвычайно важным, ведь мастер по металлу ковал подковы и кинжалы, столь жизненно необходимые в древности и средневековье, в том числе для отражения атак многочисленных в те времена захватчиков. Не случайно в драме «Дахаран пхьалг1а» кузница находится в центре села, как жизненно важный «объект». Однако для Элси явилось сущим наказанием возвращение к привычному труду. Чувство глубокой вины, раскаяние, требующие уединения, возможность покинуть село, как того требовал чеченский обычай, и при этом необходимость оставаться на виду односельчан, в том числе Г1ойсума – однажды Элси срывается, и его крик отчаяния человека, который сам себя не простил – один из остродраматичных моментов спектакля. Надо сказать, в этой роли молодой актер Аюб Цингиев стал открытием для зрителя, сумев передать всю гамму чувств, бушующих в душе Элси. В начале спектакля он – беспечный, влюбленный молодой человек; после убийства соперника его персонаж словно приговаривает себя – его душа мертва с тех пор, как мертв его бывший соперник. Элси живет лишь физически, покидает село, превратившись в скитальца до старости лет.

Старика Элси, который в поисках наказания для себя за совершенное преступление защищает абрека от властей и чудом избегает виселицы, играет Бай-Али Вахидов, Народный артист ЧР, актер психологического театра. Как всегда, блистателен Дагун Омаев в своих пронзительных монологах. Запоминающийся образ создал Шамиль Алханов, Заслуженный артист ЧР, блеснув в эпизодической роли. Его Къайсар – старейшина Мехк кхел, с его требованием сбросить со скалы опоздавшего воина, впечатляет. Мы не знаем, как выглядели, как говорили чеченские старейшины около тысячи лет назад, но если персонаж, созданный актером, зрителя поразил, значит, это точное попадание в образ. Заслуженные артисты ЧР Аслан Ибрагимов в роли полковника царской армии, Рамзан Умаев (Г1овда), Мезиева Петимат (Амата), Народный артист ЧИАССР Хамид Азаев (Нажа), Народный артист ЧР Хамзат Кутаев (пхьар Байбетар) и другие - в спектакле много актерских удач.

Как следовало ожидать, Муса Ахмадов как драматург не менее силен, чем на писательском поприще. И все-таки пьеса «Дахаран пхьалг1а» не просто одно из лучших его произведений. В драме, сценически интерпретированной Хавой Ахмадовой, поднимаются глубинные пласты зарождения кодекса чести «Нохчалла». Это пьеса о том, как формировалась ментальность чеченского народа, как тяжелые условия жизни и постоянная необходимость отражать атаки захватчиков ковали несокрушимый дух предков современных чеченцев, способных, в то же время, простить запоздалого воина и даже кровника, или готовых поручиться собственной жизнью (Элси) за абрека.

Этапным является одноименный спектакль для Хавы Ахмадовой – известного замечательными спектаклями режиссера. Впрочем, оценка премьерного спектакля – за зрителем.

Мощная режиссура, прекрасная игра актеров, потрясающие исторические костюмы (художник Султан Юшаев), музыкальное оформление (Мурат Кабардоков), световая партитура (Павел Бызов) - спектакль захватывает и «не отпускает» с первой минуты до закрытия занавеса.

10 мая, в День скорби и памяти народов Чеченской Республики, ЧГДТ им. Ханпаши Нурадилова представил на сцене ГТКЗ спектакль «Баланийн чолхе шераш» («Годы великих испытаний») – большую работу, заслуживающую высоких оценок (уже прозвучавших) и отдельного разговора. Первая половина театрального сезона 2016-2017 гг. завершилась знаковыми творческими успехами театра.

Зарина Висаева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |