Чт, 28 марта, 12:44 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Похвала, которая дороже премии

Похвала, которая дороже премии

17.01.2018 17:04

Национальная библиотека Чеченской Республики имени Абузара Айдамирова и республиканская газета «Молодежная смена» второй год реализуют проект «Книга - ключ к успеху». В одноименной рубрике газеты успешные и знаменитые люди рассказывают о своей любви к чтению, о любимых книгах и писателях. В последнем номере газете известный московский журналист Лема Шахбулатов рассказывает, что значит для него книга.

Лёма Шахбулатов - журналист, публицист, издатель; один из основателей и руководителей самого крупного в 2000-х годах в газетной индустрии холдинга «Ведомости-медиа» (позже это - Издательский Дом «News Media»), в котором в разное время были сосредоточены многие крупные и влиятельные издания, в частности, один из самых популярных и высокоприбыльных в стране таблоидов - «Жизнь» (тираж издания составлял тогда 4,5 млн экз.), а также газеты «День», «Известия», информационный портал LifeNews.

Лауреат премии Союза журналистов ЧИАССР (1990 г.), премии «Человек года» Издательского Дома «News Media» (2013 г.) и премии им. А.П. Чехова «За вклад в русскую словесность» (2010 г.), Лёма Шахбулатов также известен, как автор книги «Шрамы на клавишах» (2007 г.) о судьбе и творчестве своего брата - известного композитора Аднана Шахбулатова.

- В первую очередь хотелось бы спросить Вас о том, справедлив ли тезис, что век газет прошел?

- Нет. Проходит век бумажных изданий. С наступлением эры интернета читательская аудитория, например, ежедневных газет, по результатам некоторых исследований, сократилась почти вдвое. И это падение продолжается. Поэтому газеты, чтобы выжить, вынуждены были уйти от «бумаги» в онлайн. Но это нисколько не мешает человеку, привыкшему начинать день с чтения утренних газет, черпать новости из этого источника. И чем больше таких источников, тем, естественно, пестрее, многообразнее, а значит, и совершеннее будет картина мира человека.

В лучшие и молодые свои годы я начинал утро вопреки рекомендациям профессора Преображенского с чтения газет. Это сейчас мир может «взорваться» от одного неловкого движения в твиттере/фейсбуке, тогда же время бежало не так стремительно, как ныне, и вчерашние новости иногда нет-нет тоже «выстреливали», во всяком случае, на улицу ты выходил уже «вооруженным». «Зачем вы начинаете утро с газет?», - спросили одного старого священника. - «Затем, чтобы знать, о чем просить Всевышнего в своих молитвах», - ответил он.

В общем, газеты - хорошо, но книги - лучше. В эпоху стремительного развития интернета, социальных сетей совершенно не остается времени на книги. Да и писателей расплодилось столько, что не осталось читателей! Однако никакой ютуб не заменит вам книгу и не принесет столько пользы, сколько она.

Книжный - это, наверное, единственный магазин, куда мы ходим всей семьей. Старшая дочь (студентка журфака МГУ) сразу окунается с головой в этот свой самый любимый мир. Младшая с мамой возятся вокруг этажерок с детскими приключениями и женскими романами. Я же неторопливо перелистываю свежеизданные шедевры Куприна. Александра Куприна можно перечитывать постоянно; он всегда своевременен и дружелюбен. Вслед за ним, конечно же, Лесков. И Бунин. Куда же [мне] без Бунина!? Да нет, всё же без всей этой могучей троицы - Куприн, Лесков, Бунин - нельзя (по крайней мере, нашему брату-журналисту) приступать к творчеству. Чтобы написать одну приличную статью [в публицистике], надо прочитать или перечитать сборник чьих-нибудь рассказов или два небольших романа. Это моя формула. Время от времени ты начинаешь замечать, что язык твой становится каким-то блеклым, будничным, бытовым, «несъедобным». Ээээ, брат, давно ли ты брал в руки Бунина!?

- Какая книга Ваша самая любимая?

- Одного автора точно не назову. Боюсь обидеть других.

- А первая?

- Букварь, наверное. Но если ворошить более-менее осмысленные времена, кажется, это была «Четвертая высота», повесть о Гуле Королевой; молодая девчонка, спортсменка - прыгунья в воду, которая в 18 лет добровольно ушла на фронт и погибла при взятии какой-то безымянной высоты. Автора, к сожалению, не помню. Потом были «Два капитана» Каверина. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - вся наша жизнь во времена Советской власти была подчинена этому лозунгу. И мы искренне мечтали, чтобы «на пыльных дорогах далеких планет», как пелось в старой песне, остались и наши следы.

Вот и книги были такие. Да, еще помню роман «Газинур», о татарском пареньке, который повторил подвиг Александра Матросова. Ну и, разумеется, время от времени от старших братьев-сестер мне иногда перепадали какие-нибудь «взрослые» и не всегда приключенческие романы, как-то: «Айвенго», «Пармская обитель», «Граф Монте-Кристо», «Собор Парижской Богоматери», «Красное и черное», «Вечный зов» и пр. Это что могу вспомнить навскидку. Надо оговориться, все эти и другие книги «кочевали» по нашей улице от дома к дому, и, разумеется, времени на чтение и, уж тем паче, осмысление у нас, младших, было не очень много.

- Что Вы можете сказать о нашей рубрике «Книга - ключ к успеху».

- Я бы раздвинул, возможно, рамки рубрики; книга - это ключ к счастью. Но если говорить строго об успехе, книга не сделает вас миллионером. Но вы точно не станете миллионером, если будете пренебрегать чтением. И уж наверняка не сможете без чтения сберечь свои миллионы, если случайно окажетесь их обладателями. Бизнес, издательский бизнес, который мы развивали с друзьями, достаточно сложный. Но он считается одним из самых прибыльных после «нефтянки» и торговли оружием. И без тяжеленного, многопудового книжного багажа за спиной, поверьте, настоящего успеха в нем не добиться. Равно как и в любом другом бизнесе.

- Какую бы книгу Вы подарили сыну или дочери?

- Всем знакомы слова Евгения Евтушенко (боюсь ошибиться, но, по-моему, эта фраза - из «Ягодных мест») о том, что он делит человечество на три категории: на тех, кто читал «Братьев Карамазовых», на тех, кто еще не читал, и на тех, кто никогда не прочтет. Я всегда говорил своим детям, вы должны постараться попасть в первую категорию.

Я буквально навязывал им Достоевского! Он помогает заглянуть внутрь себя. «Какая же это черная пропасть - мой внутренний мир!», подумалось, когда впервые прикоснулся к величайшему творению человечества - «Братьям Карамазовым». Кажется, что он, Достоевский, «копался» именно в твоём нутре.

Ровно такое же ощущение у меня сложилось после «Идиота». Бог мой! Неужели я такой!? Неужели я тоже такой!? Как же так - ведь я считал себя самым добрым, самым светлым на свете…

Впрочем, каждое произведение Достоевского заставляет задуматься о смысле жизни и твоём месте в этой жизни. И не в последнюю очередь «Преступление и наказание».

Достоевский нужен каждому для того, чтобы понять себя. И чтобы воспитать; вытащить, вытянуть себя за волосы из болота тщеславия; оградить, сберечь себя от греха гордыни, самолюбования. Слышишь ты! Ты всего лишь человек - самая, может быть, ничтожная дрянь на земле..!

Впрочем, это всего лишь моё понимание Достоевского. Может, иные и не согласны с этим. Имеют право - не «твари ведь дрожащие»…

Для людей молодых, пробующих себя в писательском, публицистическом ремесле, я бы рекомендовал первым делом познакомиться с «Золотой розой» Константина Паустовского. Невероятное удовольствие! Паустовский, в отличие от Достоевского, помогает постичь, понять внешний мир, побуждая своего читателя задуматься над каждым творением божьим, придавая значение самым мелким, невидимым на первый взгляд вещам, деталям.

А затем - Чехов. Весь Чехов. И по кругу, по кругу! «Степь», «Налим», «Три сестры», «Хамелеон», «Вишневый сад»…

Владимир Набоков - это как вишенка на торте; Набоков - это эстетическое наслаждение. Сладкий, сочный, густой, сдобренный волшебными узорами витиеватых фраз и пауз, язык. «Приглашение на казнь», «Камера обскура» и, конечно же, «Весна в фиальте» с «мучительно солнечной пятницей» и «бескорыстно пахучими фиалками». Задумайтесь над словосочетанием: «бескорыстно пахучие» - сколько здесь всего!

- А из зарубежной литературы что бы Вы рекомендовали молодым?

- «Старик и море». Считаю, Хемингуэй тоже обязателен к прочтению, желательно весь и всеми. «Унесенные ветром» - безусловно, это один из самых великих романов о любви. Настоятельно рекомендую Сэлинджера. И не только «Над пропастью во ржи». Есть неподражаемый Трумен Капоте - «Завтрак у Тиффани», наверное, все читали, но вы «Мириам» попробуйте!

Кстати, однажды, закончив чтение какой-то книги, мне подумалось: а каково же было бы нашему обществу без переводчика; почему роль переводчика не считается чем-то выдающимся; надо непременно установить День переводчика - воздать им дань, вернуть долги, накопленные веками; представьте, как беден был бы наш мир, не будь переводчиков; и потом, многие книги на оригинальном, авторском языке наверняка очень проигрывают переводам…

Но потом я залез в интернет и обнаружил к своему стыду, что день переводчика давным-давно существует и приходится на 30 сентября.

Особенное место в моей читательской жизни занимает роман Маркеса «Сто лет одиночества». Не знаю, как назвать то чувство, что я испытал от прочтения «Ста лет…» - рискуя ошибиться, сравниваю его с восторгом влюбленного впервые юноши, - но испытать его обязан каждый считающий себя образованным человек.

Сложнейшее для чтения произведение. Тяжелые, как изобильные дожди в насквозь промокшем Макондо, которые длятся «четыре года, одиннадцать месяцев и два дня», абзацы. Вместе с тем очень увлекательный роман! Настолько что тяжело оторваться, чтобы не выпасть потом из жизни героев, потеряв нить семейных драм и трагедий.

Да, хотел бы оговориться, нельзя отвергать книги лишь на том основании, что они есть/были в школьной программе. Случается, что в школе мы не любим «Отцов и детей», «Евгения Онегина», «Героя нашего времени». Но после школы необходимо обязательно прочесть их заново. И перечитывать. Другими глазами. Чтобы однажды прийти к открытию, сколь неожиданному, столь и приятному - вообще-то положительный герой в «Отцах и детях» скорее Павел Петрович [Кирсанов], а не [Аркадий] Базаров!

- Можно ли говорить, что книги надо выбирать так же тщательно, как еду?

- Не разделяю это мнение. Читать надо всё, что подвернется под руку. Польза найдется как от исторических хроник, так и от поваренных книг. Чтение - безмерное удовольствие, данное нам Всевышним, и пренебрегать им - величайшее же преступление.

Легкость, с которой мы отдаемся чтению ватсапов, инстаграмов, телеграм-каналов, сродни обломовской праздности. Книга не просто открывает читателю глаза на мир. Она вооружает человека духом великих творений, обогащает его знаниями; и будучи уже вооруженным [словно самым мощным оружием] ты иначе смотришь на этот мир, нежели люди, не ведающие, кто такие Толстой, Достоевский, Айдамиров, Хамидов, Тургенев, Сервантес, Ибн Хальдун…

Кстати, это имя - Ибн Хальдун - неизвестно нашей молодежи, оно вообще несправедливо забыто даже в исламских странах. Этот ученый, писатель, философ должен стоять в одной галерее наряду с великими мировыми просветителями. Я читал его фундаментальный труд «Мукаддима», в котором он дает жизнеописание человека и общества с древнейших времен, от первых племенных поселений до городов. Ибн Хальдун, как признают выдающиеся умы человечества, был первооткрывателем основных, краеугольных понятий экономики еще до всех этих «адамов-смитов» и «марксов-энгельсов».

Хотел бы порекомендовать еще нашей молодежи таких неизвестных широко авторов, которые писали про Ислам. Больше чем уверен, понравятся их произведения всем, кто прикоснется к ним. Например, труд Монтгомери Уотта «Влияние ислама на средневековую Европу» или «Жизнь Магомета» Вашингтона Ирвинга. Ирвинг, на минуточку, считается одним из отцов-основателей американской литературы. В ряду известных писателей, которые изучали Ислам, особое место занимает Вера Панова. Я до самых первых своих седин не знал, что у автора «Серёжи» и «Спутников» есть историко-биографический труд «Жизнь Мухаммеда». Правда, издан он был уже после смерти Пановой.

- А кого бы из поэтов Вы порекомендовали молодой аудитории?

- Поэзия - младшая сестра Прозы. Она тоньше, изящнее. Хотя бы несколько строк с утра [после утреннего намаза, разумеется] Пушкина, Гёте, Есенина, Бродского, Цветаевой, Бисултанова, Вознесенского, Гамзатова, Кусаева, Дикаева, Рубцова и пр.пр., и уверяю, день будет легким. Постарайтесь понять, если не полюбить, Маяковского. Обогатитесь хотя бы его «Лиличкой», если не читали до сих пор. Беспощадно гениальное творение!

«Выбегу.

Тело в улицу брошу я…

Дикий, обезумлюсь,

отчаянием иссечась».

Попытайтесь понять, как и каково это «бросить тело в улицу» или «иссечься отчаянием».

Или такие строки:

«Мне, чудотворцу всего, что празднично,

Самому на праздник выйти не с кем.

Возьму сейчас и грохнусь навзничь

И голову вымозжу каменным Невским!»

Это невыносимая боль от одиночества привела поэта к самоубийству.

Недавно в ватсап мне прислали сообщение; почти дословная цитата: «Запрещенное к печати стихотворение Лермонтова «Чеченцы». С первых же строк стало ясно, что Лермонтов к этому «шедевру» имеет ровно такое же отношение, что и Пушкин, Хармс или Байрон с Шекспиром. Никакого, то есть, отношения не имеет. Сами посудите: «Представители этого рода, все чеченцы, а правильней - нохчи. Есть прямые наследники Ноя, уцелевшее от порчи племя…»

Это не Лермонтов, ответил я на сообщение, если бы Лермонтов писал стихи таким вот слогом, он бы не стал великим. Вскоре это же стихотворение посыпалось на мой аккаунт в социальных сетях со всех сторон. И каждому я отвечал так же терпеливо, надеясь, что кто-нибудь из сотен передатчиков задумается. Как же легко нас обмануть! И мы так рады обмануться. Надо читать, надо читать много, чтобы не обманываться вот так.

Ну и конечно, обязателен к прочтению каждому Коран. Читайте каждый день и перечитывайте Коран.

И последнее. Считаю себя бесконечно бедным (было бы великим с моей стороны лицемерием не признаться в этом) за то, что лишь к закату жизни начал изучать чеченский литературный. Увы, в грозненском интернате №1, где я пошел в первый класс, как и во всех городских школах того времени, не было чеченского языка. Это большая беда всего моего поколения. Но, тем не менее, стараюсь читать на родном. Бываю безмерно рад, когда Муса Бексултанов, которого считаю выдающимся писателем современности, присылает мне свои новые рассказы. Так вот, первая книга должна быть всё же на родном языке.

- Лема, Вы опытный, вдумчивый читатель, отлично «плаваете» в книжном море. А личные встречи случались с авторами любимых произведений?

- Самая памятная история из этого ряда, наверное, моя первая встреча с великим Абузаром Айдамировым. Это было весной 1989 года. Я - тогда репортер молодежной газеты - только что вернулся из командировки в Грузию, где в начале апреля случилась трагедия, вошедшая в историю, как «Тбилисские события». Напомню, в ночь с 8 на 9 апреля 1989 года на проспекте Шота Руставели в Тбилиси были разогнаны люди, вышедшие на акцию протеста к Дому правительства Грузии. Впервые на всем пространстве СССР властями была применена сила с использованием армии и спецсредств. Были человеческие жертвы, 15 человек, по-моему, убиты и десятки ранены. Для всего Советского Союза это был шок. Попробуйте представить себе это время: Горбачев, перестройка, гласность, демократия, оттепель и… кровь при разгоне демократического митинга! И вот я, молодой в общем-то репортер, отправился в журналистскую командировку в Тбилиси, провел там в течение нескольких дней собственное расследование и, вернувшись, написал репортаж обо всём этом. Репортаж назывался «Улица, которая не ведет к храму». В нем впервые во всей советской прессе была раскрыта вся правда о событиях в Тбилиси и, в частности, о том, что при разгоне демонстрантов власти использовали армию, танки и спецсредства (саперные лопатки, отравляющий газ «Черемуха» и пр).

Это была «информационная бомба». Номер газеты с этим репортажем разошелся весь до обеда. И вот сижу я в своем кабинете на 8 этаже Дома печати. И слышу, как на нашем этаже останавливается лифт… И голос, который тогда без труда узнал бы каждый мало-мальски вовлеченный в политику или, скажем так, любой читающий человек. Это был Абузар Айдамиров! Надо понимать, что популярнее человека в республике тогда не было. Совесть нации, великий чеченский писатель, совсем недавно вопреки желанию официальной власти избранный народным депутатом СССР. И вот я слышу: «Мичахь ву шу и Шахбулатов?». Открывается дверь моего кабинета и входит Айдамиров.

- ВорхIлам баьккхина ас хьуна баркалла ала! (Я пересек семь вершин, чтобы высказать тебе свое восхищение!) - сказал он и обнял меня.

О таком успехе тогда мог мечтать любой журналист. Для меня и сегодня похвала Айдамирова дороже всех премий.

Беседовала Асет Муртазалиева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |