Чт, 28 марта, 13:50 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Халид Ошаев. Он жил в эпоху передряг

Халид Ошаев. Он жил в эпоху передряг

28.01.2018 14:26

В родном селе известного чеченского писателя Халида Ошаева, в селе Старые-Атаги Грозненского района, в субботу состоялось мероприятие, посвященное к 120-летию со дня его рождения.

Организаторами мероприятия выступили библиотека-филиал №13 и детская библиотека-филиал №3 районной библиотечной системы (ЦБС) совместно с ДК имени Махмуда Эсамбаева.

Вспомнить известного земляка пришли член Союза писателей России, кандидат педагогических наук, почетный гражданин ЧР Хамзат Яндарбиев, кандидат исторических наук, преподаватель ЧГУ Сайпуди Натаев, директор Аргунского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Саид-Эмин Джабраилов, журналист Санет Магадаева, заместитель главы местной администрации Салах Гехаев, старожилы, учителя, школьники, а также староатагинцы, ныне проживающие в разных уголках республики и соседних регионах, блогеры и поклонники творчества знаменитого писателя.

Почетный гость мероприятия - член Общественной палаты РФ пятого созыва и ОП ЧР Магомед Хаджимурадов.

Мероприятие началось с демонстрации фильма о Халиде Ошаеве, в котором своими воспоминаниями о писателе делились представители чеченской интеллигенции, лично знавшие писателя. Учащиеся старших классов староатагинских средних школ вместе с библиотекарями и членами художественной самодеятельности ДК имени М.Эсамбаева подготовили интересную программу для участников встречи: они напомнили собравшимся, что Халид Ошаев прожил долгую, трудную, но интересную и завидную жизнь.

Родился Халид Ошаев 1 января 1898 г. в селе Старые Атаги. Отец его, Дуда, был лесником, а мать, Келимат, довольно образованной по тем временам женщиной – в совершенстве владела литературным арабским языком и писала стихи на нем. Родители постарались дать хорошее образование и сыну: в 1916 г. Халид окончил Грозненское реальное училище и поступил в Петербургский лесной институт, намереваясь продолжить дело отца. Но судьба распорядилась по-своему: в России грянули вначале Февральская, затем Октябрьская революции. Халиду пришлось вернуться в Чечню, где он сразу же окунулся в революционные события: участвовал в защите от деникинских войск чеченских сел Гойты, Алхан-Юрт, Чечен-Аул и другие. В повстанческой армии Н.Гикало и А.Шерипова освобождал от деникинцев г.Грозный и очищал Терскую область от остатков белогвардейских полчищ.

В эти годы начинается насыщенная событиями и делами трудовая, творческая и просветительская деятельность Х. Ошаева: в 1920 году он – секретарь Грозненского городского комитета РКП (б), в 1921-м – председатель Чеченского ревкома, в 1925-1930 гг. – заведующий Чеченским областным отделом народного образования. В 1930 г. по его инициативе создаются Чеченский научно-исследовательский институт (которым он же и руководит), педагогический техникум в Грозном и сельскохозяйственный техникум в станице Михайловской (ныне село Серноводское). Все это способствовало бурному и широкому развитию в те годы в Чечне культуры, образования, научно-исследовательской работы и издательского дела.

Первые очерки, рассказы X. Ошаева появились в 20-х годах. Наиболее заметное явление в его творчестве тех лет - пьеса «Закон отцов», разоблачающая кровную месть. Будучи директором Горского педагогического института в городе Владикавказе, он пишет пьесы, очерки, рассказы, отражающие трудности формирования взглядов нового человека. Из-под его пера выходят такие произведения, как пьесы «Побег бюрократизма», «Борьба продолжается», «Клещ». Его рассказы и очерки публикует журнал «Революция и горец».

С августа 1936 года по март 1937 года X. Ошаев руководит краевым Горским научно-исследовательским институтом языка и истории, находящимся в городе Пятигорске.

В 1937 году волна репрессий захлестнула и нашего земляка, оборвав его активную творческую и научно-просветительскую деятельность. Он был арестован в Пятигорске, а затем переведен в Грозненскую тюрьму, где подвергался унизительным допросам и жестоким пыткам. 24 месяца он просидел в камере-одиночке на голодном пайке.

В своих воспоминаниях односельчане рассказали, что Халид Ошаев был невысокого роста, худенький, стройного телосложения. Несмотря на суровые испытания, он остался непреклонным, твердым духом, не сломался, не признал своей вины, не оклеветал никого, хотя за упрямство был осужден к высшей мере – расстрелу, который был в последнюю минуту заменен четырнадцатилетним заключением в ГУЛАГе. Выжить на этой страшной «мельнице смерти» Х. Ошаеву помогло то, что он освоил профессию фельдшера-лаборанта, да так хорошо работал, что ему доверяли самостоятельное обслуживание самых отдаленных стойбищ оленеводов Колымского края.

Рассказывая о творчестве и жизненном пути писателя, в своем выступлении Хамзат Яндарбиев отметил:

- Я очень хорошо знал Халида. Он часто бывал у меня дома, я тоже его навещал. Как было отмечено в фильме, который мы только что посмотрели, он был очень одаренным человеком: писателем, историком, этнографом, языковедом, фольклористом, журналистом и даже врачевателем. Он очень любил родной язык, делал все для его развития и сохранения. Кроме того, много времени и сил отдавал защите национальной литературы от обезличивания и нашей истории от фальсификации под маской интернационализма, за что подвергался изощренным нападкам и наказаниям от генералов идеологического фронта.

Своими воспоминания о писателе поделился и историк Сайпуди Натаев:

- Если сегодня у некоторых молодых людей спросить, кто, откуда и кем был Халид Ошаев, то многие замешкаются с ответом, не зная о том, что его корни из этого села. Но об этом знает старшее поколение. В свое время, в первые годы советской власти Халид занимал в республике руководящие должности, которые сегодня приравниваются должности министра. Чтобы человек занимал такой пост, он должен был быть образованным, способным, заслуженным, достойным, - заметил С.Натаев.

В числе многих достойных уважения и почитания дел Халида Ошаева С.Натаев обозначил его роль в разработке чеченского алфавита на основе латинской графики.

- Одна из главных его заслуг в том, что вместе с нашим односельчанином Магомедом Сельмурзаевым он составил чеченский алфавит. Другая и самая большая заслуга, за что мы должны ценить Халида Ошаева - это его книга «Брест – орешек огненный».

С. Натаев поведал собравшимся, что помнит, как его отец помогал писателю собирать материал о защитниках Брестской крепости.

Вспомнили здесь добрыми словами и тех, кто долгие годы по крупицам собирали материалы об односельчанах, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, а также прославили село трудовыми подвигами - известного журналиста Ваху Матиева и педагога-краеведа Мовлди Пахаева, которые ушли из жизни.

Завершая свое выступление, С.Натаев посетовал на то, что сегодня в Старых-Атагах, в родном селе писателя, именем Халида Ошаева не названы ни музей, ни школа, ни улица.

Старожил Сайд-Эмин Азимов отметил, что его поколение может сравнивать день сегодняшний с прежними периодами истории нашего народа и страны:

- Мы, по сравнению с прошлыми временами, живем в очень благоприятное время. У нас свобода вероисповедания, об этом мечтали наши предки. Мы пережили не одну войну. А после событий двадцатилетней давности, мы можем твердо сказать: Всевышний услышал наши молитвы. Он дал нашему народу лидера - Ахмата-Хаджи Кадырова, который освободил наш народ, привел его к свободе. Ошаев и другие знаменитые люди нашего села в силу своих возможностей боролись за свободу чеченцев. Мы должны беречь то, что сегодня имеем. Мы должны воспитывать подрастающее поколение на примерах таких мужественных людей, как Халид, - подчеркнул С.-Э.Азимов.

О многогранности таланта Халида Ошаева говорил в своем выступлении Сайд-Эмин Джабраилов.

- Мы в своей работе и сегодня продолжаем пользоваться изысканиями в области краеведения, сделанными Халидом Ошаевым. В наших горах много пещер, башен, склепов. Мы их изучаем, сопоставляем данные, составляем каталог. Во время военных кампаний, особенно во вторую кампанию, люди покинули горы. Если раньше мы очень многим интересовались у старожилов, живших в горах, разводя скот и ведя свое хозяйство, то теперь и их практически не осталось. Не у кого расспросить. Им было что рассказывать. Сегодня мы обращаемся к трудам Халида Ошаева, смотрим, что он пишет о том или ином объекте. И нам это очень помогает. Лжеученые исказили нашу историю, в тот период против них практически никто не выступил, кроме Халида Ошаева. Он был историком, этнографом, археологом. Будучи в преклонном возрасте – в 1960-70 годы - с экспедициями он отправлялся в высокогорные районы и изучал эти места. Делал записи. Сегодня нам все это очень пригодилось, - подчеркнул директор Аргунского музея-заповедника.

Завершая мероприятие, директор библиотеки №13 Керим Чанкаев поблагодарил собравшихся за участие, и заметил, что сегодня в республике и далеко за ее пределами известны имена более 60 ученых, выходцев села Старые-Атаги.

- Возможно, что их еще больше. Хотелось бы, чтобы люди не теряли свои корни, чтобы их потомки поддерживали связь с родным селом, а юные исследовали, обучающиеся в трех средних общеобразовательных школах села, продолжали собирать материалы о знаменитых односельчанах.

Справка: Ошаев Халид Дудаевич, классик чеченской литературы. Начало его творческой деятельности совпало с бурными революционными событиями в крае и стране. О них - первое крупное произведение Ошаева — роман “Пламенные годы”, написанный после ссылки. Со страниц романа встает Чечня времен Гражданской войны: 20-е годы прошлого столетия, кровопролитные схватки под знаменами революции, начало социального переустройства в горных чеченских селах. Надежды и разочарования, связанные с красивыми революционными лозунгами. Этот роман, как и все последующие произведения писателя – осмысление автором сложного времени, в которое ему довелось жить.

В литературном наследии Ошаева важное место занимают его сатирические пьесы. Такие, как “Побег бюрократа”, “Борьба продолжается”, “Клещ”, «В одной руке два арбуза» и другие. Их тема – высмеивание новой бюрократии и мешающих современной жизни пережитков прошлого. С другой стороны, драматург Ошаев писал пьесы и на историческом материале. Пример тому – пьеса «Асланбек Шерипов» - о герое Гражданской войны, командире Чеченской Красной Армии.

Особое место в творческом наследии Ошаева занимает его книга “Брест – орешек огненный”. Это – результат многолетнего исследовательского труда. Писатель поставил задачу установить имена чеченцев-участников героической обороны Брестской крепости в первые дни Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Для этого он объехал десятки городов и поселков России, встречался и переписывался со многими очевидцами. В результате Ошаев установил фамилии 300 чеченцев-защитников Брестской Крепости. Книга Халида Ошаева “Брест — орешек огненный” вышла в свет в 1990 году. В книге впервые был опубликован поименный список всех выходцев из Чечено-Ингушетии, защитников крепости-героя. Эта книга вместе с другими произведениями Ошаева о войне показала вклад чеченского народа в победу над фашизмом.

Санет Магадаева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |