Вс, 05 июля, 16:28 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

Главная » НОВОСТИ » Экономика и финансы » У.Рассуханов: «Мой долг - быть максимально полезным интенсивному процессу развития Чечни!»

У.Рассуханов: «Мой долг - быть максимально полезным интенсивному процессу развития Чечни!»

24.10.2013 14:12

Чеченская Республика, согласно рейтингу эффективности бюджетных расходов, как сообщалось, в 2012 году заняла первое место по итогам конкурсного отбора среди субъектов РФ.

В ходе рейтинга оценивались такие индикаторы, как соблюдение положений бюджетного законодательства, результаты, достигнутые в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, а также выполнение условий предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов.

Несомненно, этот успех является свидетельством эффективной политики Главы ЧР Рамзана Кадырова, а также результатом напряженной работы, проведенной министерством финансов Чеченской Республики в тесном взаимодействии со всеми государственными и муниципальными органами власти Чеченской Республики.

В эксклюзивном интервью Информационному агентству «Грозный-информ» министр финансов Чеченской Республики Усман Абдул-Азиевич Рассуханов рассказал подробно, как удалось достичь таких результатов, проблемах и задачах стоящих перед ведомством.

Усман Абдул-Азиевич, прошел ровно год со дня Вашего назначения на должность министра финансов Чеченской Республики. Как мы помним, 27 сентября 2012 года Парламент ЧР утвердил Вас в этой должности. Скажите, пожалуйста, удалось ли реализовать в полной мере намеченные планы и решить обозначенные задачи?

-Главный приоритет в моей деятельности - всемерная поддержка курса Главы Чеченской Республики, Героя России, нашего национального лидера Рамзана Кадырова, направленного на самое основательное и одновременно интенсивное социально-экономическое развитие Чеченской Республики.

И сегодня, не скрою, рад констатировать, что мне и всему коллективу Минфина Чеченской Республики удается успешно работать и поддерживать этот курс, несмотря на то, что задачи по завершению исполнения бюджета республики за 2012 год и формированию и исполнению бюджета 2013 года оказались и оказываются одними из самых сложных за последнее десятилетие.

Вместе с этим, Минфину Чеченской Республики на самом хорошем исполнительском уровне удается внедрение программно-целевых методов планирования и исполнения республиканского и местных бюджетов и нововведений, направленных на совершенствование межбюджетных отношений, при одновременном внедрении первичных элементов электронного бюджета и электронного взаимодействия с федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления, органами Федерального казначейства, учреждениями, общественными организациями и гражданами.

Здесь же нелишне отметить, что министр финансов Российской Федерации Антон Германович Силуанов, во время своего недавнего визита в нашу республику, назвал бюджет Чеченской Республики одним из самых прозрачных и эффективных в Российской Федерации и самым положительным образом отозвался о работе Минфина Чеченской Республики.

Такая позитивная оценка со стороны главного финансиста страны и повышенное внимание и поддержка Главы Чеченской Республики, обязывают нас еще больше и лучше работать в направлениях совершенствования системы управления региональными и муниципальными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов, расширения и укрепления доходной базы республиканского и местных бюджетов.

Первый бюджет Чеченской Республики, после известных военных событий, появился в 2003 году, и его сумма составляла тогда всего лишь 8,5 миллиардов рублей. Расскажите, пожалуйста, о параметрах и основных направлениях бюджета 2013 года и предстоящих годов.

- Да, действительно, первый полноценный двухуровневый консолидированный бюджет Чеченской Республики, включающий республиканский и местный уровни, был утвержден в нашей республике в 2003 году и составлял он по расходам сумму, чуть большую 8,5 миллиардов рублей.

Необходимо отметить, что первый бюджет состоялся, благодаря усилиям первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.

Ахмат-Хаджи Кадыров всегда придавал первостепенное значение вопросам формирования и функционирования бюджетной системы Чечни, понимая, что это основа основ в процессе восстановления и развития республики, особенно на первоначальном этапе этого процесса.

Для сравнения, бюджет Чеченской Республики 2011 года по расходам был самым содержательным за весь период постдепрессивного восстановления и развития Чеченской Республики и составил рекордную сумму – 80,7 миллиарда рублей, что, впрочем, поясняется тем, что в эту сумму включаются расходы на мероприятия ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы».

Что касается бюджета Чеченской Республики на 2013 год, то его расходная часть в первоначальной редакции утверждена в сумме 51,3 миллиарда рублей и демонстрирует более чем шестикратное увеличение в соотношении с 2003 годом.

Сокращение расходов текущего года по сравнению с предыдущими пятью годами объясняется тем, что в прошлом году завершилась реализация ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы».

Если говорить о расходах бюджета Чеченской Республики на предстоящие годы, то они, разумеется, будут увеличиваться, но насколько и как в настоящее время решается на специальных совещаниях в Минфине России, с участием представителей Правительства Чеченской Республики.

При этом нужно отметить, что в текущем году и среднесрочной перспективе прогнозируется положительная динамика по собственным – налоговым и неналоговым – доходам консолидированного бюджета Чеченской Республики, особенно доходам местных бюджетов. Кроме того, будет проводиться работа по максимальному предупреждению дефицита республиканского и местных бюджетов и сокращению долговых обязательств Чеченской Республики.

Стоит упомянуть, что основные направления бюджетной и налоговой политики на каждый очередной год и трехлетний бюджетный цикл задаются и реализуются в соответствии с требованиями ежегодных Бюджетных посланий Президента РФ и документов Правительства и Министерства финансов РФ, издаваемых в интересах исполнения этих требований.

В последние годы очень часто поднимается тема дотационности регионов. Хотя, как писала газета «Взгляд», со ссылкой на Минфин России, в 2011 году Чечня находилась всего лишь на 10 месте по дотационности (!). Скажите, пожалуйста, насколько обоснованно мнение, что Чеченская Республика является самым высокодотационным субъектом страны?

-Никто не может спорить с тем, что при составлении рейтинга дотационности регионов самым объективным показателем является показатель величины дотаций, приходящийся на душу населения в регионе. Согласно этому показателю Чеченская Республика в 2008-2012 годах находилась на 7 или 8 месте среди субъектов Российской Федерации, периодически меняясь позициями с Республикой Алтай, и величина этого показателя незначительно изменялась в пределах 55,0-56,0 тысяч рублей на человека. При этом в показатель по Чеченской Республике включались средства, направляемые на мероприятия ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы». Если же не учитывать эти средства, что, в принципе, правильно, то Чеченская Республика в последние 5-6 лет действительно находилась на 10-11 месте этого рейтинга, как написала об этом газета «Взгляд» со ссылкой на Минфин России. Примерно это же 10 или 11 место наша республика занимает и в текущем году – после завершения реализации указанной ФЦП.

Вместе с этим считаю нужным признать, что на 85-90 % бюджет Чеченской Республики формируется за счет тех же дотаций из федерального бюджета, и по этому показателю – по доле наполнения бюджета за счет дотаций из федерального бюджета – наша республика остается на одной из первых позиций в России. Но это не наша вина, а наша и всей России общая беда или, точнее, последствия беды, спровоцированной и сотворенной, прежде всего, теми же недругами России, которые в 90-х годах минувшего века отвели Чеченской Республике роль жертвы на пути своих интересов по развалу Российской Федерации.

Как не раз подчеркивалось, в республике недостаточно развит банковский сектор, что является определенным препятствием в социально-экономическом развитии региона. Скажите, пожалуйста, какая работа проводится в этом направлении для улучшения сложившейся ситуации?

-Как точно отметил недавно по этому поводу Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, мы до сих пор уделяли непозволительно мало внимания вопросу развития банковского сектора Чеченской Республики.

Говоря о банковском секторе, приходится сожалеть, что только с 2008 года начал свою деятельность Национальный банк Чеченской Республики Банка России, и у нас начала складываться нормальная двухуровневая банковская система. При этом полновесную деятельность Национальный банк начал осуществлять еще позже – с 2011 года.

Больше и лучше всех – региональным филиалом и многими дополнительными офисами – в республике представлен Россельхозбанк, недавно, наконец-то, открылось Чеченское отделение Северо-Кавказского банка Сберегательного банка России. Есть единичные структурные учреждения Московского индустриального банка, ВТБ и нескольких других иногородних банков. Вот и весь второй уровень банковской системы Чеченской Республики. Собственных региональных банков, как нам не жаль, совсем нет. Услуги, которые предлагают перечисленные филиалы и отделения банков, крайне ограничены, кредиты дорогие – даже краткосрочные, долгосрочные кредиты обходятся еще дороже. В свою очередь, ставки по депозитам, напротив, дешевые, даже по долговременным вложениям.

В этой связи, нам очень нужны в нашем банковском секторе масштабные количественные и качественные перемены, и они обязательно будут, причем в ближайшие сроки, как заявил Рамзан Ахматович Кадыров, который за последнее время провел весьма конструктивные переговоры с первыми руководителями Внешэкономбанка, Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка по вопросам расширения их присутствия в Чеченской Республике и развития нашего банковского сектора. Уверен, расширение деятельности этих самых сильных банков страны привлечет в республику многие другие кредитно-банковские организации. Вместе с этим предполагается создание нескольких региональных банков и кредитных организаций. И это все – только первоначальные наши ожидания.

Далее банковский сектор нашей экономики должен развиваться еще больше, потому что нам нужно строить и развивать другой – реальный или производительный сектор экономики. А эти два экономических сектора не могут жить и развиваться друг без друга. Без экономики – нет банков, без банков – нет экономики.

После образования муниципалитетов в республике впервые создана новая финансовая вертикаль. Усман Абдул-Азиевич, расскажите, пожалуйста, насколько эффективно и грамотно используются денежные средства, выделяемые муниципальным образованиям? Как известно, этот вопрос поднимался Главой Чечни Рамзаном Кадыровым на заседании Правительства ЧР 19 июля 2013 года.

- В целях совершенствования межбюджетных отношений или отношений между уровнями этой финансовой вертикали, как Вы ее назвали, и обеспечения эффективности использования бюджетных средств муниципальными образованиями, Минфином ЧР проводится работа по мониторингу их финансового обеспечения, реализации мер и мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления.

При этом, в самую первую очередь, контролируются вопросы своевременности и полноты выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных пособий и гарантий гражданам.

Кроме этого, координируются вопросы оптимизации расходов и реализации мер по мобилизации доходов и сокращению дефицита местных бюджетов, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств.

Исходя из Вашего вопроса, также отмечу, что в настоящее время во всех муниципальных образованиях – от городских округов и муниципальных районов до городских и сельских поселений – проводятся комплексные проверки того, насколько эффективно и грамотно используются бюджетные средства. Проводятся они по поручению Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова. На сегодняшний день во многих муниципальных образованиях проверочные мероприятия уже завершены и, кстати, серьезных, неустранимых нарушений при этом не выявлено. Полная итоговая информация о проверке будет сформирована по мере ее завершения, и она обязательно станет достоянием СМИ и любых заинтересованных в этой информации должностных лиц и граждан.

Насколько эффективно Чечня принимает участие в реализации федеральных программ? Сколько таких программ реализовано в текущем и планируется реализовать в следующем году в нашей республике?

- Необходимо отметить, что достаточно эффективным можно назвать лишь участие Чеченской Республики в Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы», реализация которой завершилась в прошлом году.

Что касается других федеральных целевых программ, то участие Чеченской Республики в них, если в целом, можно оценить только как недостаточно эффективное.

Проблема в том, что федеральные целевые программы содержат условия обязательного софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации от 30 до 50 % по тем мероприятиям, в реализации которых участвуют эти субъекты. Для выполнения этого условия требуются достаточно значительные средства, которыми Чеченская Республика не располагает.

Назову несколько федеральных целевых программ, в реализации которых Чеченская Республика принимает участие в текущем году. Это ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы; ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на 2011-2015 годы; ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

Также на территорию нашей республики распространяются мероприятия нескольких недавно утвержденных Государственных программ Российской Федерации.

Перечислять федеральные целевые программы, действие которых не распространяется на территорию Чеченской Республики, нет смысла, потому что их много, и потому ограничусь тем, что скажу: Правительством Чеченской Республики, Минфином и отраслевыми министерствами и ведомствами Чеченской Республики предпринимаются все возможные меры для решения вопросов участия Чеченской Республики в максимально большем числе федеральных программ, и у нас есть все основания полагать, что перечень федеральных программ с нашим участием в 2014 и последующих годах должен расшириться.

Усман Абдул-Азиевич, скажите, пожалуйста, с какими проблемами Вы сталкиваетесь в работе? Ощущается ли нехватка в профессиональных специалистах?

-Если говорить о проблемах, с которыми я или коллектив Минфина Чеченской Республики сталкиваемся в работе, то это не проблемы функциональной деятельности. Также у Минфина Чеченской Республики нет проблемы, связанной с нехваткой профессиональных кадров.

Однако, и меня, и моих коллег по Минфину очень тревожат сегодня проблемы бюджета Чеченской Республики. В самом начале этого интервью я отмечал, что завершение исполнения бюджета республики за 2012 год и исполнение бюджета 2013 года оказались и оказываются одними из самых сложных проблем за последнее десятилетие. Сегодня к этим проблемам прошлого и текущего года прибавляются еще более серьезные проблемы, складывающиеся при составлении бюджетных проектировок на 2014 год. Сущность всех этих проблем в том, что бюджету Чеченской Республики не хватало в 2012, не хватает в текущем и, как уже очевидно, не будет хватать в 2014 году весьма существенных объемов финансовых средств на обеспечение сбалансированности республиканского бюджета. Больше всего бюджету Чеченской Республики со второй половины 2012 года недоставало и не достает средств на обеспечение исполнения мероприятий, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации, направленными на совершенствование государственной социальной политики, принятыми в 2012 году. К примеру, к концу 3 квартала – бюджет 2013 года исполняется без обеспечения должной сбалансированности, с дефицитом средств, превышающим 12,0 миллиардов рублей.

Не меньшие, а то и большие проблемы ожидают бюджет Чеченской Республики на следующий год. Главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым, Правительством ЧР, Минфином и социально уполномоченными министерствами ЧР предпринимается все возможное для их урегулирования, но, несмотря на то, что федеральным центром признается объективный характер этих проблем, по сегодняшний день получить финансовую поддержку на их решение нам не удается.

Планируется ли введение каких-либо преобразований в работе в наступающем 2014 году? Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

-Определенные изменения к началу и в течение 2014 года произойдут в структуре и штатном расписании Минфина, о них сегодня еще несколько рано говорить, но они назрели и будут реализованы с учетом наработанной практики и реалий сегодняшнего дня.

Между тем, уже происходят серьезные изменения в подходе к формированию федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, инициированные Минфином России, которые еще более серьезным образом скажутся на проекте бюджета Чеченской Республики на 2014 год и на его исполнении.

К примеру, в проекте бюджета Чеченской Республики на 2014 год не будет предусмотрена индексация денежного довольствия государственным и муниципальным служащим, и расходы на материально-техническое обеспечение всех организаций государственного и муниципального сектора останутся на уровне 2013 года.

Вместе с этим, с 1 января 2014 года вступают в силу изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которым больше подходит название нововведений, на основании которых бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, начиная с 2014 года, должны переходить на формирование в программном формате. В рамках этих же нововведений органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с начала 2014 года могут продолжить реализацию мероприятий своих долгосрочных целевых программ только при условии их включения в Государственные программы субъекта Российской Федерации или Муниципальные программы муниципальных образований.

Переходя ко второй части Вашего вопроса о том, какие задачи я ставлю перед собой на ближайшее время, считаю нужным сказать о своей решимости к сохранению и приумножению эффективности деятельности Минфина Чеченской Республики, несмотря на все отмеченные проблемы и трудности, образующиеся в вопросах формирования и исполнения бюджета республики.

Кроме того, передо мной стоит непростая задача по обеспечению перехода бюджетов бюджетной системы Чеченской Республики на программный формат, о котором я упомянул выше. Сохраняют актуальность задачи по внедрению электронного бюджета и системы межведомственного электронного взаимодействия с государственными и муниципальными органами управления и учреждениями, органами казначейства, общественными организациями и гражданами. Эти задачи, можно сказать, уже стали задачами сегодняшнего дня, так как проект федерального бюджета на 2014-2016 годы впервые формируется, и федеральный бюджет 2014 года впервые будет исполняться с использованием элементов информационной системы «Электронный бюджет», которая окончательно должна быть внедрена к 2016 году.

Также, уже сейчас вводится в опытную эксплуатацию единый Интернет-портал бюджетной системы Российской Федерации, на котором совместно с экспертным сообществом должен обсуждаться проект под названием «Бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов для граждан», а в 2014-2015 годах должны быть внедрены стандарты международной финансовой отчетности сектора государственного управления.

Конечно, в многофункциональной деятельности Минфина Чеченской Республики есть и другие не менее сложные и важные задачи, решение которых надо обеспечивать в ближайшее время, но, как я отмечал, самую главную свою задачу и главный свой долг в должности министра финансов Чеченской Республики я, по-прежнему, вижу в том, чтобы быть максимально полезным интенсивному и успешному процессу развития и процветания нашей республики, который реализуется под руководством Главы ЧР Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова, по праву признаваемого нашим национальным лидером во всем мире.

Спасибо за содержательную и интересную беседу. Успехов Вам в реализации намеченных планов.

-Спасибо.

Малика Ибаева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

www.grozny-inform.ru
Информационное агентство "Грозный-информ"

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |