Сб, 20 апреля, 02:48 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Нужны ли реформы в здравоохранении?

Нужны ли реформы в здравоохранении?

20.12.2007 11:22

Грозный. В Чеченской Республике полным ходом идёт реализация национального проекта "Здоровье". Медицинские пункты открыты даже в самых отдалённых селениях. К примеру, восстановлен флагман здравоохранения ЧР - республиканская клиническая больница в Грозном, принимающая на стационарное лечение до 350 человек. В Гудермесском районе проведен капитальный ремонт центральной районной больницы, введены в строй лечебные учреждения в селениях Новый Энгеной и Комсомольское и так далее. Все объекты здравоохранения оснащаются современным медицинским оборудованием. Значительно увеличилась зарплата медиков, районные больницы республики получили машины скорой помощи, оснащенные необходимым оборудованием, завершено строительство реабилитационного центра в столице республики. Во всем этом активное и неоценимое участие принимают Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров и региональный общественный фонд имени А. Кадырова.

Сделано многое. Тем не менее, система здравоохранения Чеченской Республики, как и в целом по стране, продолжает оставаться в плачевном состоянии.

Своими мыслями на эту тему делится ветеран отечественного здравоохранения, заслуженный врач Чеченской Республики, главный специалист Минздрава ЧР Заур Сайдиевич Муслуев.

Заур Сайдиевич, Вы работаете в системе здравоохранения более сорока лет, и Вам, как ветерану здравоохранения, небезразлично будущее системы здравоохранения. Нужны ли реформы в здравоохранении?

- Необходимость реформирования системы здравоохранения страны не должно вызывать никаких сомнений, ибо вопрос идет не столько об укреплении здоровья населения, сколько об условиях выживаемости нации.

Посудите сами, продолжительность жизни мужчин снизилась на 12 лет и составляет всего 59 лет, у женщин равняется 70 лет против 82, более 60% детей больны, а младенческая и материнская смертность в 2 раза выше, чем в экономически развитых странах. Нация поражена наркоманией и алкоголизмом, ВИЧ-инфицирование и СПИД, психическое расстройство, туберкулез, болезни эндокринной и сердечно-сосудистой системы, инвалидизация населения.

Бросив систему здравоохранения в рыночную экономику и в рыночные отношения, государство забыло о том, что это больнее всего ударило по незащищенным слоям населения: детям, пенсионерам, инвалидам, безработным. Эта прослойка населения не конкурентоспособна и практически поставлена в безвыходную ситуацию. Вместо упрощенной и доступной медицинской помощи населению, получилась амбразура, куда проваливаются наравне с бюджетными средствами и деньги пациентов.

На протяжении последних 15-20 лет идет неуклонный спад рождаемости и рост общей смертности. Как известно, естественная убыль населения непосредственно связана с безопасностью страны и об этом сегодня говорят все. Что Вы думаете об этом?

- Впервые открыто об угрозе демографического спада заявил Президент Российской Федерации. Однако мало заявлять об этом, необходимо устранить главную причину всего негатива: неэффективность отечественного здравоохранения и отношение государства к здоровью своих граждан.

Может ли система здравоохранения быть эффективной, если конституционное право граждан РФ на бесплатность, доступность медицинской помощи остается декларативной?

- Говорить о развитой системе охраны здоровья, по крайней мере, неэтично, т.к. есть лишь система поддержания здоровья граждан. А это далеко не одно и то же.

Здравоохранение - это очень сложная отрасль. Однобокое решение отдельных задач, сиюминутные денежные вливания способны лишь частично снять напряжение в каком-то направлении, только кардинальные меры в самом подходе к процессу охраны здоровья граждан, в том числе и финансирование отрасли - кропотливый труд не одного года, лишь государственный подход и придача отрасли здравоохранения приоритета в состоянии вывести медицину из упадка.

Надо отдать должное службе охраны здоровья советского периода, когда медицинская помощь всем слоям населения была доступной, отношение медицинских работников к своим обязанностям и к пациенту в корне отличалось от нынешнего. Профессия медика пала столь низко в общественной иерархии, что не идет ни в какое сравнение с тем, что было 20 лет назад, упадок государственной системы здравоохранения граничит с агонией.

До последнего времени Федеральный центр в лице министерства здравоохранения особо не акцентировало внимание на качестве медицинской помощи, везде преобладал объем. И это привело к постоянному наращиванию коечной сети, медицинских кадров. По этому принципу шло и развитие амбулаторно-поликлинической сети, за основу бралось число посещений к врачам поликлинического звена, число пролеченных в стационарах. По этим показателям наша страна занимала ведущее место в мире, однако по качеству медицинских услуг и по конечному результату мы уступаем намного. Свидетельством тому - сложившийся индекс здоровья населения, демографический спад, граничащий с катастрофой.

Каковы же основные проблемы в системе здравоохранения?

- Первое: хроническое недофинансирование отрасли здравоохранения, не более 3% от валового внутреннего продукта, когда минимальная потребность 6,5 - 7%. Дефицит средств по ОМС составляет 40%, затраты на высокие технологии не превышают 18-20% от потребности, разрыв подушевого финансирования по регионам доходит до 12 раз.

По этой причине конституционное право граждан на бесплатную, доступную медицинскую помощь остается декларативной, качество медицинской помощи в различных регионах несопоставимо.

Второе: нерациональное использование выделенных средств, когда две трети из бюджета тратятся на стационарную помощь и лишь одна треть на амбулаторно-поликлиническую сеть (хотя именно в ней более 80% больных начинают и заканчивают лечение); в основе профилактики затраты составляют лишь 3%.

В такой ситуации отрасль здравоохранения не в состоянии бороться за сохранение здоровья граждан и превратилась в систему для поддержания здоровья людей, когда все финансирование идет на оплату посещений к врачу и продолжительность пребывания больных в стационарах, но не на результат и качество лечения. Получается, что экономически учреждениям здравоохранения выгодно, чтобы было как можно больше не здоровых, а больных людей. При таком подходе никакое финансирование не поможет.

Третье: крайне слабой остается материально-техническая база учреждений здравоохранения, износ основных средств более чем на 60%, разрыв между городом и селом огромен. Оснащение первичного звена при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» медицинским диагностическим оборудованием мало что дало. Основная причина - это техническая не вооруженность медицинских работников, слабая профессиональная подготовка. Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что это оборудование закупается из-за границы, отсутствует ремонтная база и расходный материал.

Четвертое. Основой всего остается кадровый дефицит. В первичном звене и в экстренной службе - ситуация критическая, о селе и говорить нечего, т.к. там практически некому работать.

Вы перешли к качеству подготовки кадров. Сегодняшняя модель их подготовки живуча. Почему?

- Да потому, что она удобная - не надо перестраивать саму систему. А качество? Оно возможно, но только на новых принципах, когда деньги начнут следовать за пациентом, в зависимости от качества и исхода заболевания.

Если строго руководствоваться сегодняшними законами, когда основа здравоохранения ориентирована на муниципалитеты, то о качестве нечего и думать. Следовательно, надо менять закон и порядок самого финансирования. Здесь много вопросов, непродуманный шаг может обострить ситуацию, рубить с плеча нельзя, но и жить по-старому не позволяет ситуация в целом по стране.

Принцип качества медицинской помощи строится на молчаливом предположении, что качество лечения пациентов целиком и полностью зависит от качества работы медицинского персонала в целом и врачей в первую очередь. Если бы этим все ограничивалось, все проблемы можно было решить без особых усилий.

Но нельзя медперсонал рассматривать в отрыве от общества, от лечебного учреждения.

Известно, что качество определяется сложным взаимодействием специалистов и вспомогательных служб, не так ли?

-Предположительно не более 15% возможностей повышения качества определяется человеческим фактором. Остальные 85% относятся к разряду системных факторов (состояние лечебно-профилактических учреждений, наличие кадров, оснащение, участие других ведомств и организаций, активное участие самого населения, наличие государственной дееспособной программы и т.д.) устранить эти факторы, задействовать все силы и средства, привлекая всех участников - это задача государства.

Согласитесь, ведь в работе по повышению уровня медицинской помощи ведущую роль играет эффективность и качество работы по организации, управлению…

- Задача эта не врачей, а управленческих кадров системы здравоохранения. Чтобы добиться от врачей принятия современных требований к качеству и самому управлению качеством, их участия в нем, от руководства отраслью здравоохранения потребуется многое. Прежде всего, ясное видение и понимание, крепкая система ценностей на уровне учреждения, тщательное планирование и терпение. Лишь там, где руководство проявит чуткость и понимание необходимости перемен, там, где поймут, что все надо начинать с нуля, там, где будет предельная ясность и честность во всех поступках и начинаниях, только там заработает реформа.

Государство приняло публичное обязательство перед населением…

- Закон №122-ФЗ о льготном обеспечении населения, и, в частности, ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение) - это и есть обязательство по представлению товаров и услуг в натуральном выражении, т.е. в виде лекарственного обеспечения населения.

В то же время приоритетный национальный проект «Здоровье» - это и обязательство государства сделать реальной, доступной и бесплатной медицинскую помощь населению на всех этапах. К сожалению, огромные средства, вложенные государством, не дали ожидаемых результатов, система здравоохранения страны остается в том состоянии, когда существует необходимость закачивать в нее дополнительные объемы государственных средств с целью покрыть хотя бы в минимальном объеме существующие расходы, и так будет продолжаться бесконечно, пока не будут приняты кардинальные меры, пока мы не научимся оценивать труд медицинских работников. При этом нельзя забывать, что врачи не привыкли к зависимости от кого-то. Профессионализм, как результат долгого учения и преданного служения своему делу, гарантировал врачу относительную независимость. Но беда в том, что за такими профессионалами потянулась основная масса врачей, не имеющих ни опыта работы, ни знаний, ни авторитета. Именно эта категория врачей и будет противодействовать требованиям качества медицинской помощи, для их блага перемены не нужны!

Это сопротивление необходимо перебороть, порою применяя жесткие меры. Одно дело те, кто хочет учиться, любит свое дело и предан ему, другое - те, кто хочет иметь легкие деньги, не имея на это морального права. К этой категории врачей должны приниматься кардинальные меры.

Как Вы относитесь к частной медицине?

- Безусловно, частная медицина имеет право на существование, и она должна развиваться. Вопрос в другом. Кто имеет право заниматься частной практикой, в каком объеме, кто должен контролировать их работу, кому они подотчетны? Сегодняшнее состояние в целом по стране и, в частности, в нашей республике таково - частнопрактикующая медицина в подавляющем своем большинстве никому не подотчетна и несет больному не облегчение, а лишь дополнительные затраты. К сожалению, лицензирование частной деятельности в системе здравоохранения ничем не ограничено, подавляющее большинство врачей по своим специальностям не конкурентоспособны. Единственное их преимущество - это неограниченная реклама и недееспособность принятого Закона «О частной медицинской деятельности», а также все многочисленные изъяны, существующие в системе здравоохранения страны.

Система здравоохранения нашей республики по сей день не может восстановиться в прежнем объеме, проблем и нерешенных задач гораздо больше.

- Во-первых, мы полностью зависим от финансирования отрасли из центра, поскольку война и разруха уничтожили всю нашу экономику. Следовательно, те регионы, которые в состоянии дотировать медицину, имеют гораздо больше средств на подушевое финансирование.

Помимо выведенной из строя отрасли здравоохранения, мы потеряли основной костяк медицинских кадров. Врачи, закончившие медицинские вузы за последние 15 лет, имеют крайне слабую подготовку. Они абсолютно не готовы работать по новым технологиям. Для выработки у них практических навыков, республика до последнего времени не имела достаточной базы, уровень последипломной подготовки в центральных институтах и клиниках в значительной мере ослаблен.

Известно, что экономику республики, в том числе и отрасль здравоохранения, нам пришлось поднимать из руин, а это связано с огромными финансовыми затратами. К сожалению, мы пока в вопросах финансирования полностью зависим от Центра. Это обстоятельство еще больше отдаляет нас по уровню развития системы охраны здоровья населения от регионов Российской Федерации.

Все это, несомненно, сказывается как на объеме, так и на качестве медицинской помощи жителям республики.

Есть ли у нас какие-либо преимущества?

- Несомненно, есть. Мы понимаем необходимость реорганизации системы здравоохранения. По ходу завершения восстановительных работ и строительства новых объектов министерством здравоохранения Чеченской Республики разработаны программные мероприятия до 2011 года. Они согласованы с Правительством Чеченской Республики, главами администраций городов и районов. С учетом сложившихся показателей индекса здоровья населения и демографических процессов, реальной потребности населения в тех или иных видах медицинских услуг, предполагается завершить к 2012 году реорганизацию и реструктуризацию системы здравоохранения республики, создать мощную базу амбулаторно-поликлинической сети и специализированных видов стационарной помощи, учреждений медицинской и медико-психологической реабилитации и восстановительного лечения, службу скорой медицинской помощи и санаторно-курортного лечения. К этому времени в значительной степени будут решены вопросы кадрового обеспечения.

Мы уверены, что в процессе восстановления отрасли увеличится приток наших сограждан - специалистов высокого класса, временно выехавших в различные регионы страны.

Лишь требования качества и конечного результата к каждому лечебно-профилактическому учреждению и к каждому врачу, финансирование учреждений по результату этих показателей, чувство полной ответственности перед судьбой страны и своего народа, государственный подход коренным образом переломят ситуацию в системе здравоохранения страны и устранят негатив.

Необходимость реформирования - это требование времени, отсчет должен вестись от сложившихся показателей здоровья населения нашей страны, демографической ситуации, непосредственно связанных как с безопасностью страны, так и самим существованием Российского государства.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |