Ср, 17 апреля, 02:36 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » «Ксенофобия чужда чеченскому менталитету»

«Ксенофобия чужда чеченскому менталитету»

07.08.2008 09:57

Грозный. До последнего времени слово «экстремизм» в России употреблялось лишь вкупе с терроризмом и использовалось исключительно в отношении лиц кавказской национальности, в частности, чеченской. И это, конечно, было не только и даже не столько лингвистически неправильно, сколько исторически несправедливо(!). О выдающихся заслугах чеченцев перед своей Родиной – Россией уже много сказано и написано, информация эта общедоступна и сомнению не подлежит. Речь не об этом. Следует отметить, что ситуация в этой области изменилась не потому, что произошло осознание этой масштабной ошибки, а, как говорится, время расставило все по своим местам.

Ксенофобия и национализм стали сегодня реальной угрозой Российской государственности. Радикальный национализм, о котором так старательно умалчивали все это время, из безобидного и подкармливаемого из жалости бродячего пса превратился в страшного огнедышащего дракона. Более он уже не может насытиться объедками, у него возросли аппетиты и он устремил свои взгляды на власть. Знаковым в этом смысле стала конференция, проходившая 8 июня в Москве, на тему: «Новый политический национализм», участники которой – Движение против нелегальной иммиграции (А.Белов), движение "Народ" (А.Навальный), Русское общественное движение (К.Крылов) и партия "Великая Россия" (А.Савельев) подписали пакт о взаимодействии. Причем, как подчеркивалось на конференции, новый альянс между националистами носит сугубо политический характер, то бишь объединяются они не для проведения каких-нибудь совместных уличных акций, а конкретно – с целью захвата власти. Но это в перспективе, а пока националисты ограничились выдвижением ряда требований к Президенту России, в числе которых восстановление выборности губернаторов, проведение досрочных парламентских выборов и отставка Правительства РФ. При всем при этом националисты позиционируют себя патриотами страны.

Весь этот политический фарс продемонстрировал истинные цели националистов, которые далеки от насущных проблем русского народа. В реальности они стремятся ослабить Россию, разрушить ее единство и, в конечном счете, развалить страну. Посеяв смуту и хаос, они рассчитывают на личное обогащение, ибо, как известно, в мутной воде легче рыбу ловить. По сути это мародеры, которые жаждут войны.

Но на сей раз ответ последовал незамедлительно и сразу из первых уст – Президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на открытии Всемирного конгресса русской прессы 11 июня, заявил о непримиримой позиции государства в борьбе с ксенофобией и экстремизмом. "Мы будем бороться с этими проблемами всеми доступными средствами, которыми располагают правоохранительные органы, судебная система России, - заявил Медведев. - Если не применить к ним силу закона, то борьба сведется к воплям и заклинаниям, а это не очень эффективно. Поэтому задача государства – сделать все от него зависящее".

Неэффективность прежних методов противодействия экстремизму подтверждается не только политической активностью праворадикальных организаций, но также и продолжающимся ростом расистски и неонацистски мотивированного насилия. Боевики вышеупомянутых националистов-комбинаторов, так называемые скинхеды, в борьбе за чистоту "арийской" крови разошлись не на шутку. Так, по данным правозащитников (информационно-аналитический центр СОВА) от нападений неонацистов в 2007 году пострадало 634 человека, 68 из них убиты, а число преступлений на почве национальной ненависти в России ежегодно увеличивается на 20-30%. Эту тенденцию в начале года, будучи первым заместителем министра внутренних дел РФ (ныне представитель в Совете Федерации РФ от Удмуртской Республики), подтвердил Александр Чекалин. Он сообщил, что за последние четыре года примерно в три раза выросло число преступлений экстремистской направленности. "В 2004 году таких преступлений было совершено 130, в 2007 - 356. В основном это преступления, совершенные на национальной или религиозной почве", - отметил Чекалин.

Конечно, ксенофобия и экстремизм не являются сугубо российской и тем более, русской проблемой. С подобными явлениями в той или иной степени сталкиваются почти все государства. Однако, когда в стране, ценою в несколько десятков миллионов жизней своих граждан освободившей мир от фашизма, самым наглым образом насаждается зараза коричневой чумы, то это есть ни что иное как глумление над историей и памятью павших героев.

Безусловно, в реалиях современной России следует ужесточить антиэкстремистское законодательство, но при этом нельзя забывать, что это необходимая, но недостаточная мера в борьбе с этим злом. Главным приоритетом в этом направлении, на мой взгляд, должна стать государственная политика в области воспитания подрастающего поколения.

Эффективность воспитательных инструментов можно проследить на примере чеченской молодежи, которая всегда отличалась своей толерантностью. Даже самые суровые испытания, выпавшие на их долю, не повлияли на это неотъемлемое их качество. И именно воспитание в духе национальных традиций и обычаев, которые зыблются на равенстве людей всех рас и национальностей, стало надежным заслоном для распространения ксенофобских настроений. Об этом я более подробно писал ранее в своей статье «Чеченцы толерантны, даже в самых трудных жизненных ситуациях». Это небольшое мое исследование можно резюмировать следующим образом: «Каждый чеченец отчетливо понимает, что неуважение к другой нации – свидетельство неуважения и к своей нации, а толерантность, в свою очередь, является признаком патриотизма».

Во всех мировых религиях заключен мощный воспитательный потенциал в борьбе с национальной и этнической нетерпимостью, который на сегодняшний день остается невостребованным. К примеру, ни один истинный мусульманин не позволит себе оскорбительное или даже пренебрежительное высказывание в адрес какого-либо народа и нации.

Мусульманское нравоучение основано на неприемлемости и недопустимости расизма, шовинизма и любых проявлений национализма. Подобные явления согласно исламу являются следствием недостатка духовности, ибо пророк Мухаммед сказал: «Нет превосходства у араба над не арабом, кроме, как в богобоязненности».

Все традиционные конфессии России могут и должны быть задействованы в государственной политике противодействия ксенофобии и экстремизму. Иные общественные организации также не должны оставаться в стороне. Существенную лепту может внести Общественная палата Российской Федерации, которой может быть отведена ведущая и направляющая роль в этой работе. Вместе с тем всестороннее системное взаимодействие всех гражданских институтов общества может послужить также укреплению демократических основ нашего государства.

Важное значение имеет прямая и точная оценка каждого конкретного преступления на почве национальной ненависти. Порочную практику подмены понятий необходимо окончательно искоренить. Тем более, недопустимо неправомерное использование антиэкстремистского законодательства. Такие факты, к большому сожалению, нередко встречаются в нашей жизни.

Однако самый надежный барьер росту ксенофобии и национальной вражды – это продолжение социально-экономического курса руководства страны, направленного на преодоление бедности и повышение уровня жизни граждан. Ведь очевидно, что истинные причины роста ксенофобии в российском обществе – социальные. Это и низкая социальная мобильность населения (как горизонтальная, так и вертикальная), и напряженность из-за непомерного разрыва уровня и образа жизни сверхбогатого меньшинства населения и нищего или полунищего большинства. Это питательная среда для ненависти, которую так легко обратить против «инородцев». Поэтому для России жизненно важно укрепление политической стабильности и оптимизация социально-экономических условий существования большинства населения, что означает не только повышение жизненного уровня малообеспеченного и полунищего населения, но и доступность всех видов профессионального образования, включая высшее, доступность и эффективность медицинской помощи, обеспечение условий для включения всех слоев населения в активные трудовые, социальные, политические, культурные процессы и т.п. Вместе с тем следует продолжать постоянное, на всех уровнях и всеми институтами (семья, образовательные учреждения, СМИ и др.), воспитание толерантности ко всем «иным», «другим» – по культуре, расе, языку, религии, образу жизни. Прививая толерантность с раннего детства, можно выработать социальный иммунитет от подобных заболеваний общества, который способен выстоять в любых экстремальных ситуациях.

И последний штрих. Знакомясь с материалами по рассматриваемой тематике, я сделал для себя неожиданное открытие. Оказалось, что большинство русских националистов выступают за исключение Чеченской Республики из состава России. Конечно, позиция доморощенных неонацистов не заслуживает какой-либо реакции, но я все же отвечу. Вхождению чеченцев в состав России предшествовала довольно продолжительная национально-освободительная война горцев в 19 веке, т.е. это не явилось актом доброй воли чеченского народа. Но в последующем чеченцы, в судьбоносные периоды в истории своей новой огромной Родины, по зову души и сердца жертвовали своими жизнями во имя ее спасения. И тому есть многочисленные примеры, запечатленные в российской истории. События последних десятилетий также показали, что чеченцы настоящие патриоты России, защитившие ее целостность на южных рубежах. А потому всех, кто питает надежды на отделение Чеченской Республики от России, ждет полное разочарование. Чеченцы добровольно не входили в состав России – добровольно и не выйдут!

Мовла Осмаев - кандидат экономических наук, Почетный гражданин Чеченской Республики.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |