Чт, 28 марта, 23:31 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » «Вирус слуха»

«Вирус слуха»

11.08.2008 12:35

Грозный. Всю прошлую неделю российские и зарубежные СМИ лихорадило на «чеченскую тему» - они писали о якобы имевшем место покушении на президента Чеченской Республики. Вариации на эту тему сочинялись самые разные: – от нападения на президентский кортеж до попытки государственного переворота.

Толчком же для ажиотажа стали слухи, муссировавшиеся в республике за день-два до этого. В век глобальных коммуникаций любая информация, даже самая странная, легко находит возможность быть озвученной и найти своего читателя. Так произошло и в данном случае – сплетни, не базировавшиеся на сколько-нибудь достоверных сведениях, вышли в Интернет и приобрели характер «новости».

Помните, как чуть больше года назад Чечню охватил слух – якобы из-за аварии на Волгодонской атомной станции на республику надвигается радиоактивное облако и спасение от него одно – выпить йоду. Всю ночь жители республики не спали в поисках коричневого «напитка» и последующего его принятия внутрь.

Но интересно, что подобным слухом был охвачен весь юг России – от Дагестана до Воронежской области. А пришел сам слух аж из Украины. В Краснодарском крае местное МЧС даже вынуждено было рассылать СМС с призывом не поддаваться панике, что в итоге еще больше усилило ее, поскольку население из-за тотального недоверия решило – «раз власти что-то опровергают, то это обязательно произошло».

Трудно сказать, что послужило причиной появления тех слухов. Но вряд ли это были аптекари, пожелавшие сбыть залежавшиеся запасы йода. Скорее можно предположить либо роковую случайность, либо чью-то шутку, переросшую свои изначально задуманные границы.

Природа появления и распространения слухов в чем-то сродни природе компьютерных сетевых вирусов. Совпадений масса: появление и тех и других может генерировать чья-то злая воля – программиста-хакера или человека-источника сплетни; переносятся они от компьютера к компьютеру или от человека к человеку, в итоге блокируют работу целой компьютерной сети или человеческого общества. И как следствие – вирусы и слухи могут привести к тому, что под их прикрытием кто-то обделает свои дела.

Между тем, информационный вирус вовсе не так безобиден, как это может показаться. Вирусную атаку зачастую используют хакеры, чтобы отвлечь внимание от своих действий в другом месте, пока они, к примеру, «ломают банк».

То же самое и слухи. С их помощью можно пытаться обрушить политическую систему, или же хотя бы отвлечь внимание общества от чего-то другого. Переключить внимание людей не так сложно – нужно лишь подкинуть что-то яркое и блестящее. В информационном смысле, понятное дело.

Например, если власти начинают переживать за молодежные настроения, призывают духовенство более тщательно работать с молодыми людьми, - можно подкинуть «утку» о репрессиях в молодежной среде. Или другой, совсем свежий пример – экономические проверки фирмы «Оздиевы». Если власть начинает борьбу с экономическими преступлениями – тут же начинаются разговоры о «разборках» и об устранении властями политических конкурентов.

Угадайте с одного раза, какой вариант написания статьи на эту тему покажется газетчикам более привлекательным?

Но разговоры так и остаются разговорами, хотя, скорее всего, их природа может быть вовсе не безобидна, а представлять собой одну из составляющих информационной войны против республиканских властей.

Дело в том, что в традиционном обществе роль слухов как источника информации крайне велика. Таким образом, перед источником появления этих слухов стоит задача «раскачать» общество, заставить его поверить в возможные перемены, и через это изменение общественного мнения в республике косвенно воздействовать на источник принятия решений уже в Кремле. Кроме того, в любом обществе существуют люди, нацеленные на конъюнктуру, чтобы не потерять свое место или сделать карьеру, готовые «переметнуться» на сторону возможного «победителя». На них также может быть рассчитана подобная тактика.

Одним словом, вариантов использования института слухов - масса, рекомендация же - только одна. Нужно быть более критичным по отношению к распространяющимся слухам и в свою очередь тщательно взвешивать и свои слова.

«Мы наш, мы новый мир построим» или романтики с большой дороги…»

Появление в горных лесах Саида Бурятского дает нам повод поговорить о той части нашей молодежи, что наиболее чувствительна к пропаганде экстремистских идей, облаченных в форму религиозного послания.

В самом деле, почему некоторых молодых людей так привлекает перспектива «разрушить весь мир до основания», чтобы затем на его обломках построить новый мир? Когда сто и более лет назад революционными идеями проникались наиболее образованные слои русской молодежи - все было более-менее понятно и объяснимо. Ряды народовольцев, марксистов и прочих революционеров всех мастей пополнялись в первую очередь молодыми людьми, выходцами из дворянских или разночинных семей. Главный мотив, которым они руководствовались - покаяние за грехи отцов, некий подсознательный комплекс вины перед трудовым народом, за счет эксплуатации которого (пусть даже косвенно) создавалось материальное благополучие всех остальных слоев российского общества. А, кроме того, эта молодежь остро чувствовала ограниченность своих жизненных перспектив в условиях царской России с ее строгим сословным делением. Максимум, на что они могли претендовать - со временем занять место своих отцов. Что далеко не всех устраивало. Представьте себе Владимира Ильича Ленина всю жизнь учительствующего в Симбирской губернии. Для человека с его амбициями такая перспектива - хуже каторги…

Но какой комплекс вины может быть у нашей молодежи, которая росла и формировалась в, прямо скажем, незавидных условиях? На глазах нашей молодежи мир однажды уже был разрушен до основания; она выросла на его обломках и, казалось бы, как никто другой должна если не понимать, то хотя бы прочувствовать на собственном опыте, насколько тяжело выживать и возрождаться на руинах.

Между тем, совершенно очевидно одно - нет и не может быть общего для всех ответа на вопрос, что приводит конкретных людей в лагерь радикалов. Есть ли среди них романтики, мечтающие о лучшей жизни для всех? Да, наверняка, есть и такие. На молодежь, свято верящую, что ислам является вершиной социальной справедливости - уже само требование радикального очищения современного чеченского общества от свойственных ему пороков оказывает чрезвычайно притягательное воздействие. Настолько притягательное, что некоторые готовы взяться за оружие, чтобы содействовать их воплощению в жизнь.

Но вот много ли романтиков среди «лесных братьев»? Думается, очень немного. Такие либо быстро гибнут, либо быстро разочаровываются и выходят из леса - в горьких реалиях вооруженной борьбы для истинной романтики нет места.

Между тем, и «романтики», и «обиженные», и авантюристы при определенных обстоятельствах могут вернуться к нормальной жизни. Но есть среди «лесных братьев» отдельная категория, которая будет идти по избранному пути до конца. Это особый психологический тип, люди, наделенные большими амбициями, честолюбивые эгоцентрики, чье «Эго» не признает никаких границ, устанавливаемых человеческими или Божескими законами. Таких людей деньги, даже очень большие, сами по себе мало интересуют. Им нужно другое - власть над людьми. И ради нее они готовы пойти на любые жертвы и любые преступления.

Кто эти люди? Как правило - социальные аутсайдеры, то есть люди, не приспособившиеся к существующей системе. В любом обществе имеет место политическая борьба, а значит, существует и определенный порядок распределения и перераспределения власти. Но социальные аутсайдеры (чаще всего в силу личных качеств) обычным путем к власти не придут никогда. Поэтому их усилия чаще всего направлены на слом всей политической системы, которую они в любом случае клеймят как в высшей степени несправедливую.

В мире людей действительно много несправедливости. Вот только одни по настоящему борются с ней, а другие под видом борьбы за высшие идеалы стремятся к неограниченной власти.

Как отличить первых от вторых?

Есть только один надежный критерий – судить не по словам, а по конкретным делам. И не забывать, что торжество справедливости не может быть достигнуто преступным путем. Любое насилие над невинными людьми, какими бы высокими идеалами оно не оправдывалось – идет от Иблиса. Поэтому, например, захват заложников ради достижения мира в Чечне, как это делали Басаев, Радуев, Бараев - логика поистине дьявольская, поскольку мир, покупаемый такой ценой - это прямая дорога к новой войне. В чем мы могли убедиться сами.

А спираль насилия способна раскручиваться бесконечно и остановить ее может только одно средство - полный и решительный отказ от насилия, каким бы оправданным оно не представлялось.

Все это очень трудно осознать только-только вступающим в жизнь молодым людям, которым хочется - счастья для всех и справедливости – тоже для всех. И чтобы все это сразу, максимум через год-два.

Как их удержать от опрометчивого шага, ведущего в никуда? Только внушив им веру в то, что наше общество не утратило способности к самосовершенству, что оно обладает нравственным потенциалом достаточным для того, чтобы шаг за шагом изживать как свои собственные пороки, так и пороки власти, выросшей из нашего же общества.

«Кавказцы в войнах России»

Именно так называется новый документальный сериал, показ которого на прошлой неделе начался по НТВ. Конечно, одной серии явно недостаточно, чтобы дать исчерпывающую оценку всему сериалу. Тем не менее, определенные выводы уже можно делать.

Между тем, первое и главное, что хотелось бы отметить - сериал по содержанию явно нельзя отнести к разряду исторических и научно-познавательных, которые постоянно демонстрируются, скажем, по западному телеканалу «Дискавери». Сериал «Кавказцы в войнах России» отличает политическая подоплека, которая явственно прослеживается и в подаче исторического материала, и в комментариях ведущего, и даже в самом его названии. Как представляется, автор сериала Руслан Гусаров стремится не только познакомить российских телезрителей с определенного рода историческими фактами, но и убедить их в том, что кавказцы (при всей неординарности кавказской натуры) своей кровью завоевали право быть полноправными гражданами Российского государства.

К сожалению, авторы сериала практически обошли молчанием фигуры предводителей вооруженной борьбы горцев против царской России. Буквально вскользь упоминался и имам Шамиль. Между тем, явственно апеллируя к современным политическим реалиям, можно было в немалой степени усилить воздействие на современного российского зрителя сопоставив, например, политические портреты вождей Кавказской войны и нынешних лидеров северокавказского сепаратизма. При внимательном рассмотрении в политической практике и тех и других обнаруживается много общего. Даже на таком элементарном уровне: имам Шамиль запрещал горцам танцы, песни и другие увеселения с такой же одержимостью, как это делают современные самозваные претенденты на звание духовных вождей мусульман Северного Кавказа и всей России.

В любом случае, очень трудно изменить отношение среднестатистического россиянина к кавказцам, учитывая эпидемию кавказофобии, которая охватила современное российское общество. Сегодня большинство россиян смотрит на выходцев из республик Северного Кавказа в лучшем случае как на беспокойных гостей с юга, но никак не своих сограждан, принимающих такое же участие в судьбе России, как и они сами. И преодолеть эту тенденцию, значительно окрепшую за последние два десятилетия, будет совсем не просто.

Все сказанное выше не означает, что сериал «Кавказцы в войнах России» начисто лишен познавательности. Уже в первой серии говорилось о некоторых малоизвестных фактах, связанных с историей пребывания кавказцев в личном конвое российских императоров. Думается все же, что в плане познавательности этот сериал будет гораздо интереснее для российского зрителя, чем для чеченского, дагестанского и любого другого кавказского. Сама тема сериала близка для всех кавказских народов. Чего не скажешь об обитателях российской глубинки, которые в большинстве своем о кавказцах знают только то, что они носят на головах папахи, а на поясе – длинные кинжалы.

Центр Стратегических Исследований Чеченской Республики (http://www.4csi.3dn.ru)

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |