Чт, 28 марта, 23:26 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Власть и политика » «Байрактар»: пике к полному банкротству

«Байрактар»: пике к полному банкротству

21.07.2022 09:39

Ну что, получается, СВО в исполнении России бьет по турецкому предприятию, да не просто бьет, а с ноги. А как все красиво начиналось… А продолжение какое было…

Но мы пойдем по порядку.

Самая известная продукция фирмы Baykar («Байкар») – это тот самый «Bayraktar» TB2, то есть, попросту «Байрактар». Беспилотник не новичок на рынке и в небе, успел повоевать от души. Весь вопрос – насколько успешно.

Еще раньше я очень скептически относился к тому, какая шумиха была поднята вокруг этого ударного дрона, но тут ничего не поделать. Сперва Азербайджан устроил неслабую пиар-кампанию во время очередного конфликта с Арменией, затем сами турки добавили, потом настал черед Украины.

Но смех смехом, а беспилотник покупают. Не страны с топ-армиями, но покупают. Польша, Азербайджан, Киргизия, Катар, Украина… Последняя, конечно, сомнительно, когда это у нас Украина покупала что-то, ей все и так дают. Но турки могли и денег взять, эти умеют.

Ну и на очереди больше 20 стран стоит, чтобы купить. И вот тут могут быть неприятности у турок, потому что ряд стран точно может и отказаться от приобретения. Однако, основные неприятности даже не в этом, хотя тут все в комплексе.

«Байрактар» повоевал. Сирия, Ливия, Ирак, Нагорный Карабах, Украина.Где-то успешно, где-то не очень. Вообще «Байрактары» показали себя неплохо там, где им ничего не грозило. Но одно дело, гонять курдских партизан и сирийское ополчение, другое дело – иметь в противниках ливийскую народную армию и регулярные сирийские войска. Там, где присутствовало более-менее приличное ПВО, «Байрактары» падали с небес на землю вполне нормально.

А что началось на Украине, кроме как сплошным пиаром и не назовешь. И ЗРК уничтожали, и РСЗО, и гаубицы, и даже «Панцири-С1». Но эпиком стало уничтожение «Байрактарами» ЧЕТЫРЕХ российских катеров типа «Раптор» и одного десантного катера типа «Серна».

Нет, кроме шуток: можно поверить, что одним ПТУРом или парой 20-кг бомбочек можно потопить кораблик, который запросто тащит танк или два БМП/БТР или роту морпехов?

Конечно, эти перемоги очень сильно ударили по «Байрактарам», поскольку в прессе (не нашей) появились определенные сомнения относительно того, что бортовым вооружением «Байрактара» можно уничтожить катер водоизмещением 100 тонн. В «Раптор», простите, еще надо умудриться попасть, с его-то размерами и скоростью.

Да, украинская сторона предоставила видеоотчеты, на которых что-то в катера попадало, летели какие-то ошметки, но вот факт потопления пяти катеров не подтвержден ничем, кроме невнятных видео. То есть – не подтвержден вообще.

Между тем, в Турции на этой оптимистичной волне и под влиянием интереса к «Байрактару», вполне логично решили вложиться в производство и заложили в Стамбуле завод по производству беспилотников. Выпускать планировалось две модели – сам «Байрактар» и «Акинчи». Завод обошелся в 600 миллионов лир или 100 миллионов долларов. Приличные деньги.

Деньги должны были окупиться, так как интерес к «Байрактару» был и постоянно подогревался. В итоге чудо-беспилотник, ничем якобы не уступающий американскому «Жнецу» в плане боевых возможностей, зато намного более дешевый, стал этакой иконой современности.

Как я понимаю, турки тоже попали под воздействие своей же рекламы и уверовали в то, что «Байрактар» озолотит их. Завод начали строить, было закуплено дорогостоящее оборудование, которое должно было окупиться за восемь лет, согласно всем расчетам и планам.

Вообще ставка была сделана весьма логично, ибо «Байкар» опередила всех турецких производителей военной техники, заработав в 2021 году 664 миллиона долларов. В основном прибыль принесли экспортные сделки, от которых «Байкар» получила около 80% прибыли.

Ставка делалась не только на «Байрактар», но и на «Акинчи». В отличие от «Байрактара», «Акинчи» не так известен, хотя проект весьма многообещающий.

«Акинчи» - плод совместной работы «Байкар Макина» и украинской «Мотор Сич». Аппарат оснащен украинским турбовинтовым двигателем АИ-450С, это вклад украинской стороны. Первый полет турецко-украинский дрон совершил в декабре 2019 года. В 2021 году «Акинчи» был принят на вооружение в Турции.

«Акинчи» весит 5 500 кг, из них 1350 кг – это полезная нагрузка, 400 кг в бомбоотсеке и еще 950 кг на восьми точках внешней подвески. Два двигателя мощностью 450 л.с. каждый, позволяют это сделать. Дрон оснащен собственной РЛС с АФАР и системой прицеливания от Aselsan.

Интерес к «Акинчи» проявили помимо Украины Катар, Азербайджан и Малайзия. В турецкой прессе были сообщения о том, что портфель предварительных заказов на беспилотники составляет 46 на «Байрактар» и 36 на «Акинчи». Плюс 28 станций управления, из расчета одна станция на три БПЛА.

За год было собрано помимо трех предсерийных экспериментальных аппарата еще шесть «Акинчи» для турецких вооруженных сил. «Акинчи» прошел боевые испытания в операциях против курдов на севере Ирака.

И вот, после относительно успешных применений против курдов и отрядов Нагорного Карабаха, потери в Ливии и на Украине несколько подмочили репутацию аппаратов «Байкара». Плюс появились конкуренты, которые предлагают продукцию сходного назначения.

Например, Таджикистан для себя выбрал весьма интересный аппарат иранского производства.

«Байрактар»: пике к полному банкротству

«Абабиль» в силу своей многофункциональности, дешевизны в производстве, конструкционной простоты и эффективности может быть ценным средством в партизанской войне. Аппарат с одним двигателем и толкающим винтом может очень просто переоборудоваться в самолет-снаряд с 40-50 кг взрывчатого вещества, которое он может доставить на расстояние до 250 км.

«Абабиль» уже отметился в Судане, Йемене и Ливане, и его применение было оценено с хорошей стороны. А цена весьма сильно отличается от турецких беспилотников, потому Иран тоже решил сыграть на рынке региона, предлагая свои беспилотники всем желающим.

Ну и как без Китая? Китай тоже очень активно осваивает арабско-персидский рынок, предлагая свои аппараты, в том числе и тяжелые ударные БПЛА.

Россия тоже начинает обозначать шевеления на этом рынке, предлагая БПЛА «Орион-Э» в разведывательном и ударном вариантах. «Орион» тоже прошел проверку боевыми действиями в Сирии и на Украине.

Так что туркам сегодня приходится весьма непросто. Наличие на рынке такого количества конкурентов обязывает.

И сегодня в Турции помимо сборки самих аппаратов активно работают над новыми схемами применения беспилотников. Например, «Акинчи», которому два двигателя позволяют забираться высоко и нести впечатляющую боевую нагрузку играет роль носителя, а «Байрактар» подсвечивает цели с помощью имеющейся у него квантовой аппаратуры. Это позволяет более дорогому «Акинчи» теоретически держаться вне зоны действия ПВО противника.

В 2022 году «Акинчи» с высоты 9 150 м сбросил корректируемую авиабомбу LGK-82, которая успешно поразила цель, которую подсвечивал «Байрактар».

В ассортимент применяемых средств «Акинчи» входит KGK-SIHA-82. Это обычная свободнопадающая авиабомба, которую оснастили головкой самонаведения и крыльями. В итоге бомба весом 340 кг поразила цель в 30 км от места сброса.

Бортовая РЛС с АФАР позволит «Акинчи» применять ракеты класса «воздух-воздух», которые ударными темпами адаптируются под БПЛА.

Сегодня «Акинчи» - самый крупный из турецких БПЛА.

При этом он выгодно отличается высотой и продолжительностью полета. На испытаниях «Акинчи» в полете, который продолжался 20 часов и 23 минуты, набрал высоту 13 716 метров. Но это был полет экспериментального образца на британских двигателях, мощностью по 750 л.с. каждый.

И вот тут пришло время поговорить о двигателях. Точнее, об их отсутствии.

«Акинчи» проектировался под пару двигателей АИ-450МС разработки запорожских предприятий «Ивченко-Прогресс» и производства «Мотор Сич». Увы, но оба предприятия практически были выведены из строя ударами российских крылатых ракет.

И так «Акинчи» оказался без двигателей. Естественно, турки начали искать альтернативные варианты, но увы, при всей критике всего украинского, АИ-450МС оказались весьма технологичны и найти им замену оказалось непросто.

Видимо, в «Байкаре» пошли по пути установки более мощного, но дорогого двигателя, но взять его оказалось непросто. Сейчас у Турции довольно печальный период расставания с западными поставщиками двигателей. Австрийский Rotax оставил без двигателей «Байрактар», канадская компания Bombardier Recreational Products, владеющая фирмой Rotax, объявила о прекращении поставок этих двигателей в Турцию.

Канадцы очень негативно восприняли использование «Байрактаров» без согласования с ними в армии Азербайджана. После очередного конфликта в Нагорном Карабахе, канадцы прекратили поставки двигателей. А заодно перекрыли кислород в плане тепловизоров Wescam MX-15D и двигателей ТР6 от канадского филиала Pratt & Whitney. Эти двигатели мощностью до 1250 л.с. планировалось устанавливать на учебно-тренировочные самолеты для турецких ВВС.

Кстати, по поводу тепловизоров: оказалось очень неприятно. Тоже пришлось искать пути решения проблемы. Вроде бы нашли. На «Байрактары» начали устанавливать прицельные электрооптические комплексы CATS (Common Aperture Targeting System) турецкого оружейного концерна Aselsan. Но и тут возникла проблема: комплексы изначально разрабатывались для вертолетов, и использование на БПЛА не давало оптимальных показателей, очень многое пришлось дорабатывать и перерабатывать.

Кроме того, пришлось всеми силами пытаться увеличить количество выпускаемых CATS вдвое, что оказалось не очень приятным сюрпризом для концерна.

Турки выкручиваются и с двигателями, на «Байрактар» будет установлен двигатель турецкого производства PD-170, мощностью 170 л.с. Это даже лучше, чем Rotax 912, мощность которого всего 100 л.с.

А вот для «Акинчи» все печально. Есть еще одна наработка, PD-222. Этот двигатель вроде бы «на подходе», но его мощность всего 250 л.с. И PD-222 не идет ни в какое сравнение с запорожским АИ-450МС.

В принципе, в Турции все еще надеются на то, что украинские моторостроители «залижут раны» и окажутся в состоянии производить столь необходимые им двигатели для «Акинчи». Вообще и украинцы, скорее всего, совершенно «за» продолжение сотрудничества. Но вот «Калибры» ставят крест на всей этой затее сейчас и нет никаких гарантий в том, что не поставят еще раз впоследствии.

Ну и совсем неприятно для Турции будет вхождение Запорожья в некий конгломерат пророссийских территорий в будущем.

Согласитесь, 250 л.с. вместо 450-ти – это очень грустно. И можно забыть о многих вещах, в том числе и о продажах «Акинчи» за хорошие деньги.

Да, кто сказал, что импортозамещение – это просто?

Стоит отметить, что с двигателями у турецких инженеров и конструкторов как-то не задалось изначально, и ни один проект не был доведен до совершенства.

В итоге получается очень неприятная ситуация: завод по производству «Байрактара» и «Акинчи» может оказаться черной дырой, куда ухнут миллионы турецких лир. Если с «Байрактаром» все более или менее нормально, то «Акинчи», оставшийся без двигателей и тепловизионной техники, может перестать представлять такой серьезный аппарат за серьезные деньги.

Конечно, турки сделают все возможное, чтобы заместить австрийско-канадские двигатели, вопрос в том, что замещать их особо нечем.

И, как ни странно бы это не звучало, но вся надежда на Украину. Украинцы не поругались с канадцами и у них с тепловизорами проблем нет. И возможно, будут двигатели. Если Россия в очередной раз все не испортит.

Имеются в виду перспективные разработки «Ивченко-Прогресс» о модернизации все того же АИ-450 путем установки второго турбокомпрессора, что позволит снять с двигателя до 1000 л.с. Есть еще очень перспективный ТРД АИ-500, мощность которого оценивается в 700 л.с. Весь вопрос только в возможности производить эти моторы и поставлять в Турцию.

Но мне кажется, что Украина, как поставщик и потребитель для Турции потеряна. Не сегодня, так к концу СВО точно. Закупка сборочных комплектов «Байрактаров», попытки производства – все это останется в прошлом.

Но к техническим проблемам все больше добавляется проблем эксплуатационных и маркетинговых. Да, если бы украинские СМИ не врали так безбожно о «бесподобных боевых качествах» того же ТВ2, то, возможно, все было не так плохо.

Однако жуткие сказки о колоссальных успехах «Байрактара» на Украине на фоне потерь беспилотников ВСУ не добавляют положительных моментов, скорее, наоборот. Дрон с боевой нагрузкой в 95 кг (не стоит забывать, что в 150 кг полезной нагрузки входит и прицельный модуль весом в 55 кг), уничтожающий колонны бронетехники и топящий направо и налево катера – ну немного не те времена сегодня, чтобы верить за доллары в такое.

У турецких производителей серьезные проблемы с двигателями, тепловизорами и маркетингом. И вполне может оказаться, что «Байрактар», о котором буквально полгода назад говорили, как о некоем «чудо-оружии», станет причиной немалых убытков компании «Байкар Макина».

В общем – справедливо. Маркетинг сегодня не есть абсолютный и совершенный обман. Особенно в плане вооружений. Особенно в отношении БПЛА, попадающих в зону действия российских «Буков» и «Торов».

Автор: Роман Скоморохов

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |