Пт, 19 апреля, 10:41 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » С весельем и отвагой Размышления к портрету Президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова

С весельем и отвагой Размышления к портрету Президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова

06.07.2007 16:10

Думаю, в жизни человека, как и в истории народа, на¬ступает такой момент, когда он должен осознать и осмыслить пройденный путь. Великие и печальные вехи этого пути, полные героизма и достойные забвения страницы народной биографии обозначены одна¬ко всегда деяниями человека.

Данная статья не ставит своей целью экскурсию в про¬шлое чеченского народа или анализ его новейшей истории. Это должны сделать в своих исследованиях историки и литераторы. Но заглянуть в эту историю и попытаться понять людей, двигавших ее, поста¬раться понять и приблизить¬ся к пониманию духовных на¬чал лидеров народа - есте¬ственное стремление всякого нравственного человека.

Нравственность, образно говоря, можно представить как правила для человеческих по¬ступков, через соблюдение которых обеспечивается для людей жизнь, свободная от страданий. Достижение сча¬стья - вот цель всех челове¬ческих усилий. Однако и она не может быть реальна, пока люди не избавлены от стра¬даний. Остается добавить, что жизнь чеченцев и всего че¬ченского народа почти всегда зависела от того, какой лидер, какой вождь его возглавлял. Славное прошлое чеченцев неизменно подтверждает, что благородный отблеск лично¬сти его духовных, военных и нравственных учителей надол¬го, на века ложился на его благотворную жизнь и дея¬тельность. На века определял русло движения этого народа - добрососедство, созидание, чистые помыслы, высокую и никогда не гаснущую Веру. И, как это ни покажется спорным, именно в неудачах и трудно¬стях военных лет кроются ис¬токи победы народного духа над бездушием, чести над подлостью, долга над преда¬тельством.

...В 1991 году, когда над Чечней начали собираться предгрозовые тучи, юноше Рамзану Кадырову было все¬го 15лет...

Существует немало попыток объяснить события и траге¬дию в Чечне объективными, вроде бы не зависящими от людей причинами.

Это и желание представить кампанию 1994-96 годов как продолжение многовековой борьбы вайнахов против рос¬сийского колониализма. Дру¬гие хотят рассматривать чеченский конфликт как звено в цепи событий, направленных на развал России вслед за СССР. Меж тем не секрет, что лозунг борьбы с «империей» или «имперским мышлением» был выдвинут демократичес¬кими силами России и наци¬ональными движениями ряда республик. Генерал-майор авиации Джохар Дудаев так¬же был приглашен возгла¬вить объединенный конгресс чеченского народа ведущими российскими политиками. Он должен был сыграть роль главной силы, которая смени¬ла бы в республике прежнюю партийно-советскую элиту. Может быть, кто-то и знал, какими страшными послед¬ствиями для народа обернет¬ся эта смена власти и смена «вождей». Не знал этого сам народ, раздираемый на час¬ти, разделенный на «оппози¬ционные силы», во главе ко¬торых кто только не стремил¬ся стать. Одни, опираясь на поддержку Москвы, устанав¬ливают в отдельных районах республики параллельную власть, даже предпринимая попытки с оружием в руках захватить столицу Чечни. Другие пытаются предста¬вить Дудаева прямым на¬следником идей имама Ша¬миля и, оправдываясь буду¬щим, эфемерным статусом независимости сеют вокруг смерть и ужас.

Мы помним эти мрачные годы, когда еще не в военной, но уже и не мирной Чечне мно¬гие, очень многие ее граждане могли найти спокойствие и бе¬зопасность только за крепкими засовами собственных ворот и под защитой всевозможных видов оружия. Которые, тем не менее, не спасали ни их жиз¬ней, ни жизни их домочадцев. Борьба за место под солнцем превратилась во всеобщий гра¬беж, национальное богатство - нефть - стала яблоком раздо¬ра и причиной многочисленных вооруженных криминальных разборок, похищение людей и получение за них выкупа стало просто банальным занятием. Главное же зло, нанесенное на¬роду и его сознанию - попытка любой ценой - вплоть до угро¬зы физического уничтожения - внедрить в него идеи и суть ваххабизма. Тем самым лишая человека традиционного веро¬исповедания и традиционных ценностей. Эта вакханалия без¬закония, взаимное шельмова¬ние самозваных и нанятых по¬литических авантюристов -лидеров, зарубежных и внутрен¬них религиозных экстремистов, попытки установить «новый ис¬ламский порядок», противопо¬ставление Чеченской Республи¬ки всей России и чуть ли не всему мировому порядку при¬вело к своему логическому за¬вершению. Зимой 1994 года на Чечню обрушилось «восстанов¬ление конституционного поряд¬ка». В те дни информационные агентства в ежечасных ново¬стных блоках регулярно сооб¬щали о широкомасштабных во¬енных действиях с применени¬ем тяжелой военной техники, артиллерии и авиации.

В этой трагической, но ре¬альной хронике невозможно что-либо сочинять или допол¬нять. Мы свидетели того, как на протяжении почти двух лет, с декабря 1994 по август 1996, на села и города Чечни обруши¬вался смертоносный металл, стирая с лица земли жилье, выжигая деревья и нивы, уно¬ся тысячи и тысячи жизней. Как говорится, Молох войны и Хаос в сознании, овладевшие Чеч¬ней, собирали богатейший уро¬жай смерти. На чеченских клад¬бищах десятками и сотнями ежедневно вырастали надмо¬гильные чурты, в моргах и хо¬лодильниках соседних с Чечней регионов скапливались сотни неопознанных жертв войны. Опознанные же под литером «груз 200» нескончаемой вере¬ницей шли в российские горо¬да. Это было, без преувеличе¬ния, всеобщее народное само¬убийство.

.. .В 1996 году чеченский на¬род получил наконец-то долгож¬данную передышку. И надежду - надежду на спокойную, мир¬ную жизнь, на труд, на право растить детей и служить Все¬вышнему. Рамзану Кадырову тогда исполнилось 20 лет, и он ясно видел, какие титанические усилия необходимо будет при¬ложить, чтобы снова сделать республику цветущей, а ее граждан - счастливыми. Он видел, с каким многоликим спрутом должен будет сражать¬ся его отец Ахмат-Хаджи - муф¬тий Чеченской Республики. Бу¬дучи Начальником охраны муф¬тия, днем и ночью сопровож¬дая отца и общаясь с ним, вос¬питанный в духе твердых наци¬ональных традиций и устоев, Рамзан, без сомнения, отдавал себе отчет, что борьба против спрута потребует всех душев¬ных и физических сил. А мо¬жет быть - и жизни.

Власти Ичкерии взялись на¬сильно привить всему чеченс¬кому народу идеологию вахха¬бизма и даже распространить свое влияние на соседнюю Рес¬публику Дагестан. Далее ждать было невозможно. Муфтий Че¬ченской Республики А-Х. Кады¬ров открыто восстал против продолжения этого мракобесия и издевательства над народа¬ми. В эти тяжелые, полные дра¬матизма дни и месяцы Рамзан был неизменно рядом с отцом.

Из личных бесед со сподвиж¬никами Кадыровых мне извест¬но, что в какой-то момент их оставалось всего несколько че¬ловек - ближайших родствен¬ников и единомышленников.

Впоследствии Ахмат-Хаджи кратко сформулирует свои внутренние переживания и свою цель в такую фразу: «Я встал на защиту тариката - традици¬онного ислама, и за это мне объявлена война... Наступил момент, когда каждый из нас должен сделать выбор, иначе конца этому кровопролитию не будет». Это был вызов, откры¬тый и решительный.

Но мало сказать, что эти люди обстоятельствами своей жизни были подвигнуты на под¬виг. Важно еще и то, что они готовы были к свершению под¬вига. Хотя к тому времени, если честно сказать, и этого было недостаточно: ситуация в рес¬публике настолько усложни¬лась, трагедия народа стала столь глубокой и многоплано¬вой, в орбиту «чеченского кон¬фликта» оказались втянуты столь могущественные силы и влиятельные группы, что про¬тивопоставить им можно было только объединенную волю на¬рода.

Ахмата-Хаджи и его сына Рамзана Кадырова окружали сотни характеров, тысячи воль, десятки тысяч надежд и сотни тысяч судеб, которые, вопреки всему, надо было сплотить и поставить неодолимой прегра¬дой на пути разрушения и смерти. Мы можем предпола¬гать, как долгими ночами со¬ветовались отец и сын друг с другом, с единомышленниками, с товарищами: о первых реши¬тельных, энергичных шагах к возрождению, и правильных, единственно верных. В те дни они приняли одно важное ре¬шение: сразу три района Чеч¬ни - Гудермесский, Ножай-Юртовский и Курчалоевский - были объявлены «зоной, сво¬бодной от ваххабизма».

Главным стал не только воп¬рос: что делать? Главным ста¬ло решение того, из каких прин¬ципов исходить в своих дей¬ствиях: узко экстремистских, националистических, частно-тейповых и криминальных, за¬казных и противоестественных для чеченского народа? Или руководствоваться ясными, чет¬кими, однозначными и общи¬ми для всех людей велениями Создателя, диктующими для всех свободу, равенство, мир и счастье.

Кадыровы выбрали после¬днее. С этого дня началось со¬здание команды, которой суж¬дено было пройти и выдержать не одно страшное испытание. Рамзан Кадыров вместе и ря¬дом с отцом шел первым, а нет труда изнурительнее, но и по¬четнее, чем прокладывать путь...

... Первые годы XXI века в Чечне.... Первые серьезные ус¬пехи команды А-Х. Кадырова в отвоевании у сепаратистов и ваххабитов умов, позиций, бра¬тьев, заблудших и разуверив¬шихся во всем, потерявших вся¬кие национальные, религиоз¬ные ориентиры, на долгие годы оторванных от родителей и мир¬ной жизни людей. Кадыровы возвращают их к созиданию. К жизни без оружия. К свободе и вечным ценностям. Возвра¬щают, несмотря ни на что, кла¬дя на чашу весов свое имя, свой авторитет, а в итоге - все меньше и меньше обманутых молодых людей в так называе¬мых рядах НВФ. Все больше счастливых родителей, вновь обретшие сыновей, благодарят Ахмат-Хаджи.

Только лишь за одну амнис¬тию, объявленную Госдумой России 13 декабря 1999 года и длившуюся с 1 февраля до 15 мая 2000 года, оружие сложи¬ли около 2,5 тысяч боевиков. Это была первая подобного рода акция, в которой гаран¬том выступил Ахмат-Хаджи Ка¬дыров. Это были годы резкого и значительного уменьшения так называемого сопротивления федеральному центру, время уменьшения объема трагедии. Рамзану Кадырову теперь уже 25 лет, а ведь амнистиро¬ванные - молодые люди его возраста. Он встречал их, от¬чаявшихся, пожимал руку, убеждал. Он принимал их в братс¬кую семью созидателей, помогая и словом, и делом. Конечно, и теперь то здесь, то там продолжали рваться фугасы, гибли соратники и товарищи Рамзана. Были еще тяжелые дни и ночи преследования наи¬более оголтелых предводителей бандформирований, но в ос¬новном ситуация в Чечне изме¬нилась решительным образом. Конечно, и теперь было тяже¬ло, но на них, отца и сына Ка¬дыровых, смотрел теперь весь чеченский народ, видя в них избавителей от страданий, от лжи, от вползших в сознание фальши и неверия. Нам сегод¬ня нелегко будет понять, как это произошло, но они выстояли. Они удержали народ чеченский и всю республику на самом краю пропасти! Они спасли его от слепоты и гибели.

Без сомнения, в Рамзане, самом близком товарище и сподвижнике Ахмат-Хаджи, свершалась колоссальная внутренняя работа. Философия добра и зла, справедливости и равенства перед Всевышним обогащалась в нем мудростью политического деятеля А-Х. Ка¬дырова. Может быть, незамет¬но для постороннего глаза, но упорно и настойчиво он учился быть таким же решительным, твердым. Он учился любить народ и эту землю по-новому, как сын, как страж его, как граж¬данин!

Свое отношение к отцу по¬зднее Рамзан выразил такими очень емкими и глубокими по смыслу словами: «Он жил с людьми так, как будто на него смотрел Аллах, а с Всевышним общался так, словно его слу¬шают все люди». Это ощуще¬ние, «будто на него смотрит Аллах», а «слушают все люди», не покидает Рамзана Кадыро¬ва, по сей день. Он живет этим ощущением, он руководствует¬ся им, он не изменяет этому великому принципу своего ве¬ликого отца в самые тяжелые, трагические дни своей жизни. Эта высокая Вера и уверенность в правильности избранного пути помогла ему выстоять в черные дни мая 2004 года...

«Мой отец ушел непобежден¬ным в возрасте 53-х лет, с че¬стью окончив отпущенный ему Всевышним земной путь. Мне, 28-летнему своему сыну - он оставил несколько заветов, ко¬торых я и придерживаюсь».

Для Рамзана Кадырова весь мир взорвался 9 мая 2004 года, в его неполные 28 лет. Мы по¬мним его осунувшееся в те дни лицо, красные от недосыпания и слез глаза. Но мы помним и твердый, мужественный взгляд этого человека, твердые и яс¬ные приказы и указания кото¬рого не позволили ситуации в республике измениться в худ¬шую сторону ни на миллиметр. Действительно, это достойно восхищения и преклонения! На следующий день после траги¬ческой гибели Ахмат-Хаджи в Правительстве Чеченской Рес¬публики произошло весьма знаменательное, неординарное, но логическое событие. 10 мая 2004 года Рамзан Ахматович Кадыров назначен первым за¬местителем Председателя Пра¬вительства ЧР. Это назначение, одобренное и утвержденное Президентом России В. Пути¬ным, не было рядовым реше¬нием из ряда подобных, не было оно продиктовано и да¬нью памяти ушедшего из жиз¬ни Учителя и Вождя.

Этот шаг не был обусловлен амбициозными и честолюби¬выми замыслами самого ново¬го вице-премьера. Республике нужен был руководитель ранга и духа Ахмат-Хаджи. Заменить его на боевом посту мог только сын - Рамзан Кадыров, вла¬деющий и глубиной проникно¬вения в суть явлений, и остро¬той мысли, и мудростью реше¬ний, и - твердостью отцовско¬го характера. Великое переуст¬ройство и переосмысление, на¬чатое А-Х. Кадыровым, не дол¬жно было, не могло ни на миг подвергнуться опасности. А ко¬манда, тщательно подобранная первым Президентом, испытан¬ная временем и трудностями, до последнего человека знако¬мая и преданная Отечеству, нуждалась в твердом и непоко¬лебимом руководителе. Они знали: все вместе они неизме¬римо сильнее, чем порознь. Главный смысл проходивших тогда и последовавших позже событий максимально точно передал сам Рамзан Кадыров: «Я считаю своим долгом и честью продолжить дело, ради которого мой отец отдал свою жизнь. Дело во благо нашего народа, нашей республики. Ради этой высшей цели я не пожалею ни сил, ни средств, ни возможностей. Я боюсь сейчас только одного, - что я подведу отца, что не закончу начатое им дело».

Чтобы бороться, по-насто¬ящему бороться за новое уст¬ройство общественного бы¬тия, общественного сознания, надо распутать не один узел, завязанный хитроумными, ал¬чными, дьявольскими руками. Каждый выбирается из этих пут по-своему. Особенность Рамзана Кадырова в том, что он всегда, на каждом этапе выбирает решение самое яс¬ное, доступное и понятное каж¬дому человеку - в его коман¬де и в республике, которую тоже, впрочем, можно считать командой Кадырова. Можно спорить; верна ли эта мето¬дика действий? Отвечает ли этот стиль руководства надеж¬дам и чаяниям простых людей? Ответ дает жизнь. Ответ ясный, всеобъемлющий, твёрдый. Сейчас, когда на бу¬магу ложатся эти строчки, око¬ло полуночи. Сияют залитые электрическим светом улицы Грозного, Гудермеса, Аргуна. В этот поздний час в много¬этажных домах по проспекту А-Х. Кадырова, (бывшая ул. Ле¬нина), ул. Тухачевского и Пер¬вомайской, Маяковского и пр. Революции гаснут и вспыхи¬вают лампочки: где-то прини¬мают гостей, где-то семья со¬бралась за вечерним столом, хлопочут возле электроплит домохозяйки.

Стремительное и грандиоз¬ное строительство в Грозном и по всей республике не смол¬кает и ночью. Утром трудовые бригады сменят тех, кто ра¬ботал в ночную. В предрас¬светный час протяжный голос азана призовет верующих к утренней молитве. А потом пойдут в школу дети, оглашая улицы звонкими детскими го¬лосами. За студенческие ска¬мьи сядут учащиеся ВУЗов и техникумов, и строгие препо¬даватели-профессора будут объяснять им основы наук - созидания, творчества, позна¬ния мира. Из этих мальчишек и девчонок, студентов и сту¬денток вырастут настоящие граждане своей Родины - ум¬ные, любящие, знающие, как уберечь свою Отчизну от не¬справедливости и несчастий.

В самом начале этого по¬истине чуда стоял Ахмат-Хад¬жи Кадыров. Этому прекрас¬ному движению к благополу¬чию и счастью не дал пре¬рваться его сын Рамзан. Со¬вершенно просто и великолеп¬но сказал он о своем внутрен¬нем стремлении к служению Родине и народу в дни, когда республика отмечала 100 дней его пребывания на посту Пред¬седателя Правительства Че¬ченской Республики:

«Мой главный жизненный критерий - в любых условиях и в любой ситуации оставаться человеком. Человеком, кото¬рый знает, что у него есть обя¬занности перед своей роди¬ной и обществом. На мне же, более чем на ком-либо, лежит двойная ответственность - быть не просто хорошим пре¬мьером, но быть еще достой¬ным памяти своего отца. К тому же я ни на минуту не за¬бываю, что человек славен своими делами».

О свершениях и многотруд¬ном восхождении Рамзана Ка¬дырова сказано много, сказа¬но словами его современни¬ков, теплыми, искренними при¬знаниями его сограждан, бла¬годарными и доверительными отзывами руководителей раз¬личных государств.

Исламский мир России оценил труды Рамзана Кады¬рова высшей наградой Сове¬та муфтиев - Орденом почета «Аль-Фахр» первой степени. Отеческой теплотой и любо¬вью веет от поздравительной телеграммы короля Королев¬ства Саудовская Аравия Абдаллы бин Абдель Азиза Аль-Сауда: «Его Превосходительству Рамзану Кадырову, Прези¬денту республики Чечня.

Мне доставляет удоволь¬ствие выразить Вам искренние поздравления по случаю Ваше¬го избрания Президентом рес¬публики Чечня. Желаю Вашему Превосходительству успехов на новом высоком посту, а братс¬кому народу Чечни - прогрес¬са и благополучия». Такие сло¬ва адресуют не каждому, их го¬ворят только человеку, близко¬му по духу, родственному по за¬ложенным в нем ценностям. Да и каждое слово, посвященное Рамзану, говорит о нем как о Человеке-Творце, Человеке-Со¬зидателе. Сам Президент Чеч¬ни, как человек больше муже¬ственный, чем романтичный, говорит больше о долге. «Долг, - по словам Гете, - там, где любят то, что сами себе при¬казывают». Фраза эта кажется несколько противоречивой. Привычней она звучала бы в другом виде: долг там, где де¬лают то, что себе приказыва¬ют. Между тем, без слова «лю¬бовь» эта формула не полна.

Вспомните любого человека, который прославил свое имя в нашей стране. Знаменитых уче¬ных, комбайнеров, космонавтов. Они ведь любят свое дело, в нем для них истинный смысл жизни. Именно поэтому они столь блистательно исполняют свой долг. Отнимите у них эту любовь, может, трудолюбие останется, озарения - не будет.

В прошлом, 2006 году, Рам¬зану Кадырову исполнилось тридцать лет. Он достиг всего, что требуется человеку для сча¬стья, а значит, он счастлив. Он любит своих друзей - у него их много. Каждый молодой че¬ловек Чечни считает его своим ближайшим другом и товари¬щем. Он любит свой народ! И ему платят искренней взаимно¬стью и пожилые мужчины, ро¬весники его отца и деда. В день празднования 9 мая - Великой Победы, Рамзан Кадыров, глу¬боко внутри скрыв свою соб¬ственную печаль, обласкал всех ветеранов Великой Отечествен¬ной - граждан ЧР. На такое спо¬собен только человек очень сильный и чистый.

Мне жаль расставаться с ним, героем моей статьи. Рас¬сказ о герое не может обойтись без чуда. Чудо было. На одной из встреч с журналистами Рамзану Ахматовичу задали вопрос о большом количестве его пор¬третов в городах и селах рес¬публики. Вопрос прозвучал с некоторой долей упрека и иро¬нии. По окончании встречи Р. Кадыров распорядился немед¬ленно убрать все портреты с его изображением. Указание в тот же день было доставлено в районы Грозного, села и дру¬гие города. И тогда встал про¬стой народ Чечни, который впервые воспротивился жела¬нию своего лидера и любим¬ца. Не организованные, но мно¬готысячные митинги собрались на улицах сельской местности и проспектах городов. Во весь голос было заявлено: «Не да¬дим убрать ни одного портре¬та. Рамзан - ты наш!». Это при¬знание, которым не может по¬хвастаться ни один руководи¬тель!

Рамзан Кадыров - Прези¬дент и лидер, опередил свое время и опередил всех. Впер¬вые пришлось ученым и проек¬тировщикам рассчитывать для него совершенно иные сроки созидания, впервые финанси¬сты страны не могут угнаться за стремительным полетом его мысли. Решительность и отва¬га молодости, соединенные с мудростью и зоркостью Ахмата-Хаджи, благословенная лю¬бовь народа сделали возмож¬ным невозможное: «Через три года Республика должна быть полностью восстановлена. Если 2006 год стал для Чеченской Республики переломным в по¬литическом, экономическом, социальном плане, то 2007 год должен стать годом реализа¬ции наших добрых намерений», - это задача, которую поставил Рамзан Кадыров перед собой и всеми гражданам и Чечни. Верю, она будет достигнута.

... Заголовок я взял из очень старой книги. В ней говорится о войне римлян с карфагеняна¬ми. Перед решающей битвой римский консул Публий Корне¬лий обратился к своим войскам:

«Сегодня мы будем сражаться с отвагой и весельем побе¬дителей, они - со страхом и унынием побежденных».

Вечная формула: мы - с от¬вагой и весельем, они - со страхом и унынием. Творцы, бережливые хозяева Отечества - с весельем. А враги и про¬тивники народного счастья - с унынием.

И ни в коем случае не на¬оборот.

Ш.Цонтароев «Вести республики» №89

28 июня 2007 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |