Ср, 24 апреля, 17:33 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Марьям Давтмерзаева о высылке в Казахстан: Нам казалось, что эта страшная ночь будет бесконечной

Марьям Давтмерзаева о высылке в Казахстан: Нам казалось, что эта страшная ночь будет бесконечной

10.05.2019 09:02

По указу Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова 10 мая в регионе отмечается День памяти и скорби народов Чечни. В этом году исполнилось 75 лет со дня депортации чеченского и ингушского народов с территории родного Северного Кавказа в бескрайние степи Казахстана и Киргизии.

В беседе с корреспондентом ИА "Грозный-информ" своими воспоминаниями о депортации поделилась 86-летняя Марьям Давтмерзаева, проживающая ныне в с. Алхан-Кала.

Утром 23 февраля 1944 года в дом Идриса и Сайдат Бахаевых из Итум-Калинского района ворвались солдаты Советской Армии, разбудив домочадцев. По воспоминаниям Марьям, еще было темно, когда их стали выгонять на улицу, где шел сильный снег.

У Сайдат все валилось из рук, свекровь причитала, куда она, без сына, со снохой и детьми, но все-таки кое-что собрали. Основную ношу взяли взрослые, еще кое-что вручили детям. Всех поголовно согнали в район. Утром всех отвезли на подводах в город на железнодорожную станцию, где посадили в вагоны для перевозки угля.

- В товарных вагонах семнадцать долгих холодных суток везли нас в Среднюю Азию. За это время от голода и холода погибли десятки тысяч несчастных людей, среди которых было много детей. Тела умерших выкидывали из вагонов по пути, иногда успевали присыпать их снегом, - вспоминает Давтмерзаева.

Наконец-то переселенцы доехали до Южного Казахстана. На конечной станции в г. Ленгер их поджидали подводы с проводниками, чтобы развезти по селам.

"Нас отправили в колхоз «Насамбек» Георгиевского района, - рассказывает Марьям. - Кое-как разместили по баракам, хибарам и сараям. Коренные жители, наслышавшись, что к ним везут людоедов, относились поначалу к переселенцам настороженно. Бабушка слегла, как только мы доехали, все время звала своего сына. Нана с соседками, как только сошел снег, на колхозных полях собирали гнилую картошку, а также оставшиеся колосья пшеницы. Картошку немного очищали от земли и просто запекали".

"Еле-еле перезимовали. Весной умерла бабушка, так и не дождавшись своего сына. Через некоторое время нас нашел отец. Как говорится, беда не приходит одна: осенью умер отец, а в конце зимы - старший брат. Нас осталось четверо",- с грустью вспоминает Марьям.

Как рассказывает М. Давтмерзаева, их мать, как и все чеченские женщины, работала в поле днем и ночью, чтобы дети не голодали. В то время все делалось вручную: нужно было скосить серпом пшеницу на 25 сотках или вскопать пять соток земли, или собирать хлопок (там были не только взрослые и подростки, но и 5-6-летние малыши).

"Каждому выделялись по три или четыре грядки, конец которых терялся где-то вдали. Руки часто бывали исцарапанными до крови, - с болью вспоминает женщина. - Однажды нана с соседкой пошли в соседнее село, чтоб обменять хворост, на что-то съедобное, и, попав в снежную бурю, они заблудились. Обратно шли почти всю ночь наугад, боясь остановиться, чтобы не замерзнуть. Изнеможённые, они увидели вдали засверкавший маленький огонек, и почти ползком дошли до него. Это оказалось окраина села, а свет исходил из одного казахского дома. Люди оказались очень милосердными, они их приютили, обогрели, накормили. А мы всю ночь просидели в слезах, думая, что эта страшная ночь будет бесконечной, и что никогда не увидим свою нану. Хвала Аллаху, на следующий день они пришли в себя и вечером вернулись домой. Весной мы с братом тоже устроились на работу. Года через два мы купили себе небольшой домик с огородом. Завели коз, и появилось молоко. Начали сажать картошку, кукурузу. Жить стало легче".

В 17 лет Марьям выходит замуж и переезжает в г. Чимкент. Как делится Марьям, в первое время было трудно привыкать к новой семье.

"Очень переживала и скучала по родным. Надо отдать должное, свекровь оказалась золотым человеком, она стала мне второй матерью: опекала, жалела, давала советы, оказывала всяческую поддержку", - поделилась она.

После указа о реабилитации чеченский и ингушский народы в 1957 году люди получили право возвратиться домой на свою родину. Вернувшись в Чечено-Ингушетию, они решили обосноваться в с. Алхан-Кала, так как на малую родину, в горный район, их не пустили.

"В селе купили небольшую хибару и начали строиться. С мужем устроились на работу в деревообрабатывающий комбинат (ДОК).

Трудные времена мы пережили. Но слава Аллаху, чеченцы не сломились перед невзгодами и возвратились на землю своих предков" - закончила свой рассказ М. Давтмерзаева.

Шукран Якумова

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |