Пт, 19 апреля, 01:29 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Психолог: Когда у детей наблюдаются психические расстройства, работать приходится со взрослыми

Психолог: Когда у детей наблюдаются психические расстройства, работать приходится со взрослыми

18.11.2021 12:43

Некоторые люди полагают, что у детей не может быть психических проблем, потому что на них нет ответственности и забот, которые есть у взрослых. Это большое заблуждение. И доказательств тому множество.

Начнем с того, что проблемы взрослых, в особенности родителей, неизбежно сказываются и на детях. Они видят, слышат и чувствуют следствие этих проблем. Даже если родители скрывают от детей какие-то кризисные ситуации, дети прекрасно замечают изменения в их поведении.

Также нельзя забывать, что ребенок - это личность еще не сформировавшаяся. Он многого не знает, многого не понимает, ему многое еще предстоит прожить. Но при этом у ребенка очень богатая фантазия. И все, что ему неизвестно, он додумывает самостоятельно. По этой причине проблема может казаться больше, чем она есть на самом деле.

Наконец, у ребенка могут быть свои личные серьезные проблемы. Развод родителей, неприятие со стороны сверстников, несправедливая ругань и многое другое может стать для ребенка серьезным испытанием. К счастью, не все дети проходят через подобное. Но те, что переживают такие трудности, как правило, взрослеют раньше остальных.

О том, с какими проблемами может столкнуться ребенок в процессе развития, какое влияние они могут оказать на его психическое состояние и как ему помочь, мы поговорили с психологом Амхадом Ясаевым.

- Амхад, можете, как психолог, ответить: чем ребенок отличается от взрослого человека?

-Давайте начнем с того, что детский возраст - это возраст до 14 лет. С 14 до 18 лет - это уже подростковый возраст, а от 18 и старше - взрослость. А теперь признаки, отличающие детей. Их очень много. Во-первых, ребенок оценивает людей по их поведению, выражению лица. Что касается поведения самого ребенка, то основная его форма - это игры, через которые происходит развитие ребенка. Подражание взрослым в школьном возрасте происходит уже посредством ролевых игр, межличностных отношений среди сверстников. Так дети знакомятся с окружающим миром. После 7 лет происходит развитие логического мышления ребенка. При этом мы не должны исключать шалости, капризы, активность. Они являются нормой поведения ребенка. Если вы понаблюдаете за детьми в младшей школе, то не увидите среди них идущего естественной походкой. Дети постоянно бегают. А взрослые люди отличаются умением контролировать свои эмоции, подстраивать свое поведение под сформированные правила общества, принимать самостоятельные решения.

- С какими психическими расстройствами детей вы чаще сталкиваетесь?

- В своей практике я в основном сталкиваюсь с аутизмом. Сложность подобных болезней в том, что детям требуется комплексный подход. А для этого необходимо задействовать множество специалистов, начиная с дефектолога-логопеда и заканчивая психиатром и самими родителями. То есть с такими детьми должна работать целая команда.

- Чем могут быть спровоцированы психические расстройства у детей?

- Я не часто работаю с детьми, проблемы которых спровоцированы социальными факторами. Но спровоцированы они могут быть и генетическими, и социальными факторами. Есть и другая проблема - соматопсихические расстройства, которые могут быть вызваны влиянием генов или приобретенными в течение жизни. Представьте, ребенок длительное время подвергается воспалительным, инфекционным заболеваниям или у него травмы, ожоги, переломы. Имеет место быть длительное стационарное лечение, ряд операций под общими наркозами. В результате у ребенка появляются соматические заболевания, которые нарушают психические процессы, такие как память, воображение, внимание, интеллект, а также эмоционально-волевое состояние ребенка. Снижаются когнитивные функции, наблюдается задержка в развитии в разной форме. Когда ребенок болеет длительное время, его психика постоянно находится в напряжении. Это вызывает нервно-психическое напряжение. Все ресурсы психики ребенка сконцентрированы на своей внутренней болезни. И по этой причине познавательный процесс происходит не так, как надо. Концентрация внимания нарушается.

Что касается социальных факторов, то это эмоциональная изоляция. Например, ребенок оставлен сам по себе, не имеет контакта со сверстниками, родители постоянно на работе или заняты своими делами. К сожалению, у некоторых родителей такое представление, что если ребенок будет накормлен, обут, одет, то все нормально, они хорошие родители.

У ребенка есть и частные фустрированные потребности: игрушки, игра, еда и чувство собственной безопасности. Когда ребенок лишен их, это также сказывается на его психическом здоровье. Также конфликты в семье, непоследовательность воспитательного стиля: сегодня один день родители мягкие, на другой день строгие. Непостоянность и нестабильность. Материальные проблемы в семье тоже могут влиять на развитие патологий психики ребенка.

- Насколько важен институт семьи для психического здоровья ребенка?

- Очень важен. То, что в семье заложено в начальные годы, ребенок проносит через всю жизнь. Семья является неким ресурсом, благодаря которому у ребенка накапливается энергия, помогающая ему идти дальше по жизни.

Но семья может быть как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Я знаю две семьи: одна семья - это мои родственники, вторая - соседи. В первой семье отношения потребительские, а во второй семье чувствуется эмоциональная связь.

Когда мамы в этих семьях приходят домой после работы, к ним подбегают дети. В семье моих родственников ребенок интересуется тем, что принесла мама. Если желаемого им лакомства нет, он уходит. В семье соседей, дочь, встречая мать, рассказывает, что она сделала за день и чему научилась. Мать ее хвалит. У них завязывается оживленная беседа, в ходе которой девочка узнает, что мама принесла к чаю. Понимаете, в чем разница?

Когда нет эмоциональной связи, последствия могут быть плохими. Ребенок может быть неуверенным в себе, может попытаться использовать родителей в материальных целях, может отдалиться от дома, семьи, жить сам по себе, не имея конкретной цели.

А когда эта связь есть, ребенок бывает уверенным в себе, заряженным положительной энергией в семье, готовым жить в обществе, здраво оценивать ситуацию и планировать свою жизнь.

Хочу рассказать случай из своей практики. В студенческие годы я подрабатывал репетитором, выезжая на дом. Так я попал в одну многодетную семью: сын и несколько дочерей. Мальчик два раза оставался на второй год, поэтому родители пригласили меня. Сначала я подумал, что у ребенка отклонения. Но, поговорив с матерью, понял, что это не так. Ребенок находился в комнате, когда я задавал вопросы его маме. Несмотря на его присутствие, мать называла его и дураком, и тупицей, и неучем. Представьте такое отношение матери к ребенку.

Чем больше родители упрекают своих детей, тем больше они убивают их потенциал, уверенность в себе. Я понял, что мальчик совершенно здоров, но очень закомплексован. И все это по причине неправильного воспитания. Я работал в этой семье почти три месяца, и работал с семьей в целом. Начал с того, что обязал родителей общаться с ребенком 10-15 минут после его возвращения из школы, спрашивать, как прошел день, ничего от него не требовать, а лишь поинтересоваться тем, что происходит в его жизни.

Затем мальчика нужно было мотивировать, хвалить при каждой возможности. Этим занимались и родители, и я. В результате он не только начал учиться, он стал одним из примерных учеников в классе. И это при том, что я его не учил, а лишь вырабатывал в нем ресурсы, чтобы он сам учился.

Родители этого ребенка, надо сказать, свою ошибку поняли. И стали правильно воспитывать и сына, и дочерей. В результате их дети практически на отлично закончили школу.

- Какие методики вы используете для лечения маленьких пациентов?

- Лечением я не занимался. Какое-то время занимался терапией, а в основном - психокоррекцией. Психокоррекция - это восполнение пробелов.

У меня не было определенной категории детей, с которыми я работал. Мне попадались дети с разными проблемами. Сейчас я понимаю, что браться за все подряд - было большой ошибкой. Я считаю, что специалист должен работать с одной конкретной проблемой и добиваться успехов в ее решении.

Чтобы вы понимали, существуют разные психические процессы: память, мышление, воображение, интеллект, восприятие, внимание и так далее. Я раньше старался работать со всеми процессами одновременно. А сейчас работаю над ассоциативным мышлением. Знаю, что в России есть еще специалисты, работающие в этом направлении, и что методики развития ассоциативного мышления дают свои результаты.

- Расскажите про "синдром Рапунцель". Чем он может быть вызван? Как лечится?

- "Синдром Рапунцель". Да, это проблема имеет место быть. Помню, я лечил девочку 13-ти лет. Девочка была из благополучной семьи. Но у нее, тем не менее, была эта проблема, потому что она была не по годам высокой, выше своих родителей, братьев и сестер. Девочке было 13 лет, а выглядела она на 20, а ее психологический возраст был 7-8 лет (это выяснилось после проверки). И в семье отношение к этому подростку, который по своему ощущению все еще является ребенком, было как ко взрослому человеку. С нее требовали, как со взрослой девушки. Естественно, она была не в силах этого понять, что вызывало в ней напряжение. А постоянное напряжение, как правило, сопровождается появлением тех или иных вредных привычек.

Ребенок не кладет волос в рот с целью съесть его. Он на самом деле играется с ним, тем самым успокаиваясь, отвлекаясь от того, что его беспокоит. Но в определенный момент у него срабатывает глотательный рефлекс.

Я объяснил матери, что вызывает у девочки беспокойство. Она и сама все понимала. Одна мать относилась к девочке, как к ребенку. Когда мы все это объяснили остальным членам семьи, и они стали исправляться, девочка стала меньше поедать волосы. Она постепенно избавлялась от этой привычки. Но, к сожалению, спустя время я узнал, что близкие родственники вновь изменили свое отношение к ребенку, после чего "синдром Рапунцель" у девочки стал возвращаться. Зачастую, когда у детей наблюдаются те или иные психические расстройства, работать приходится со взрослыми.

- Назовите первые признаки того, что у ребенка есть определенные психические проблемы, которые для многих, возможно, не заметны.

- Первые признаки можно наблюдать уже в возрасте трех месяцев, то есть ребенок должен реагировать на свет (например, вы можете померцать фонариком, и ребенок, если с ним все нормально, должен повернуться в эту сторону), он также должен реагировать на звук, чувствовать (вы можете его ущипнуть, чтобы проверить). Если же ребенок не реагирует, все время смотрит в одну точку, без видимых причин резко начинает плакать, на это обязательно надо обратить внимание. Подобное поведение выходит за нормы.

В возрасте трех лет ребенок должен разговаривать. Если в три года он не говорит, значит, есть какая-то проблема.

Также малыш должен быть активным. Он не должен сидеть долгое время в одиночестве, избегать общения и так далее.

Ко мне приводили мальчика, который без видимых причин перестал разговаривать и целыми днями сидел сам по себе. Есть методика определения проблемы с помощью рисунков. В этом случае я воспользовался ею. Ребенок по всем критериям был здоровым, но на каждом рисунке, за исключением одного, показывал кота. Я обратил на это внимание и спросил, где кот. Мальчик ответил, что кот умер. Таким образом мы выяснили причину его беспокойства. Мы с ним долго разговаривали об этом коте. Оказалось, что питомца сбила машина, и он умер прямо на руках этого мальчика, которому 6-7 лет. Ребенок впервые в жизни столкнулся со смертью, и у него было много вопросов: где кот сейчас? что он делает? как живет? Мы разговаривали, и я отвечал на его вопросы, отвечал так, как ему бы понравилось, так, чтобы эти ответы его удовлетворили и успокоили. Ребенок ожил на глазах. А ведь, как оказалось, он пытался поговорить об этом с родителями, но те его проигнорировали. Если у ребенка есть вопросы, их нельзя избегать, ответьте так, как можете, потому что то, что легко для взрослого человека, зачастую очень непросто для ребенка. Психика детей в отличие от нашей с вами еще не сформирована.

- Почему подростковый возраст считается наиболее сложным? И почему у всех он проходит по-разному (у кого-то проще, у кого-то сложнее)?

- Сложность этого возраста отражена в самом словосочетании «переходной возраст». Это период, когда человек еще не готов принять взрослость, но и интересы детские у него уже прошли. В это время наблюдается потребность в понимании со стороны окружающих, и особенно родителей. Подростки хотят разговаривать, делиться переживаниями. Также в этот период наблюдается конфликт поколений, потому что подростки, когда речь идет о каких-то обязанностях (например, по дому), как правило, превращаются в детей. Они считают, что им несправедливо навязывают те или иные заботы. С другой стороны, когда им выгодно, они превращаются во взрослых, утверждая, что они сами знают, что и как им лучше делать.

Легко этот период проходит у тех, кого дома поддерживают, слушают, у кого в своей семье есть друг, с которым можно делиться своими чувствами и мыслями. И соответственно, сложным этот период бывает у подростков, лишенных семейной поддержки. Они оказываются вынужденными искать друзей за пределами своего дома.

Наши предки говорили, что жизнь человека делится на три этапа: до 7 лет, до 14 лет и после 14 лет. До 7 лет ребенок должен быть королем, говорили они. То есть его нужно баловать. С 7 до 14 лет ребенок должен быть рабом. Не в прямом смысле, конечно. Имеется в виду, что его нужно учить, давать ему жизненно необходимые навыки, прививать ответственность. То есть в этот период ребенок должен трудиться. И, наконец, после 14 лет сделайте ребенка своим другом.

- Какие рекомендации и пожелания вы можете дать родителям, вне зависимости от того, есть у их ребенка проблемы или нет?

- Не игнорируйте своих детей и их проблемы. У психических расстройств всегда есть причины. Они не возникают просто так. Будьте внимательны к своим детям, разговаривайте с ними как можно чаще. Не думайте, что если вы обеспечиваете своих детей, вы делаете для них все необходимое. И помните, ребенок не обязан вас понимать, потому что он не был взрослым. Это вы должны его понять, потому что вы были ребенком.

Ама Шуаипова

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |