Сб, 09 ноября, 01:01 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Чечня до и после становления государственности

Чечня до и после становления государственности

21.07.2022 17:01

30 ноября 1922 года произошло историческое событие в становлении современной Чеченской Республики. Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета - ВЦИК была создана Чеченская Автономная область.

Эта дата в республике отмечается как День государственности ЧР. В 2022 году состоится знаменательный юбилей - 100-летие с момента подписания исторического документа..

Образование Чеченской Автономной области сыграло положительную роль в развитии экономики, образования, культуры, науки и других важных сфер деятельности чеченского народа. Вместе с тем за прошедшие 100 лет Чечня пережила немало трагедий: репрессии 30-х гг. ХХ в., принудительное выселение всех чеченцев в феврале 1944 г., их тринадцатилетнее пребывание на чужбине, кровопролитные военные кампании 90-х гг. ХХ века. Но чеченский народ с честью преодолевал тяготы, которые выпадали на его долю. И решающую роль в этом всегда играла его государственность.

Подробно о том, как происходило становление чеченской государственности и каковы масштабы изменений в Чеченской Республике за прошедший век в эксклюзивном интервью ИА «Грозный-информ» рассказал заместитель директора Института гуманитарных исследований Академии наук ЧР Абдула Бугаев.

– Можно ли обозначить чёткие этапы в становлении и развитии чеченской государственности?

– Да, конечно, исторический процесс, а в данном случае речь пойдёт о национально-государственном строительстве, процессе многогранном, имеет свои, обусловленные совокупностью факторов, периоды, этапы трансформации, или, как вы сказали, становления и развития.

Любому народу вполне закономерно свойственно стремление к самоорганизации. Это естественный процесс! Причём он поступательный! Его ход был постоянно нацелен на достижение новых форм.

Существует точка зрения, причём серьёзно аргументированная, о том, что чеченский этнос в очень далёкие времена имел опыт строительства своей государственности. Я готов согласиться с таким выводом, хотя пока нахожусь в некоторых размышлениях.

Профессор Шахрудин Гапуров не без веских оснований полагает, что определённые контуры государственности обозначились во времена Шейха Мансура, более рельефно – в первой трети XIX века – во времена Бейбулата Таймиева.

Определённый поиск форм государственности горских народов, в том числе и чеченского, осуществлялся после революций 1917 г. Можно сказать перерыв наступил в период гражданской войны между «красными» и «белыми».

В первых числах апреля 1920 г. в Грозном состоялся съезд чеченского народа, на котором было провозглашено восстановление советской власти на территории Чечни. Был создан революционный комитет – ревком – Чечни во главе с а Таштемиром Эльдархановым – бывшим депутатом российской Государственной Думы первых двух созывов. В последующем, в ноябре 1920 года, были провозглашены Горская АССР и Дагестанская АССР, создание которых было юридически оформлено 20 января 1921 г. соответствующими декретами ВЦИК.

Создание Горской АССР – многонациональной автономии балкарского, ингушского, кабардинского, карачаевского, осетинского(Северная Осетия), чеченского народов, казачьего и иногороднего населения – в основном было обусловлено обстоятельствами военно-политического характера.

Идея её создания принадлежала И. В. Сталину – народному Комиссару по делам национальностей РСФСР. Чечня в качестве национального округа была включена в состав Горской АССР. Такой же статус получил город Грозный. Горская АССР просуществовала недолго. Её распад, обусловленный внутренними противоречиями, наметился уже весной 1921 г. сразу же после своего учредительного съезда (апрель 1921 г.).

1 сентября 1921 г. была создана Кабардинская Автономная область, в январе 1922 г. – Балкария также вышла из состава Горской АССР, в результате чего была создана Кабардино-Балкарская Автономная область. Практически в это же время из состава Горской АССР вышел Карачай. Таким образом, к началу 1922 года в составе Горской АССР из национальных округов оставались Чечня, Ингушетия и Северная Осетия.

Тогда лидером Чечни был Таштемир Эльдерханов. Он понимал, что в рамках Горской АССР проблематично пытаться полномасштабно реализовать все потенциальные возможности чеченского региона, прежде всего в плане его промышленно-хозяйственного развития.

Были и другие не менее важные задачи, для решения которых требовались, как принято сегодня говорить, целевые программы. По его мнению, наиболее оптимальным являлся вариант создания национальной автономии Чечни – государственности чеченского народа. Руководствуясь этими своими соображениями, поддержанными ближайшими соратниками: Аббазом Гойсумовым, братьями Асланбека Шерипова Заурбеком и Денильбеком, Джу Акаевым, Османом Ахтахановым и др. - Таштемир Эльдерханов обратился к руководству РСФСР с предложением выделить Чечню из состава Горской АССР и создать Чеченскую автономную область. Эту идею поддержали такие государственные деятели как Микоян, Ворошилов, Будённый, позже Дзержинский и Сталин. Таким образом, 30 ноября 1922 года был подписан декрет об образовании Чеченской Автономной области. С этого момента вполне правомерно и ведется летоисчисление современной чеченской государственности. Поэтому текущий 2022 год – это её вековой юбилей!

– Что представляла собою Чечня до создания её автономии?

– Чтобы убедительно ответить на этот вопрос, требуется развёрнутый анализ. Но учитывая, что у нас формат интервью, в данном случае ограничусь лишь констатацией того, что Чечня – бывшая бесправная окраина царской России, разорённая революциями, крайне чудовищной гражданской войной, являлась регионом крайней нищеты, безграмотности, где царили хаос и вседозволенность.

У РСФСР в рассматриваемое время не было реальной возможности оперативно и всецело сосредоточить ресурсы: материальные, финансовые и иные – на решении локальных (региональных) проблем. Поэтому приходилось в основном полагаться на собственные возможности. В рассматриваемое время наиболее хозяйственно развитым и финансово состоятельным являлся Грозненский нефтепромысловый район. Город Грозный находился вне юрисдикции органов власти Чечни. А нефтеотчисления производились в бюджет Горской АССР, и только лишь по перераспределению(в основном по остаточному принципу) – в бюджеты регионов, в том числе и Чечни.

Следует также отметить, что правительство страны было крайне заинтересовано в увеличении добычи грозненской нефти. Решить эту важную государственную задачу реально можно было за счёт увеличения площадей добычи, для чего следовало территориально расширить границы промыслов.

Эти детали я привожу, чтобы показать объективную взаимообусловленность и внутреннюю взаимосвязь многогранного процесса национально-государственного строительства рассматриваемого периода.

К концу 1928 года с Чечней были объединены Сунженский Округ и город Грозный, который в то время являлся, как я уже отмечал, одним из промышленно развитых центров Советской России.

Следующим шагом стало объединение (15 января 1934 года) Чечни и Ингушетии, в результате чего была создана Чечено-Ингушская Автономная область. Так была создана единая автономия двух близкородственных народов: чеченского и ингушского.

5 декабря 1936 года была принята Конституция(Основной Закон) СССР, в соответствии с которой Чечено-Ингушская автономная область была преобразована в Чечено-Ингушскую АССР (в высшую форму политической автономии).

22 июня 1937 года была принята Конституция(Основной Закон) Чечено-Ингушской АССР, в статье первой которой было сказано, что Чечено-Ингушская АССР есть государство. Вот во что за короткий период( с 1922 года по 1936 гг.) превратился один из самых «захудалых» регионов бывшей Российской Империи.

– После создания Чеченской Автономной области в 1922 году какой статус получили чеченцы?

– С формальной точки зрения каких-либо статусных изменений, на мой взгляд, не произошло. Создав свою национальную автономию, чеченский народ реализовал своё законное право на самоопределение (в данном случае в составе РСФСР), что являлось свидетельством, во всяком случае, юридическим, что чеченцы являются полноправными гражданами Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - РСФСР. Кстати, 30 декабря 1922 года был создан Союз Советских Социалистических Республик. Будучи гражданами РСФСР – одной из республик СССР – чеченцы обрели и гражданство СССР.

– Какое значение имеет празднование 100-летия чеченской государственности с исторической точки зрения?

– Это несомненно важное политическое событие. 30 ноября 1922 года была заложена основа нынешней республики. Поэтому мы и говорим, что это 100-летие чеченской государственности. За 100 лет процесс развития нашей республики был очень многогранным и одновременно противоречивым.

В 1936 году, как уже было отмечено, Чечено-Ингушетия получила статус государства. Но в 1944 году эта государственность была уничтожена, а чеченцы и ингуши репрессированы. Это результаты сталинской политики.

После смерти Сталина начался процесс реабилитации репрессированных народов. ХХ съезд КПСС, который состоялся в феврале 1956 года, поставил задачу полной реабилитации всех репрессированных народов.

В 90-е годы ХХ века ичкерийские режимы (Дудаева, Яндарбиева, Масхадова) до основания разрушили нашу национальную государственность, упорным трудом восстановленную нашими предками в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в.

Страшным испытанием стали две военные компании в ЧР. И вот, в начале третьего тысячелетия на политический олимп нашей республики взошёл Ахмат-Хаджи Кадыров. Он наметил созидательный курс возрождения народа и его государственности. Историческую роль в реализации его дальновидной программы сыграл референдум, который по инициативе Ахмата-Хаджи Кадырова был проведён 23 марта 2003 года. Впервые в истории у нашего народа спросили, как он дальше хочет жить. Это был очень мудрый шаг со стороны Ахмата-Хаджи, в этом его величайшая заслуга. По результатам всенародного волеизъявления населения Чеченской Республики были приняты Конституция Чеченской Республики, базовые законодательные акты, на их основе созданы полноценные институты власти. Именно благодаря этим дальновидным шагам мы и имеем все сегодняшние достижения.

Если оглянуться назад и спросить, что же дала государственность чеченскому народу, то ответ очевиден. В середине 1980-х начале 90-х годов ЧР была одним из самых процветающих уголков Советского Союза. Здесь была развита нефтяная промышленность, где использовали самую передовую технологию. Наблюдался рассвет культуры, образования, науки. Среди чеченцев появились видные ученые, артисты, поэты, писатели. Я лично был свидетелем этих положительных изменений. Все это стало возможным благодаря предшествующим этапам развития государственности. Но, опять же, все эти достижения в начале 90-х годов были полностью уничтожены.

– Если сравнить ситуацию в Чечне осени 1922 года и ситуацию накануне всенародного референдума 2003 года, на Ваш взгляд, когда же было сложнее: создавать государственность, как говорится, «с чистого листа», или восстанавливать ее после превращения в руины?

– Параллели, бесспорно, можно провести, но очень условные. Я бы сказал так: в 1922 году всё, как положено, начиналось со строительства фундамента, образно говоря, с нулевого цикла. Революции 1917 года, гражданская война(1918-1920 гг.) до основания разрушили все, что Чечня до этого, хотя и в «скромных» параметрах, но имела. 1922 год был периодом после гражданской войны. Более двадцати населенных пунктов Чечни были стерты с лица земли во время деникинской оккупации. Тысячи убитых и искалеченных. Нищета, болезни, хаос, произвол, проблемы с продовольственным обеспечением… Таковой была картина 100 лет назад.

Не менее, если не более, драматичной была ситуация в Чечне и в конце 90-х гг. ХХ века – в начале 2000-х гг. Морально-психологически ситуация в этот период была намного тяжелей, чем в те далёкие времена. Тогда население Чечни, нисколько не сожалея о том, что былое кануло в прошлое, стало жить надеждами о «светлом будущем». Создание государственности(автономии) вселило в них уверенность ещё большую…

В начале третьего тысячелетия картина была совсем иная. Беду на землю родную принесли «свои» - доморощенные - «ичкерийские революционеры». Поэтому страшно тяжёлым грузом довлел фактор осознанной «нечужой» вины. Вдобавок, после пережитых бомбёжек, массированных артобстрелов народ находился в шоковом состоянии, тревоги и страха. Города, сёла, аулы, заводы, фабрики, сады, сельхозполя республики были превращены в руины...

Практически никто не верил, что их кому-то когда-то удастся возродить… Даже образно представить их нынешнюю красоту и великолепие, конечно же, никто не мог.

Более того, чеченский народ, начиная с осени 1990 года, был полярно расколот по политическим мотивам. Задача консолидировать его, преодолев эти разногласия, была одной из самых сложных, но ключевых и приоритетных.

Груз ответственности за решение этой и других судьбоносных задач своего народа взял на себя Ахмат-Хаджи Кадыров, 12 июня 2000 года Указом Президента Российской Федерации назначенный Главой Администрации Чеченской Республики. И забегая вперёд, можно не колеблясь сказать, что со своей миссией легендарный сын чеченского народа справился стопроцентно.

Сегодня Чеченская Республика – равноправный субъект Российской Федерации. Он парадно шагает по пути созидания, уверенно трансформируясь в один из красивейших регионов многонациональной России.

– Прошедший век был крайне богат на исторические события, но сегодня не так уж много молодых людей, как нам представляется, имеет о них достаточной ясной информации. Чем чревато, на ваш взгляд, незнание истории своего народа и того, что пережил наш народ?

– Был такой советский киргизский писатель Чингиз Айтматов. Он порою сравнивал отдельных героев своих произведений с манкуртами – людьми, лишенными исторической памяти, потерявшими связь со своими историческими, в том числе и национальными, корнями. Такой человек, независимо от своей национальной принадлежности, вероисповедания, партийных пристрастий и т. п. легко поддаётся всяким смысловым манипуляциям, ухищрениям, он не способен созидать что-либо полезное для своего народа и общества. Я не хочу сказать, что сегодня в нашем обществе появились манкурты. Но такая опасность всегда имеется, особенно, если игнорировать проявление их симптомов. Для меня не секрет, что немалая часть обучающейся молодёжи не очень заметна тяга к познанию подлинной истории родного края. И это серьёзная проблема! Не зная прошлое, трудно созидать настоящее, а без настоящего нет будущего. Не зная свою историю, не осваивая её уроки, общество не может уверенно шагать в будущее. Банальная истина!

– И наконец хотелось бы услышать ваши пожелания для жителей республики в связи с предстоящим юбилеем.

– Родился я в Казахстане. Но с 1957 года живу на земле предков, на родной земле. Очень горжусь тем, что я чеченец, сын чеченского народа. Есть мнение, что быть чеченцем трудно, сложно. Немалая доля истины в этом утверждении имеется. Но я бы добавил: быть чеченцем очень ответственно! Чеченец по своей, скажем так, природной ментальности прежде всего должен быть достойным представителем своего Отечества, своего народа, своих предков. Достичь этих высот крайне непросто! А достигнув, марку нельзя терять до конца своей жизни. Далее! Истинный чеченец-мусульманин! А это неимоверно большая ответственность, прежде всего перед Всевышним Аллахом!

Настоящий чеченец – хозяин своего слова, его поведение взвешенно, уважительно в отношении окружающих. Чеченец дорожит своей национальной культурой, вместе с тем уважительно относится к культуре инонациональной.

Незнание чеченского этикета, национальных традиций и обычаев – это в немалой степени результат безразличного отношения к истории как к источнику поучительных знаний. Призываю своих соотечественников стремиться познавать историю нашего народа, понимать, любить и беречь её. Только так можно воспрепятствовать тем, кто безответственно пальпируя и дилетантски интерпретируя события и факты нашей очень сложной и малоизученной истории, вольно-невольно превращает науку, её изучающую, в паранауку.

Если наша молодежь будет брать примеры из нашей национальной истории, из славного прошлого своих предков, они будут достойными чеченцами.

Замира Дагиева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |