Вт, 19 марта, 05:27 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Внешняя политика России на постсоветском пространстве

Внешняя политика России на постсоветском пространстве

20.02.2018 16:26

После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем, на мировой карте появилось множество государств, среди которых были те, которые ранее имели весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности.

Фото с сайта scoopnest.com

Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Гагаузская Республика, Республика Абхазия.

Отношения с государствами «ближнего зарубежья» развивались неравномерно. В 1993-1994 г. состоялось всего 9 визитов руководителей РФ в страны СНГ и 17 визитов руководителей СНГ в Россию. Заметное оживление начинается в 1995-1996 г. При этом, инициатива, зачастую, исходила от стран СНГ (их руководители за два года нанесли 46 визитов в РФ). Существенная активизация контактов начинается с 1997 г.

Динамика взаимоотношений РФ и СНГ объясняется целым рядом причин. В 1993-1995 г. Россия, в основном, ориентировалась на Западную Европу, и недооценивала страны СНГ как внешнеполитического союзника. Другой проблемой стал «раздел наследства» бывшего СССР и возникающие в связи с этим проблемы. После распада СССР бывшие советские республики почувствовали некую свободу в закавказских и центральноазиатских государствах относительно как Запада, так и мусульманского мира, которые после распада СССР стали рассматриваться ими в качестве приемлемых доноров и партнеров. Однако это сменилось определенным отрезвлением и даже разочарованием. Кроме того, страны СНГ и «ближнего зарубежья» далеко не всегда расценивали Российскую Федерацию как главного внешнеполитического партнера.

С приходом к власти Владимира Путина Россия берет направление на укрепление сотрудничества со странами СНГ. Главной целью политики России в отношении СНГ в начале 2000-х годов было создание во взаимодействии с другими государствами-участниками содружества сообщество государств, которое способно стать в XXI в. одним из ведущих центров устойчивого политического, социального, экономического и научно-технического развития.

Россия тесно связана с постсоветскими странами культурными и социально-экономическими связями. В 1991 году создается Содружество Независимых Государств (СНГ). Высшие круги этих стран нуждались в политической и военной поддержке со стороны России для обеспечения стабильности в регионе, локализации возможных территориальных споров и этнорелигиозных конфликтов, создания собственных армий и укрепления обороноспособности, а также противодействии международному терроризму.

В настоящее время, по большому счету, торгово-экономические отношения активно развиваются со странами Азии, в особенности с Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и т.д. Россия активно перешла к дипломатии с закавказскими республиками Арменией и Азербайджаном, которые также пытаются вести взвешенную политику как в отношении России, так и в отношении с Западной Европой.

Активная внешнеполитическая деятельность на постсоветском пространстве привела к тому, что бывшие советские республики стали ключевыми союзниками России. Особое внимание Россия уделяет поддержанию экономических и культурных связей. Постепенно создаются различные площадки для углубления сотрудничества. Например, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят преимущественно азиатские постсоветские республики.

Между тем, стоит заметить, что отношения с Украиной переживают не лучший этап. Стремление Украины вступить в ЕС и приобщиться к европейской семье, привело к социально-экономическому и политическому кризису, с который Киев не может справиться до сих пор.

Особо важное значение имеет тот факт, что России принадлежит ключевая роль в обеспечении и поддержании стабильности на большей части постсоветского пространства. Она способна как прямо, так и косвенно участвовать в политических процессах, происходящих в регионе. К тому же, за прошедший с момента развала СССР период Россия продемонстрировала свою способность быть стабилизирующим фактором как в собственных границах, на Ближнем Востоке, так и в постсоветских странах.

Элиза Абиева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |