Вс, 19 мая, 16:11 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Шарани Джамбеков: Чечня дала выдающихся писателей в золотой фонд многонациональной литературы России XX века

Шарани Джамбеков: Чечня дала выдающихся писателей в золотой фонд многонациональной литературы России XX века

19.07.2016 10:36

Копилка успешных диссертаций Чеченской Республики на днях пополнилась работой доцента кафедры чеченской филологии Шарани Джамбекова.

Ш. Джамбеков более тридцати лет успешно занимается сбором и публикацией образцов чеченского фольклора. Результатом этой работы стали фольклорные сборники: «Чеченский фольклор», «Чеченские народные сказки», которые уже в год издания стали библиографической редкостью.

С вопросами на тему диссертации корреспондент ИА «Грозный-информ» обратилась к Шарани Алихаджиевичу Джамбекову.

Шарани Алихаджиевич, поздравляем Вас с успешной защитой докторской диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Расскажите читателям о теме диссертации?

- Спасибо! Как известно, занимаюсь я исследованием чеченского фольклора давно. Мои ранние работы были на принципах исторического и сравнительно-типологического изучения фольклорных произведений. А сейчас решил связать две дисциплины - фольклор с литературоведением - и раскрыть сложную динамику фольклорно-литературных взаимосвязей на разных этапах развития письменной литературы. Тема диссертации: «Место фольклора в системе мировидения, литературно-эстетической концепции и творческой индивидуальности чеченских писателей ХХ века». Написана работа на материалах писателей: Магомета Мамакаева, Абузара Айдамирова, Шимы Окуева.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью анализа динамики и многообразных особенностей функционирования фольклорной традиции в чеченской литературе на протяжении 1920-1980 годов. В рамках соцреализма, как известно, уживались и реализовывались многогранные и яркие образы и формы традиционной фольклорной поэтики, зачастую обогащенные свежей и чистой романтической струей, восходящей также к русской литературной традиции и традиции национального просветительства XIX века. В дописьменной литературе фольклор и традиционная народная культура были единственной формой выражения художественного таланта чеченского народа.

Шарани Алихаджиевич, где проходила Ваша защита диссертации, и кто был научным консультантом?

- Как я сказал ранее, исследованиями жанровых и поэтических особенностей чеченских героико-исторических песен «илли» занимаюсь давно, а в чеченском педагогическом университете преподаю литературу, нынешняя работа затрагивает эти два направления. При Дагестанском государственном педагогическом университете создан специальный совет ученых по данным дисциплинам, поэтому ДГПУ стал местом моей защиты диссертации. А научным консультантом был д.ф.н., профессор Дагестанского государственного педагогического университета З. Акавов, чьей помощи я безмерно благодарен. Аппонентами были д.ф.н. М. Хакуашева, А.Казиева и М.Гусейнов.

Что является ключевым понятием в Вашей последней работе?

- Это место фольклора в системе мировидения. Диссертация посвящена проблеме исследования аспектов фольклоризма национальной литературы на материале творчества вышеназванных писателей, как системы взаимосвязи её индивидуальных составляющих. Несмотря на потрясения и испытания, выпавшие на долю чеченского народа, республика дала выдающихся писателей, ставших национальным достоянием, создала эпохальные произведения, достойные вхождения в золотой фонд многонациональной литературы России XX века.

Хочу отметить, что концепция фольклоризма чеченской литературы XX-XXI вв. складывалась и продолжает складываться в достаточно традиционном для большинства других новописьменных литератур России формате, но со своими конкретными особенностями. Многовековой опыт традиционной художественной культуры, словесная часть которой существовала в устной форме, был активно воспринят национальной профессиональной литературой с самого начала появления письменности. Воздействие культуры народа на зрелое чеченское профессиональное искусство второй половины XX века является органичным, носит признаки синкретизма, который присущ народной культуре в целом. Речь идет об органическом родстве литературы с предшественниками - национальной мифологией, фольклором и другими видами материальной и духовной культуры. В общем, об этом и наша диссертация.

Шарани Алихаджиевич, какова основная цель Вашего исследования?

- Определить типологию фольклоризма чеченской исторической прозы в области художественной структуры, поэтической образности. Для осуществления этого необходимо было установить закономерности эволюции художественного сознания народа на протяжении исторического времени, раскрыть сложную динамику фольклорно-литературных взаимосвязей на разных этапах развития письменной литературы и научно обосновать закономерность смены фольклорного типа мышления литературно-реалистическим.

Спасибо Вам, и поздравляем еще раз! Ваша работа - это неоценимый вклад в развитие литературы и истории чеченского народа.

Беседу вела Хеда Хачукаева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |