Мир
Тела 38 погибших найдены на месте крушения самолета в Актау
Главная » НОВОСТИ » Интервью » Высокогорное селение Гухой и гражданское мужество его жителей
Высокогорное селение Гухой и гражданское мужество его жителей
16.07.2014 14:13
Высокогорное селение Гухой Итум-Калинского муниципального образования Чеченской Республики, пожалуй, одно из немногих горных сел, которого не коснулись разрушения во время второй военной кампании на территории региона.
Фото Ибрагима Эстамирова
По словам жителей с. Гухой, в 1999-2000 годах они не дали зайти ваххабитам в их населенный пункт и отказали им в помощи. Печально известный Хаттаб вместе с другими полевыми командирами обещал поддержку финансовую и продуктовую помощь жителям села в обмен на то, чтобы его боевики смогли беспрепятственно зайти в село и закрепиться в нем.
После отказа боевики начали угрожать. Но гухойцы твердо стояли на своем, так как знали, что потом произойдет с их домами и самим селом. Тем более федеральные войска были близко, а десант уже начал занимать господствующие высоты вокруг с. Гухой.
В то непростое время гухойцы, опасались и солдатов федеральных войск, и даже прятались от них в пещерах до тех пор, пока не состоялась встреча старейшин села с военным командованием. На этой встрече старики объяснили федеральным военным, что с. Гухой мирное и никаких боевиков здесь нет. Благодаря этому удалось избежать жертв и больших разрушений.
Отметим, что село основано в 1671 году выходцами чеченского тейпа гухой. В Гухойское сельское поселение входят населенные пункты Гухой, Конжухой и Мулкой.
Село расположено на левом берегу реки Аргун, в 10 км к северо-западу от районного центра Итум-Кале.
На сегодняшний день здесь постоянно проживает более 400 людей, всего прописано 738 жителей.
По словам главы администрации данного населенного пункта Шамсудина Дадаева, в основном сельчане занимаются земледелием и держат личное подсобное хозяйство.
- В былые времена было очень развито животноводство. На наших альпийских пастбищах паслись тысячи голов овец. Сейчас, конечно такого нет, но люди держат скот в хозяйстве. Электричество тоже есть, а в 2012 году село полностью газифицировано, - рассказывает Ш. Дадаев.
Между тем, жителям поселения в развитии личного подсобного хозяйства огромная помощь оказывается по линии Международного Комитета Красного Креста в Чеченской Республике.
Как сообщил Ш. Дадаев, в этом году 30 семьям МККК в ЧР купил 15 мотоблоков для обработки земли, а также 8, 5 тонн семян картофеля и 700 кг кукурузы для посева.
Кроме того, для развития пчеловодства сорок три семьи получили около 173 пчелосемей по 4 ящика, а также 43 медогонки.
- В общей сложности 73 семьи нашего поселения получили помощь в размере 40 тысяч. Для этих целей Красный Крест выделил три миллиона рублей,- говорит он.
Необходимо отметить, что жители с. Гухой зимой испытывают трудности с водоснабжением.
- Дело в том, что водой село обеспечивается за счет родников, а зимой они часто замерзают, и мы остаемся без воды иногда на 1-2 месяца, - сетует местная жительница М. Магомадова.
Также в селе отсутствует детский сад, Дом культуры и спортзал. 74 ученика единственной средней общеобразовательной школы учатся в старом щитовом строении, которое находится в аварийном состоянии.
- Наши дети нуждаются в нормальной школе и садике, а молодежь – в спортзале. Жители села не хотят никуда уезжать, но дети должны расти и получать образование в нормальных условиях, - говорит Шамсудин.
Напомним, в 2007 году с. Гухой подверглось нападению, во время которого сельская администрация, расположенная в доме Ш. Дадаева была сожжена вместе со служебными машинами.
Шамсудин, вспоминая этот день, рассказывает, что он вернулся домой ночью после осмотра дороги, которую они прокладывали к зиярату «Ката Ибрахима» в с. Мулкой.
Спустя 10 минут по его дому был открыт шквальный огонь.
В ходе нападения они избили отца и шурина Шамсудина, а его родного племянника убили.
- Однако бандиты на этом не хотели останавливаться. Они взяли в заложники наших детей, загрузили их в машину и хотели поджечь. Но среди них оказался человек, у которого осталось хоть немного чувства жалости и сострадания. Этот боевик не дал поджечь машину и выпустил детей, - делится Ш. Дадаев.
С селением Гухой также связаны кровавые драматические события 19-го века и трагедия чеченца Губаша, который пострадал от рук имама Шамиля и его мюридов.
В своей монографии историк Д. Хожаев повествует об этом:
«В те времена, когда имам Шамиль стал устанавливать свою власть в Аргунском ущелье (по реке Чанты-Аргун), шариат был принят везде по ущелью, от Шатоя до Итум-кале. Лишь выше живущие аулы не признали власти Шамиля и не желали присоединяться к имаму. В окружении примкнувших к Имамату аулов лишь одно селение ГутIа, где проживало общество гухой, отказывалось подчиняться Шамилю.
Аул Гута находился выше аулов Тумсой и Борзой, соседями их были представители общества мулкъой и коттой, а через реку – ч1инхой. Выше же по Чанты-Аргуну жили дишний и ч1аьнтий (с. Итум-кале). Гухойцы являются подразделением общества чIуохой. Тогда знаменитым среди гухойцев человеком был Губаш. Он был бесстрашным воином, и гухойцы уважали и слушались его. Родного брата его звали Гела. Имам Шамиль прислал своих мюридов к гухойцам (три или четыре человека) с тем, чтобы те призвали горцев принять шариат (гухойцы уже до этого считали себя мусульманами), присоединиться к газавату, отдавая воинов в войско имама, платить в казну определенную часть скота и т. д. Губаш с презрением ответил, что никогда не будет ходить под властью грязного тавлина («Со боьхачу суьйличун кIелахь лелар вац»).
В ходе стычки с мюридами посланцы Шамиля были перебиты. Одного из оставшихся в живых раненого мюрида Губаш отправил к Шамилю, чтобы тот передал своему повелителю его ответ. Шамиль пришел в большую ярость, когда услышал такой ответ. С войском он двинулся в аул Гута. Брат Губаша – Гела был в это время в отъезде. Войско Шамиля окружило селение Гута. Гухойцы сразились с мюридами, но силы были неравны, и сопротивление гухойцев было сломлено. Губаш с родичами, в том числе женщинами и детьми, засел в башне (эта башня жилая, трехэтажная, до сих пор находится в Гуте). Взять башню мюриды не смогли и осадили ее. Но в башне оказался предатель (чувитан стаг), этот человек был подкуплен Шамилем. Он занимался тем, что покупал хлеб на равнине и продавал своим родичам – гухойцам. Он спустил со второго этажа ночью, когда защитники спали, лестницу, и мюриды, ворвавшись в башню, перебили защитников. Губаш и его сын были захвачены в плен.
Решение суда было непреклонным – Губаша должны были ослепить. Ослепленного Губаша бросили в яму (темницу), которая была на первом этаже башни. На третьем этаже башни (г1ала) поселился имам. Губаш ночью задушил охранника и, взяв кинжал убитого, размахивая им перед собой, так как он не видел врагов, стал подниматься по лестнице к Шамилю (лестницы в башнях представляли собой бревно с вырубленными в нем ступенями. – Д. X.). Размахивая кинжалом, он убил телохранителей Шамиля, которые были на втором этаже башни. Кинжал попал в каменную стену, и у него отломился кончик.
Шамиль увидел, что слепой Губаш идет по лестнице на него с кинжалом в руке, и не дожидаясь, пока слепец взойдет на третий этаж, прыгнул на него, сев прямо на плечи Губаша. Имам яростно начал бить горца кинжалом по голове. Слепец же, пытаясь сбросить Шамиля, тыкал кинжалом в ягодицы имама, нанося раны. С каждым ударом имам стонал. Губаш был очень сильным и мужественным человеком, и Шамиль понял, что ему так не свалить великана. Имам перерезал кинжалом Губашу шейный позвонок, повредив костный мозг. Только тогда Губаш пал мертвым. Шамиль же около двух месяцев пролежал с девятью ранами, смазывая их коровьим маслом.
Маленького сына Губаша родичи выкрали из темницы. От сына Губаша пошла фамилия Губашевых».
Стоит отметить, что жители высокогорного села Гухой всегда славились своим мужеством и всегда отличались своим особым почитанием и соблюдением чеченских традиций и обычаев.
По словам жителей, самое важное для них – это их малая родина, потому что какое бы сложное время для чеченского народа и республики не наступало, они никуда отсюда не уходили и не собираются этого делать.
Гухойцы признаются, что для них ориентирами в этой жизни являются религия Ислам и традиции и обычаи чеченского народа.
- Если ты придерживаешься этих ценностей, то будешь настоящим человеком, - считают они.
Ибрагим Эстамиров
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Интервью»:
- 11.12.2024 / 20.25
- Опоздание у чеченцев могло привести к потере репутации
- 23.11.2024 / 11.14
- С папахи у чеченцев начиналась большая дружба и непримиримая вражда
- 12.09.2024 / 12.05
- Элина Муртазова: Внимание нашего Лидера Рамзана Ахматовича — это, безусловно, и признание заслуг, и мощная мотивация
- 13.08.2024 / 09.45
- Глава Гудермесского района: Инициатива Рамзана Кадырова дала мгновенный результат
- 07.08.2024 / 17.50
- Директор ансамбля "Даймохк": Любовь к чеченскому народу заставляет танцора вновь и вновь выходить на сцену