Главная » НОВОСТИ » Общество » Нурди Нухажиев: «Только реформа ФСИН может изменить ситуацию с обеспечением прав осужденных»
Нурди Нухажиев: «Только реформа ФСИН может изменить ситуацию с обеспечением прав осужденных»
15.07.2015 14:50
Общественные наблюдатели заявляют о применении физического насилия к осужденному уроженцу Чечни, отбывающему наказание в Омской области.
Омбудсмен также обратился к директору ФСИН России с просьбой решить вопрос о переводе Бисултанова в исправительную колонию, расположенную в другом субъекте РФ.
«В мой адрес поступила информация от председателя ОНК Чеченской Республики Асет Мальсаговой о том, что сотрудниками ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области осужденный Малхо Бисултанов подвергается физическому насилию. Информация эта сопровождается и пояснительной запиской самого осужденного, в которой он сообщает о пытках и издевательствах над ним. Прошу Вас проверить сообщение Бисултанова о применении в отношении него физического насилия и принять меры по защите его прав», - пишет в своих обращениях Нурди Нухажиев.
Это не первый случай, когда в адрес Уполномоченного по правам человека в ЧР поступают жалобы о нарушении прав осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях России. Особое место среди учреждений ФСИН России, в адрес которых идут жалобы, по словам правозащитников, занимают исправительные учреждения Омской области, за которыми закрепилась слава самых страшных мест принудительного содержания в России.
В случае с осужденным Бисултановым речь идет о ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области. Ранее аналогичные жалобы поступали и в адрес ФКУ ИЗ-55\3 УФСИН РФ по Омской области. Пытки и издевательства над осужденными в вышеназванных учреждениях, судя по жалобам, отличаются особой жестокостью и изощренностью.
В мае 2010 года члены Общественной наблюдательной комиссии Чеченской Республики, в связи с многочисленными жалобами осужденных, посетили исправительные учреждения Омской области, где им удалось поговорить с теми, кто прошел через жестокие пытки и унижения во время пребывания в вышеназванных учреждениях.
- Тогда по результатам наших обращений был наведен относительный порядок, который, как теперь выясняется, носил временный характер. Спустя пять лет к нам продолжают поступать оттуда жалобы, от которых волосы встают дыбом. Разница лишь в том, что сейчас речь идет не о злополучном ФКУ ИЗ-55\3, а ИК-7. Оба эти учреждения находятся на одной территории за одним общим забором, - рассказывает председатель ОНК Чеченской Республики Асет Мальсагова.
Члены общественной наблюдательной комиссии Омской области, после обращения к ним чеченского омбудсмена, выехали в ИК-7 с целью проверить информацию о применении в отношении Бисултанова физического насилия и встретились с ним в ЕКПТ ( единое помещение камерного типа), где он содержался на тот момент.
По словам общественников, к ним также обращалась и адвокат Т.В. Егорова с сообщением о грубых нарушениях прав осужденного Бисултанова в период его нахождения в ЕПКТ ИК-7 г. Омска.
В ходе посещения общественными наблюдателями ЕПКТ ИК-7 осужденный Бисултановым и в устной, и в письменной форме подтвердил применение к нему физической силы и специальных средств, осуществление иных действий оскорбительного для него характера. Члены ОНК с согласия Бисултанова также провели его телесный осмотр, результаты которого были занесены ими в журнал учета посещений с рекомендациями, связанными с проверкой происхождения телесных повреждений. При повторном посещении применение к Бисултанову физического насилия было подтверждено и медицинскими документами. По данному факту общественные наблюдатели направили соответствующие письма в областные официальные инстанции, в том числе и в Следственное управление СК РФ по Омской области. Между тем в возбуждении уголовного дела по обращениям в интересах Бисултанова отказано «за отсутствием события преступления». Как следует из официального ответа оперативного управления ФСИН России на обращение Нурди Нухажиева, «проведенной проверкой угроз жизни и здоровью Бисултанова, а также фактов предвзятого к нему отношения со стороны администрации учреждения не установлено». В ответе также сообщается, что физическая сила и специальные средства к осужденному Бисултанову в ИК-7 применялись в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы». Акты прокурорского реагирования при этом о нарушении законности при применении физической силы и спецсредств в отношении осужденного не вносились. Между тем правозащитники сомневаются в объективности этих проверок. «Следует ожидать, что и ответ из прокуратуры Омской области будет аналогичным»,- говорят они.
- По всем жалобам и обращениям осужденных мы ведем переписку с органами прокуратуры, уголовно-исполнительной системы, Уполномоченными по правам человека, председателями ОНК субъектов России, а также федеральными ведомствами, добиваясь проведения объективных проверок по всем, ставшим известным, фактам нарушения их прав. Однако, как показывает практика, проводимые надзорными инстанциями проверки не всегда оказываются объективными. Командировки и посещения исправительных учреждений также не дают должных долговременных результатов по обеспечению прав осужденных. Известны случаи, когда осужденные, с которыми общались члены общественной комиссии, в последующем за это подвергались притеснениям, - говорит Нурди Нухажиев.
Омбудсмен уверен, что без реформы ФСИН добиться улучшения ситуации с обеспечением прав осужденных не удастся.
- Действующая пенитенциарная система основана на приоритете наказаний и репрессивных мер по отношению к осужденным. Такая ориентация привела в настоящее время к кризису системы. К нам продолжают поступать жалобы от осужденных на неправомерные действия в отношении них. Проверки же надзорных инстанций, как правило, неэффективны, ответы от них идут однотипные. На всех региональных и федеральных форумах я выступаю за реформирование уголовно-исполнительной системы России. Только реформа ФСИН, совершенствование системы может изменить ситуацию с обеспечением прав осужденных в лучшую сторону. А именно, обеспечение необходимого уровня социальной и правовой защиты осужденных, гласность деятельности УИС, ее подконтрольность институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед пенитенциарной системой задач. Мы, конечно, будем писать, стучаться во все двери по каждому конкретному случаю, однако в очередной раз убеждаемся, что без реформы ФСИН, изменения приоритетов в сторону социально-воспитательной работы, ситуация не улучшится, - подчеркнул Нухажиев.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Общество»:
- 22.12.2024 / 18.02
- В Госдуме предложили запретить продажу пиротехники перед Новым годом
- 22.12.2024 / 15.16
- В ЧР за год открыли 607 первичных отделений Движения Первых
- 22.12.2024 / 11.44
- Полиция провела проверку исламских магазинов на предмет реализации продукции экстремистского характера.
- 21.12.2024 / 21.16
- Айшат Кадыровой передали дечиг пондар, который был возвращен в ЧР после депортации чеченцев
- 21.12.2024 / 18.33
- Фонд Кадырова провел благотворительную акцию для детей погибших сотрудников Росгвардии