Ср, 08 мая, 03:43 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » М.Юсупова: Благодаря сочувствию пожилого солдата, мы спаслись, возможно, от голодной смерти

М.Юсупова: Благодаря сочувствию пожилого солдата, мы спаслись, возможно, от голодной смерти

04.05.2017 13:53

День депортации стал самым жутким днем в истории чеченского народа

Фото с сайта levoradikal.ru

В этом году исполнится 73 года со дня сталинской депортации чеченцев и ингушей в далекие степи Казахстана и Киргизии.

Лютой зимой 1944 года началась самая массовая операция НКВД по депортации горского населения Северного Кавказа. В то время как доблестные воины из Чечено-Ингушетии отдавали долг Отечеству, их родных и близких отправляли в товарных вагонах в степи Казахстана и Киргизии.

Этот исторический промежуток времени унес жизни сотен тысяч чеченцев, оставил обездоленные семьи, детей сиротами.

Оставшиеся в живых не могут без слез вспоминать этот жуткий период из жизни чеченского народа.

Таким тяжелым и скорбным оказался для чеченского народа предпоследний год Великой Отечественной войны: 23 февраля 1944 года в два часа ночи войсками были оцеплены все населенные пункты, расставлены засады и дозоры, отключены радиотрансляционные станции и телефонная связь.

В 5 часов утра, под предлогом «всенародного празднования дня Советской Армии», население ЧИАССР во всех городах и селах республики стало созываться на митинги и сходы.

Как только сбор состоялся, участник сходов окружали войсками НКВД, и им зачитывали приказ ГКО о депортации.

Людей обыскивали, после чего вывозили на железнодорожные станции.

Одновременно во все дворы были направлены солдаты, которые приказывали оставшимся в домах старикам, женщинам и детям в течение 10-15 минут собраться для отправки на станцию.

Один из очевидцев тех событий А.А. Еськов писал: «22 февраля нас, коммунистов, руководящих разными отделами и службами, вызвали в обком и выписали срочные командировки. Мне выпало выехать в горный Ножай-Юртовский район. Там собрали партийный советско-комсомольский актив. За стол сел майор госбезопасности из Москвы. Его речь врезалась в память на всю жизнь.

«…за развал колхозного строя, бандитизм, за то, что вы никогда не были патриотами России, даже в царское время, решено выслать вас за границу республики. Всех, - сурово чеканил майор. - Время на сборы – три часа. Можно с собой брать 100 килограмм имущества. Лично вам - по 500. Вы все активисты. Должны сделать правильные выводы, помочь нам выполнить приказ!».

Как мы реагировали на такой произвол? Что ж, однозначно не ответить. С одной стороны, время военное. О каком обсуждении распоряжений могла быть речь?

Фиксировался в республике, что скрывать, и элемент бандитизма. Нет плохих народов, в каждом из них есть процент плохих людей.

С другой стороны, страшно было видеть горе людей. Кричали женщины, молчали старики с каменными, будто выточенными суровым резчиком, лицами. Помню, к грузовикам шла старуха, почему-то босиком, к ней жались трое темноглазых ребятишек.

Я пошел по пустому аулу. Вымерли дома, хлопали под ветром незапертые двери. Будто чувствуя необратимость происходящего, не лаяли даже собаки.

Зашел в пустой райком партии. В кабинете секретаря – три мешка денег: «Фронту». Собирал весь район…».

Жительница села Кулой Чеберлоевского района Чечни Маржан Юсупова вспоминает: «23 февраля в 4 часа утра наше село кишело солдатами. Шел снег. Дверь нашего дома открыли прикладом и вошли трое. Один что-то кричал, но ничего не было понятно. Как мы могли понять его, если ни слова не знали на русском языке. Сначала солдаты все перевернули вверх дном, а потом стали тыкать дулом автомата и кричать. Один солдат был в годах. Он все время что–то говорил, а я не понимала. У нас был небольшой деревянный комод, где хранились запасы зерновых и бобовых культур. Он подвел меня к этому комоду и говорил, пытаясь объяснить. А я думала про себя: «Да бери, что хочешь, лишь бы меня не трогал». Когда мы, выйдя во двор, запрягли быков в сани и приготовились к отъезду, этот старый солдат завел мою мать в дом, взял наволочку, вывалив ее содержимое, подошел к комоду и насыпал туда кукурузу и фасоль.

Затем сделал узелок и передал наволочку женщине. Вот так, благодаря сочувствию этого солдата, мы спаслись, возможно, от голодной смерти», - глотая слезы, рассказала Маржан Юсупова.

Индира Джабраилова

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |