Сб, 27 апреля, 22:47 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » 66 лет поисков могилы бесстрашного воина Адама Межидова

66 лет поисков могилы бесстрашного воина Адама Межидова

08.05.2016 19:38

«1944 год. Маленькая белорусская деревня Чисти охвачена огнем. В деревне идет ожесточенная схватка c немецко-фашистскими захватчиками. Ценен каждый квадратный метр земли, и нет права его уступать. В числе защитников Родины, храбро сражается молодой Адам Межидов».

Рано утром, 1 января 1944 года, 20-тилетний чеченец из Чири-Юрта, по воле судьбы оказавшийся в далекой Белоруссии, отправится в свой последний бой, где встретит смерть.

В 1944 году бои шли вдоль всей линии фронта. Дух советских воинов был на подъеме, переломный, в противостоянии, момент уже произошел, но новости о фронтовых потерях поступали беспрестанно. Бои, конечно, шли и на территории Белоруссии. Здесь, в районе Шумилино воевал рядовой Адам Межидов, долгие десятилетия считавшийся пропавшим без вести.

Рядовой 24-го гвардейского полка Адам Межидов погиб 1 января 1944 года, в деревне Чисти Белорусской ССР и похоронен в братской могиле в деревне Дворище.

Сразу после начала войны Адам, которому на тот момент едва исполнилось 17 лет, вступил в добровольческий отряд, сформированный в Урус-Мартане, а позже попал в элитный 24-й кавалерийский полк, находившийся под командованием легендарного полководца Семена Михайловича Буденного. Адам неоднократно получал ранения различной тяжести, но это было еще одним веским поводов идти вперед, на врага.

Утром 1 января рядовой Межидов, в числе других солдат, отправился в атаку. В ходе наступления из-под солдата выбили коня. Рядовой был вновь ранен. Смерть Адам Межидов встретил в рукопашном бою – его убили выстрелом в спину. Похоронили Адама в братской могиле.

С тех самых пор об Адаме Межидове ничего не было известно. Его многочисленные родственники смирились с мыслью о его пропаже, и лишь одна мать - Петимат, до последней минуты своей жизни верили в его возвращение: «Он обещал вернуться», говорила мать. Она вспоминала, как юный Адам в 1941 году сообщил членам семьи, что обязан отправиться на фронт. Он сказал маме, что «должен идти», и попросил благословения, ибо ее благословение будет хранить его от всех зол. Петимат отпустила сына, но взяла с него обещание вернуться, на что тот лишь улыбался и отвечал: «Я вернусь, мама, вернусь!». Ей удалось прожить долгую жизнь, пережить депортацию, вернуться домой. И все эти годы мать повторяла: «Адам вернется, он мне обещал». Но Петимат так больше и не встретила сына.

Похороненный в братской могиле 20-летний Адам Межидов был объявлен пропавшим без вести. В течении 1960-х годов его родственники предпринимали попытки найти место захоронения Адама. Обращения в столичные инстанции, архивные управления не приносили успехов, а в 1972 году родственники солдата и вовсе получили окончательный ответ: «Рядовой Межидов пропал без вести. Остановите поиски». Все изменилось благодаря работе белорусского журналиста И. Когана, который внес огромный вклад в поиски могилы.

В конце 1980-х годов московская газета «Советская Россия» опубликовала письмо под заголовком «В памяти народной». Отправителем письма, адресованного редакции, был все тот же И. Коган. В нем говорилось: «Большая книга «Память» издана республиканским издательством «Белорусская советская энциклопедия» имени Петруся Бровки. В ней подробно рассказывается о славном патриотическом прошлом одного из уголков Белоруссии – Шумилинском районе Витебской области. В годы Великой Отечественной войны здесь проходили ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Многие воины отдали жизнь, освобождая Шумилинский район от фашистов. Поэтому немало места отведено в книге прославленным воинам. В одном из разделов «Памяти», в частности, публикуются некоторые сведения о сынах Отчизны, погибших на Шумилинщине. Найдет читатель в книге и такие строки: «Межидов Адам, призвался Урус-Мартановским райвоенкоматом Чечено-Ингушской АССР, рядовой 24-го гвардейского полка, погиб 1 января 1944 года в деревне Чисти. Похоронен в деревне Дворище». Очень скупые строки. Но за каждой из них – человеческая жизнь, в которой были трудности и проявления героизма. Это строки, свидетельствующие о том, что имя сына земли чеченской живет и вечно будет жить в сердцах благодарных белорусов. Имя Адама Межидова в книге «Память» открывает тайну родным, близким, землякам, которым, возможно, неизвестна фронтовая судьба советского воина. Намного позже это письмо было перепечатано в газете «Грозненский рабочий», и лишь спустя более 20 лет после первой публикации, родственник Адама Межидова – его племянник Муса Межидов, спустя десятилетия усиленных поисков, совершенно случайно, из газеты, узнал о месте захоронения дяди. Первое, что пришло в голову – немедленно посетить Беларусь. «Я много слышал об Адаме и у нас всегда с теплотой отзывались о нем, но все это время считали его без вести пропавшим», - рассказал Муса.

В 2010 году Муса Межидов решил выехать в Республику Беларусь с целью посещения могилы родственника. Узнав об этой поездке, президент Регионально общественного фонда им. А-Х. Кадырова Аймани Кадырова выделила Мусе денежную сумму для осуществления этой поездки. В тот же период Военный комиссариат Чеченской Республики направил официальное письмо Военному комиссару Шумилинского района с просьбой: «В преддверии 62-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне оказать всяческое содействие гражданину Межидову М. в посещении могилы его дяди Межидова Адама, рядового 24 Красного кавалерийского полка, погибшего в бою за деревню Чисти и похороненного в братской могиле в деревне Дворище, а также во встрече с однополчанами Межидова Адама».

Вскоре потомок бойца Красной армии прибыл на белорусскую землю. «С первого дня приезда со мной очень хорошо обращались. Видно было, что они ценили подвиг павших воинов, подвиг моего дяди в том числе. Для них имел колоссальное значение тот факт, что Адам, человек из далекой Чечено-Ингушетии, сражался против врага, защищая белорусов. Они относились к этому очень трепетно и с большим уважением», - вспоминает Муса. Со дня прибытия Мусу Межидова тут же окружила группа журналистов: сняли видеосюжеты для местных новостей, отсняли художественные программы и написали множество статей об истории Межидовых.

«Действительно, печален тот факт, что вся наша семья считала его пропавшим без вести, - продолжает Муса. Но выяснилось, что его имя все это время славилось в Белоруссии. Это просто удивительно».

В Белоруссии Межидов оказался впервые. По дороге на воинское захоронение в деревню Дворище, своим сопровождающим Муса рассказывал про предка Адама, про журналиста Когана, благодаря которому семья Межидовых узнала о могиле дяди.

В газетных материалах 6-летней давности, белорусские журналисты пишут: «Не упустил, уважаемый гость, возможности похвалиться: командировал его в далекое Шумилино сам Глава ЧР Рамзан Кадыров. Дал ему и средства на дорогу и указ – привезти с шумилинской земли кассеты с видеозаписями имен погибших: может, получилось так, что кто-нибудь еще из чеченцев лежит в далекой белорусской земле без вести пропавший». Согласно материалам местных журналистов и воспоминания самого Мусы, могилы вблизи д. Дворище были ухожены. Муса, наконец дойдя до монумента, увидел, как среди тысячи имен высечено имя чеченского солдата - Адама Межиева. Поставил корзинку с цветами, приклонился на колено, склонил голову, а после, достал из кармана пиджака сверток. В свертке чеченская земля, которую он рассыпал между надмогильных плит. После, в тот же сверток Муса набрал уже белорусской земли, на которой и пал его дядя. Муса, не скрывая своего восхищения от происходящего, рассказывал, что все послевоенные годы родственник упоминался как пропавший без вести. И вдруг - публикация, благодаря которой родные и разузнали о захоронении своего земляка-чеченца Адама Межидова.

К огромному удивлению Мусы, местный военный архив предоставил ему извещение о гибели рядового Межидова. Датируется извещение 1-м января 1944 года, т.е. написано оно в день гибели Адама Межидова. Похоронка за подписью майора Подчука пролежала в белорусском архиве 66 лет – ее попросту некуда было отправлять.

После своей первой поездки Муса Межидов успел еще не раз съездить на могилу родственника и при этом взять с собой своего сына. «Для меня было важно, чтобы мой сын посетил его могилу. Это история. Не только личная история нашей семьи – это часть истории всего нашего края», - говорит М. Межидов.

Приятным завершением истории, начавшейся еще в 44-м и стало письмо, которое Муса Межидов получил в 2015 году. Как выяснилось отправителем письма оказался Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. В нем глава Государства поздравил потомка красноармейца с 70-летием Великой Победы. «Сегодня мы выражаем глубокое уважение и признательность всем, кто в годы Великой Отечественной войны отстоял свободу и независимость Родины. В своих сердцах мы храним светлую память о миллионах наших соотечественников, жизнь которых оборвалась в годы военного лихолетья. Никогда не померкнет слава воинов-освободителей, белорусских партизан и подпольщиков, самоотверженность тружеников тыла. Бессмертный подвиг поколения победителей, их мужество и стойкость всегда будут служить примером истинного патриотизма и верности Отечеству, вызывая чувство гордости у наших современников. Низкий поклон Вам, крепкого здоровья, бодрости духа, счастья и благополучия. С праздником!».

Фотографии Адама не сохранились, его помнят по рассказам старших: высокий, подтянутый юноша, с твердой походкой и уверенным взглядом. Как-то раз, задолго до войны, его спросили, о чем он чаще всего думает. Адам ответил: «О том, как сильно я люблю свои горы. Если бы моя Родина была в опасности, я ни минуты не думая, отдал бы за нее жизнь».

Тимур Абдуев

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |