Ср, 27 ноября, 11:43 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Boeing VS Airbus: США и ЕС выясняют отношения, РФ и КНР наступают на пятки

Boeing VS Airbus: США и ЕС выясняют отношения, РФ и КНР наступают на пятки

19.04.2019 17:48

Очередной громкий скандал разгорелся между крупнейшими мировыми производителями авиационной техники Boeing и его европейским конкурентом Airbus. На днях стало известно, что Еврокомиссия (ЕК) объявила о начале публичных консультаций по списку товаров на $20 млрд, импорт которых из США могут затронуть ответные меры в споре в ВТО по Boeing.

Фото с сайта rus.postimees.ee

Это далеко не первый спор между компаниями и их спонсорами в лице США и ЕС. Однако в настоящее время он стал актуальным в связи с торговой войной, в которую втянуты не только США и КНР, но и ЕС.

На первый взгляд нынешней обстановки и отношений США и Китая, может показаться, что борьба за экономическое влияние на международном пространстве затрагивает только Пекин и Вашингтон. Однако предпринимаемые США действия говорят о том, что ЕС стал третьей стороной. Раскол в Европе, развал СВПД, ряд санкций, пошлины на алюминий - события последнего года разворачиваются слишком невыгодным образом для ЕС. К этому списку теперь добавилась и конкуренция между Boeing и Airbus.

Спор между крупнейшими мировыми производителями авиационной, космической и военной техники Boeing и Airbus длится уже около двух десятилетий. Если заглянуть в прошлое, то становится очевидным, что настоящее положение, которое авиационные гиганты занимают на мировом рынке пассажирских авиалайнеров, это результат слияний и поглощений в аэрокосмической промышленности в 1990-х гг. Согласно открытым источникам, изначально Airbus создавался как консорциум европейских авиапроизводителей. В свою очередь Boeing укрепил свои позиции в 1997 г., после того как приобрел своего главного конкурента McDonnell Douglas. На тот момент ряд других европейских производителей не смогли выдержать сильно растущую конкуренцию, падение спроса, ряда экономических проблем и либо покинули рынок пассажирских авиалайнеров, либо были перекуплены. Таким образом, уже в 2000-х гг. на рынке пассажирских самолетов вырисовываются два гегемона: Boeing и Airbus.

Негласное правило международных торговых отношения гласит, что у компаний подобного масштаба, более того авиакомпаний, всегда есть спонсоры в лице правительств государств. Boeing и Airbus тоже не стали исключениями. ЕС и США на протяжении последних 20 лет обвиняют друг друга в предоставлении государственных субсидий компаниям, что, собственно, происходит и сейчас.

Первый крупнейший коммерческий спор пришелся на 2005 год, когда обе стороны подали друг на друга практически одинаковые иски в ВТО. На тот момент США обвинили Великобританию, Германию, Испанию и Францию в незаконных субсидиях Airbus на сумму $15 млрд. В свою очередь Еврокомиссия предъявила претензии властям США в предоставлении Boeing помощи в размере около $23 млрд. Претензии вполне обоснованы: согласно ключевым принципам организации, не говоря уже о соглашениях, государства должны осуществлять свою деятельность на основе честной конкуренции. Иными словами, предоставление госсубсидий в подобном масштабе нарушают условия честной конкуренции. Аналогичная ситуация складывается и сегодня. Проблема только в том, что Boeing зачастую «обгоняет» Airbus в числе заказов. К примеру, по итогам прошедшего в Великобритании авиасалона, Boeing собрал на 64% больше заказов, чем его европейский конкурент. Согласно данным СМИ, клиенты Boeing в общей сложности подписали контракты на 673 самолета (на сумму в $98,4 млрд). Airbus получил 431 заказ, среди которых 93 твердых и 338 соглашений о взаимопонимании.

Традиционно, основной поток заказов для Boeing поступает из стран-партнеров США, таких как Япония, Южная Корея и т.д. Сейчас этот список пополнила и Украина, которая выразила желание сотрудничать с американским производителем, что вовсе не стало ни для кого новостью. При подобном раскладе госсубсидии увеличат производство американской компании, которая активно сотрудничает с Пентагоном, и к тому же производит не только пассажирские авилайнеры, но и космическую и военную технику, будучи ведущим подрядчиком ВПК США по ежегодному объёму заказов. В таком случае действия ЕК обоснованны, к тому же, в конце марта Еврокомиссия заявила, что окончательно выиграла спор с США в ВТО по Boeing. Тем не менее, США продолжили субсидирование компании, что теперь привело к еще большему усугублению ситуации. В частности, ЕК намерена ввести пошлины на ввоз американских товаров на сумму $20млрд, что не только нанесет урон экономике США, но и ослабит позиции Вашингтона на европейском рынке.

В этой связи самое время вспомнить о России и Китае.

В недалеком 2014 году Россия и Китай заключили контракт на совместное производство широкофюзеляжного самолёта на 250—300 пассажиров CR929. На тот момент соглашению не придали особого значения, учитывая, что в 90-е годы российское производство пассажирских авиалайнеров упало. Однако данная модель самолета представляет существенную конкуренцию американскому Boeing 747 (несмотря на то, что вместимость самолета до 552 человек, он стал самым тяжелым в мире) и европейскому Airbus A320neo, вместимость которого составляет 246 человек. Суть проекта заключается в том, что стороны создают совместную компанию China-RussiaCommercialAircraftInternationalCorp. Ltd., которая будет работать согласно принципу «по 50%», то есть инвестируя по 50 % от стоимости проекта.

Судя по всему, в скором времени конкуренция на рынке пассажирских самолетов увеличится, учитывая, что CR929 первый полет будет совершен уже в 2021-2022 годы. К тому же, на прошедшем в ноябре 2018 года 12-й международном авиасалоне Airshow China, экспозиция была одна из самых востребованных, что обеспокоило представителей США и Европы. Пожалуй, в скором времени авиагегемоны Boeing и Airbus перестанут быть крупнейшими в мире.

Элиза Абиева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |