Чт, 26 декабря, 15:35 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Интернет вещей в Чеченской Республике: «умные технологии» меняют подходы к бизнесу

Интернет вещей в Чеченской Республике: «умные технологии» меняют подходы к бизнесу

18.03.2020 15:12

Первая в Чеченской Республике сеть для Интернета вещей готова к запуску. Директор МТС в Чеченской Республики Данила Егоров рассказал ИА «Грозный-информ», что такое Интернет вещей, как он поможет «поумнеть» сельскому хозяйству и зачем спецодежде нужен выход в онлайн.

– В Чеченской Республике МТС построила сеть для Интернета вещей. Что это такое, для чего она нужна и чем отличается от сети Интернета для людей?

- В век информационных технологий Интернет нужен не только человеку, но и машинам – компьютерам, смартфонам или датчикам на предприятиях. Интернет вещей строится на принципе межмашинного общения, когда без всякого вмешательства человека электронные устройства «общаются» между собой. В настоящее время МТС подготовила к запуску в республике сеть для Интернета вещей на основе новой технологии NB-IoT (NarrowBandInternetofThings — энергоэффективная сеть интернета вещей. – прим. автора).NB-IoT– это стандарт связи, который используют умные устройства. А «умными» в этом случае будут любые машины или датчики – от кофеварки, холодильника или счетчика потребления воды – которые обеспечены сим-картой и выходом в Интернет.

С каждого устройства, подключенного к сети Интернет, можно получать интересующую вас информацию или, как мы говорим, данные. Например, отслеживать эффективность расхода воды или электричества, наблюдать перемещения транспорта или контролировать экологическую ситуацию в республике. Сегодня мы можем собирать такие данные с любого объекта и передавать их через мобильную сеть.

– И все же непонятно, почему для работы устройств нужна сеть Интернета вещей? Ведь та же кофеварка может подключаться к обычной «человеческой» сети?

– Конечно может, если речь идет об одном устройстве. А если их сотни тысяч? Тогда это неэффективно. Во-первых, для умных датчиков важна автономность работы, надежность и долговечность, поэтому для Интернета вещей NB-IoT в рамках существующих частот выделяется определенный спектр, который защищен от использования другими устройствами. Во-вторых, для Интернета вещей не нужны те суперскорости, за которыми гонится человек – достаточно минимальной.

Основное же преимущество NB-IoT по сравнению с другими существующими стандартами – малые затраты энергии; ему достаточно приемопередатчика малой мощности, который может работать до 10 лет без подзарядки. К примеру, если умные счетчики, отслеживающие потребление воды работают в стандартах 2G-4G, им требуется частая замена батареек, покупка дорогостоящих аккумуляторов или непрерывное обеспечениепостоянного питания. Счетчик, подключенный к NB-IoT, сможет работать до 10 лет от одной батарейки в сложных условиях прохождения сигнала – например, в цокольном помещении здания. В целом же NB-IoT позволяет существенно экономить и оптимизировать производственные процессы, особенно если речь идет о крупных и долгосрочных проектах. Интернет вещей можно эффективно использовать в городском хозяйстве, промышленном производстве, отрасли туризма и т.д.

– Получается, что абсолютно любая отрасль в Чеченской Республике может использовать Интернет вещей? Скажем, сельское хозяйство, достаточно консервативная отрасль, может взять что-то для себя?

– Однозначно да. Есть интересные решения как для растениеводства, так и животноводства. К примеру, плодородность почвы, уровень содержания в ней минеральных веществ, влажность, освещенность и другие параметры могут измерять датчики и дроны, и уже на основе этих данных человек сможет разработать графики полива и внесения удобрений. Как показывает опыт, в результате повышается урожайность, качество продукции и эффективность работы в целом. А чтобы максимально сохранить выращенную продукцию, можно оборудовать хранилища системами телеметрии, тогда датчики будут круглосуточно считывать такие параметры, как влажность воздуха, освещенность, расход электроэнергии и даже количество посещений.

В животноводстве с помощью датчиков и чипов есть возможность наблюдать за состоянием каждого животного, выявлять начало заболевания, контролировать рацион, планировать график прививок, рассчитывать оптимальное время для появления потомства или отслеживать местоположение стада.

– Я честно говоря, не понимаю, как это работает. Как Интернет вещей может рассказать о том, что у животного начинается болезнь?

– Сеть Интернета вещей – это связующее звено, канал, по которому передается информация. В зависимости от того, что хочет знать фермер, он выбирает тип датчика – это может быть и чип на ухо животного – например, коровы, и ошейник, и болюс. С ошейником все просто и понятно: в него вставлен микрочип, фактически, сим-карта, который позволяет следить за температурой тела и двигательной активностью.

Самый информативный датчик – болюс – представляет собой небольшую капсулу, помещаемую в желудок коровы. Датчики оснащены детекторами движения и температуры, а также микропроцессорами, которые анализируют и передают данные на платформу МТС. Платформа трансформирует их в графики, отчеты о состоянии животных и списки необходимых операций.

Например, датчики определили, что у животного поднялась температура тела, снизилась активность, оно пьёт меньше воды. Платформа направляет уведомление фермеру, что необходимо вызвать ветеринара. Ветврач быстро находит конкретное животное, обследует его и может поставить диагноз еще до появления внешних признаков болезни. Лечение проходит быстрее, требуется меньше лекарств, информация сохраняется в паспорте животного, фермер получает отчет о проделанной работе. Мы начали с датчика, а закончили электронным помощником фермера.

– Получается, что только за сутки наблюдений собирается огромный объем информации, которую обрабатывает – считает, смотрит и делает выводы – отдельная программа?

– Все верно. Полученные данные нужно систематизировать и анализировать, сегодня для этих процессов разработаны эффективные методы анализа больших данных – BigData. Весь объем полученной информации обрабатывается программой, после чего на любом устройстве – персональном компьютере, планшете или смартфоне – можно увидеть полную картину показателей в 24-часовом режиме о состоянии каждой коровы на территории фермы. В результате эффективность работы фермы способна вырасти на 15-25% за счет своевременного контроля воспроизводства и раннего обнаружения заболеваний. Сегодня в России интерес к подобным технологиям все возрастает, уверен, для Чеченской Республики это тоже будет интересно.

– А у Вас нет опасений, что сеть и решения для Интернета вещей могут оказаться невостребованными в республике?

– Знаете, когда мы говорим МТС и сотовая связь – всем все понятно. Когда мы говорим МТС и животноводство – возникает пауза. Технология Интернета вещей сейчас в начале своего пути, и компании ищут для себя точки применения и возможности экономии и оптимизации производства. Или же – обеспечения его безопасности, что, кстати, актуально для нефтеперерабатывающих предприятий Чеченской Республики.

Вы знаете, что датчики Интернета вещей можно использовать для безопасности людей на производстве? Если в спецодежду работника вшить IoT-датчик, то фактически мы получаем «цифровую копию» сотрудника, которая все время находится онлайн. У системы есть возможность анализировать активность человека, носящего одежду с датчиком, и в случае вероятности опасных ситуаций предупреждать о них. Если, например, работник попадает в какие-то опасные зоны, датчик связывается с системой управления и посылает ей сигналы, одновременно предупреждая о возможной опасности и самого сотрудника. Каждый модуль оснащается «красной кнопкой» — системой оповещения о тревожных ситуациях, с помощью которой можно проводить быструю эвакуацию. У МТС есть такие решения. Поэтому вопрос востребованности – это, скорее, вопрос времени и информированности о современных возможностях технологий.

– В прошлом году МТС в Чеченской Республике в пять раз увеличила сеть LTE. Но регион – территория со сложным ландшафтом, несколько районов республики расположены в горах, где выйти на связь всегда было проблематично. Нет опасения, что к вам придут с запросом, а вы не сможете обеспечить там связь?

– Нет, таких опасений нет. Во-первых, сегодня сеть высокоскоростного интернета МТС есть на территории всей Чеченской Республики, за исключением нескольких отдаленных селений в горных районах. Если все же у бизнеса появится необходимость развиваться там, где нет покрытия, мы организуем инфраструктуру. Сейчас в стране и бизнес, и государство нацелены на цифровое развитие, пробуют, внедряют, экспериментируют и сами приходят с предложениями. В ЧР пока что только смотрят, как это работает, консультируются, примеряют на себя. Но мы видим заинтересованность и готовы к сотрудничеству.

– Последний вопрос. Когда речь идет о передаче информации через Интернет, всегда встает вопрос безопасности ее передачи. Нужна ли особая система защиты?

– Сеть для Интернета вещей, которую мы построили в Чеченской Республике, работает на основе нашей сети высокоскоростного интернета LTE, и к ней предъявляются очень жесткие регуляторные требования по безопасности, отвечающие мировым стандартам. Автоматически они распространяются и на сеть для Интернета вещей, поэтому на всем маршруте следования передаваемая информация уже надежна защищена и особые мероприятия для ее защиты не потребуются.

Беседу вёл Адам Хамзаев

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |