Мир
Солтаев встретился с исполнительным директором НПКПЧ ОИС в Саудовской Аравии
Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Виртуальный экстремизм: видеоигры как способ радикализации молодежи
Виртуальный экстремизм: видеоигры как способ радикализации молодежи
02.12.2020 16:49
«Школьников обвинили в терроризме за планы «взорвать» здание ФСБ в Minecraft», - еще недавно именно такие заголовки пестрили на просторах интернета. Суть новости заключалась в том, что в Красноярском крае ФСБ обвинила 14-летних школьников из города Канск в создании террористического сообщества из-за чата с перепиской и плана в шутку «взорвать» здание ФСБ в компьютерной игре Minecraft. Подростки вели во «ВКонтакте» переписку, где обсуждали идеи анархизма.
В августе текущего года другую школьницу из Красноярского края поместили в психдиспансер по требованию ФСБ. Силовики пришли к девочке утром, изъяли ноутбук и дневники, сорвали плакаты со стен. По данным адвоката, причиной стала подписка девочки на группы о расстрелах во «ВКонтакте». Позднее стало известно, что в стационар из-за переписок и групп в соцсетях поместили еще девять несовершеннолетних, которые якобы «готовились к активным действиям».
Многие сейчас могут подумать: «Ну и что такого? Это же всего лишь подростки!». Но специалисты в области клинической психологии заявляют твердо: «Это первые звоночки перед началом необдуманных и неосознанных действий». А всему виной – виртуальный экстремизм.
Имитированное насилие порождает жестокие действия
Играя в виртуальные стрелялки или проходя определенные квесты, ребенок даже не подозревает, что его мозг постепенно фиксирует установку, что насилие – не есть плохо. С каждым днем вникая в процесс игры все больше и больше подросток перестает понимать, как в его жизни происходит подмена жизненных понятий и ценностей. Убил персонажа игры – получил вознаграждение. Речь уже не идет о том, что зачастую все групповые игры, которые проходят в онлайн-формате, сопровождаются нецензурной бранью и агрессией со стороны оппонентов. Клинический психолог Карина Базуева, которая проводит частные консультации в Грозном, утверждает, что у таких детей со временем снижается социальная активность и они становятся менее восприимчивыми к боли и переживаниям других людей: будь то близкие или чужие.
- Согласно данным одного из клинических исследований, дети-игроманы чаще имеют негативные мысли и за ними чаще наблюдается жестокое поведение, - говорит она. – У них снижается эмпативность, и они становятся более эмоционально черствыми. Во многих играх дети награждаются за то, что они демонстрируют более жестокие действия по отношению к другим виртуальным персонажам, роль которых тоже могут исполнять люди. Ребенок не просто видит насилие, он принимает в нем участие и даже может его контролировать. И это может повторяться изо дня в день, а повторение и вознаграждение являются наиболее эффективными инструментами для обучения подобному поведению. Впоследствии ребенок может спокойно переносить подобные действия в реальность.
Бежать от реальности заставляет дисбаланс в жизни
Зависимости от виртуального пространства уже даже дали имя – кибераддикция. Этот термин относят не только к играм, но и ко всему интернету. Зависимость у ребенка от игры возникает в результате того, что он недополучает чего-то в жизни. В то же время его вовлечение в игру усиливается под натиском социальных связей – у ребенка появляются обязанности перед виртуальными товарищами. Педагог-психолог «Математической школы имени Х.И. Ибрагимова» г. Грозного Мадина Хажмурадова считает, что сегодня тема кибераддикации актуальна как никогда и должна быть поднята на обсуждение в высших инстанциях.
- На особом месте стоит вопрос влияния видеоигр на самосознание человека, - отмечает М. Хажмурадова. - Я считаю, что для неокрепшей детской психики виртуальные игры являются самым опасным разрушающим рычагом. Ко мне обращаются с проблемой, связанной с зависимостью от виртуальных игр. Однако эта проблема чаще завуалирована под другие причины: плохая успеваемость, нежелание ребёнка общаться со сверстниками, конфликты и т.д. Но при психодиагностике корень зла кроется часто в другом.
К причинам компьютерной зависимости у ребенка относят разные факторы: хаос в жизни, одиночество, внутрисемейные конфликты, неодинаковое отношение к детям или завышенные ожидания и требования по отношению к ребенку со стороны родителей. В итоге ребёнок уходит в виртуальный мир, где, как ему кажется, его понимают и поддерживают. Однако на самом деле ребенок может попасть на удочку манипуляторов или хуже того – экстремистов.
Видеоигры, как способ радикализации молодежи
Летом 2019 года представители Организации Объединенных Наций забили тревогу. В докладе ООН говорилось о росте числа преступлений на почве ксенофобии и антисемитизма во всём мире. Всему виной – видеоиргы, которые используют экстремисты для радикализации молодежи.
"Радикальные группы, в том числе неонацистские, по-прежнему активно действуют во Всемирной паутине. Они всё чаще используют игры, привлекая таким образом в свои ряды подростков – вплоть до 13-летних", – рассказала специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости Тендайи Ачиуме.
Клинический психолог Карина Базуева объясняет подобную «охоту» на подростков их неокрепшей психикой.
- Дети в возрасте от 13 до 15 лет, у которых система самоконтроля еще недостаточно развита, могут иметь повышенную восприимчивость и к другим формам зависимости, - говорит эксперт. – Такие дети могут быть расположены к импульсивному поведению во взрослой жизни.
Карина Базуева подчеркивает, что в некоторых случаях именно игры могут формировать систему ценностей и норм у ребенка.
- Родителям желательно, если же они все-таки позволяют детям играть, смотреть на тематику игры, - призывает клинический психолог. – Важно на начальных этапах понимать, нет ли там какого-то экстремистского посыла, чтобы потом не было более глобальных проблем. Ведь зачастую жестокие игры могут приводить к летальным исходам.
Дисциплина в помощь
К сожалению, официальная статистика показывает, что в стране растет число подростковых самоубийств или происшествий с их участием. История с группами смерти по типу «Синий кит» или «Разбуди меня в 4.20» достигла своего апогея. Новостные сводки пестрят заголовками «Подросток совершил самоубийство», «Школьник напал на мать за то, что она отняла у него телефон» и так далее.
- Люди, к сожалению, попавшие добровольно в плен, т.е. «игроманы» прежде всего должны осознать свою зависимость, а после осознания - работать над планом самодисциплины, продуктивно реализующей в реальном мире человеческий потенциал, - говорит Мадина Хажмурадова. - Помощь и поддержка близких также важна. Если дело обрело уже агрессивно-прогрессирующий характер, надо обращаться к специалистам.
Сегодня известно около сотни случаев гибели детей, которые прошли игру «Синий кит» или подобные онлайн-квесты до конца, поэтому родителям нужно внимательнее относиться к своим детям, интересоваться тем, чем они живут и с кем общаются. Чем выше уровень доверия между родителями и детьми, тем меньше вероятности, что ребенок станет участником подобных игр. Нельзя, как утверждают специалисты, пользоваться тем, что ребенок сидит в телефоне и не отвлекает вас от дел. Если вовлечь ребенка в какое-то полезное хобби или занять его свободное время кружками и секциями, то можно избежать не только трагедии, но и сохранить чистое сознание у молодого поколения.
Седа Магомадова
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев