Чт, 28 марта, 22:34 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Берса-Шейх и окончательное принятие Ислама нахчийскими обществами

Берса-Шейх и окончательное принятие Ислама нахчийскими обществами

18.02.2021 11:29

Берса-шейх (1561–1624 гг.), урожденный Дуча Тимирбулатов, сын Тимирболта и внук Темболта, родился в 1561 году в селении Гуни. После смерти отца Дучи, Тимирболта, овдовевшая Чилла, или Чич-Чилла (она же – Кур-Чилла), покинула Курчали и вернулась в дом отца, Оьврига. Дуча рос в доме Оьрзы – брата Оьврига (дяди своей матери) и главного защитника границ Гуноевского мохка.

© Абдуллах Берсаев

В 1569 году Дуча некоторое время провел в школе Юнус-шейха Ансалтинского. Тогда же по предложению шейха и согласия матери Дуча отправился на обучение в Кази-Кумух (по некоторым данным, ученые Дербента отказались обучать Дучу грамоте за немусульманское вероисповедание).

В 1576 году Дуча изгнал кровников своего отца за Терек и поселился вместе с матерью в Курчали в доме отца. В том же году предводитель одного из гуноевскихгаров, Гера, совершил рейд в лесную чащу, сжигая разбойничьи лагеря в лесу. В отместку гуноевцам разбойники разных краев совершили совместное нападение на Гуни, где впервые сразился Дуча, явившийся на подмогу братьям матери. В том же году Дуча собрал отряд, во главе которого защищал интересы ДегIасты, а также совершал нападения на иноверных соседей. Так, им был произведен рейд на селение Ансалты, где Дуча в поединке сразил сына Юнус-шейха Ансалтинского, Мухаммада, хотя и отпустил на волю (по просьбе умиравшего Мухаммада) сына последнего, сдержав данное слово (выполнив последнюю просьбу умирающего предводителя). Благодарный Юнус-шейх с этого времени обязал внука поддерживать дружбу с «чеченцем, [чье слово] крепко». Курчалинцы и гуноевцы определили Дучу в качестве депутата от своих общин в областном, Нохчмохкоевском, совете. Дуча был избран главой Нохчмохка.

В 1577 году на Нохчмохк был совершен вооруженный рейд во главе с казикумухским кадием Зайналабди, известном у чеченцев под именем ГIада-шейх (он же – «Абу-Муслим»). Казикумухцы, совершив нападение на окрестности Беноя, где паслись областные стада, угнали скот и были настигнуты Дучем на горе, получившей позднее его имя – Берсан-Лам. Здесь в честном поединке Дуча смертельно ранил ГIада-шейха. Последний, умирая, завещал Дуче принять Ислам, занять его место «имама чеченцев и тавлинцев» и распространить Веру среди горцев. Дуча, вернув стада чеченцам, вздремнув на Белгатинском хребте и очнувшись ото сна, в котором шейх передал ему меч и Коран, а также назвал его своим преемником, шейхом, принял Ислам и новое имя Берса-шейх.

С 1577 по 1584 годы Берса-шейх распространяет Ислам среди жителей Нохчмохка. Первыми принимают Ислам курчалинцы и цонтароевцы. Последними – гуноевцы. За данный период Берса-шейх отражает нападения противников Ислама и безуспешно пытается убедить Мехк-Кхел в Нашхе принять Ислам и объявить его государственной религией.

В 1578 году пал занятый ранее казикумухами Хунзах. В 1582 году был сожжен центр газиев – Кази-Кумух. В 1592 году пал последний из трех мусульманских центров, Ансалты, занятый нуцалом. Юнус-шейх Ансалтинский бежал в Цонтарой и обратился к областному «Совету старейшин» с просьбой уполномочить Берса-шейха изгнать «неверных» из Ансалтов и восстановить справедливость в Хунзахе.

В том же 1592 году Берса-шейх вытеснил Суракатов из Ансалтов, а затем прибыл в Хунзах. На подступах к городу его встретил посланник нуцала Канбулак-хана: хунзахский хан признал Берса-шейха, по завещанию ГIада-шейха, преемником последнего и духовным предводителем (имамом) чеченцев и тавлинцев. Берса-шейх был принят как гость, а в его честь было устроено празднество.

В 1598/99 г. новые власти Хунзаха вероломно убили друга Берса-шейха, Ансалтинского Юнус-шейха. Берса-шейх снарядил войско и отправился в Анди, куда бежали нарушившие договор «хунзахские князья». Андийский предводитель, Муцал, уступил Берса-шейху: состоялся поединок между шейхом и вероломным владетелем Хунзаха, убитым Берсом. Муцал стал сподвижником Берса.

Несколько позже, в самом начале XVII века, Берса-шейх узнал о том, что кузен ГIада-шейха, ГIовсат, захвачен чеберлоевскими «ламкерстами» и удерживается до выплаты выкупа, который, несмотря на указание Берса хунзахским владетелям, не был собран. Кроме того, несмотря на заключенные ранее соглашения, грузинские священники, как выяснилось, склоняли нохчмохкоевских чеченцев к грузинскому православию. Берс во главе войска явился в Макажой; «ламкерсты» отказались выдать ГIовсата: последний был убит макажойцами при попытке его освобождения. Берс уничтожил местные капища, разрушил христианский храм и изгнал грузинских священников, после чего состоялась принятие Ислама в Чеберлое.

В начале XVII века чеченский Мехк-Кхел, располагавшийся в Нашхе, сообщил Берсу о том, что орган власти в полном составе готов принять Ислам, убедившись в его благе (посредством проповеди и личного примера Берса), и просит прислать тех, кто обучит их Вере. Решение Мехк-Кхела вызвало негодование горных жителей бассейна Аргуна и Гехи; в первую очередь, тех, кто исповедовали «ЦIур-дин» и «тайниг-делийн-дин». Берс, пользуясь случаем, организовал поход на запад. В Нашхе во время боев погиб его близкий друг, Ода из Цонтароя. Берс с боями дошел до Моцароя, а также Малхисты, где им были разрушены «цIур-чоьнаш». После завершения похода народ подчинился Мехк-Кхелу, а Берса-шейх стал главой всей ДегIасты, Мехк-Да. Однако в результате деятельности шейха от чеченской метрополии отпали Тушетия, некоторые западные области, а также Шубут, находившиеся в тесных отношениях с кахетинскими царями.

Согласно имеющимся данным, Берса-шейх скончался в 1624 году и был похоронен в ауле Курчали. При нем начался масштабный процесс принятия Ислама ДегIасты (тех ее областей, где Ислам еще не укрепился), а также были проведены социально-политические реформы, в том числе реформа здравоохранения, судебная реформа и реформа института кровной мести. Эта, поистине, легендарная личность, которую можно назвать первой по своей значимости и судьбоносности в обозримой истории чеченского народа.

По материалам книги: Тесаев, З.А. Институт “Мехк-Дай” в истории Чечни (XVI – 1-я треть XIX в.) / З.А. Тесаев. – Грозный АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2019. – 688 с.: ил., карт. С. 157–241.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |