Ср, 27 ноября, 07:59 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Оценка мер, предпринятых руководством ЧР в период пандемии

Оценка мер, предпринятых руководством ЧР в период пандемии

09.03.2021 17:49

Доклад председателя Совета при Главе ЧР по развитию гражданского общества и правам человека Тимура Алиева «Оценка мер, предпринятых руководством и правоохранительными органами Чеченской Республики в период пандемии коронавируса COVID-19».

С принятием 10 февраля 2021 года Указа Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова «Об отмене ограничительных мероприятий» Чеченская Республика стала первым регионом в Российской Федерации, отменившим на своей территории ограничительные меры, направленные на сдерживание пандемии COVID-19.

Все это стало возможным благодаря ряду своевременных усилий, предпринятых руководством Чеченской Республики. Так, Чеченская Республика первой на Северном Кавказе начала вводить ограничительные меры, направленные на сдерживание пандемии COVID-19. Уже 18 марта 2020 г. правительство ЧР издало распоряжение №138-р «О введении режима повышенной готовности на территории Чеченской Республики и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Этим распоряжением, в частности, на территории республики до особого распоряжения вводился режим «Повышенная готовность» для органов управления и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Этим же распоряжением устанавливался запрет на проведение массовых мероприятий с участием более 50 человек. Одновременно Министерству здравоохранения ЧР поручалось обеспечить готовность медицинских учреждений к приему и оказанию медицинской помощи больным с респираторными симптомами, отбору биологического материала для исследования на коронавирусную инфекцию.

Важное значение имело последовавшее за этим создание в республике Оперативного штаба по недопущению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Чеченской Республики, состав которого был утвержден Указом Главы Чеченской Республики №65 от 27 марта 2020 г.

В тот же день принят еще один Указ № 66 «О неотложных мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Чеченской Республики», определявший порядок самоизоляции на дому сроком на 14 дней для лиц, прибывших на территорию Чеченской Республики при обнаружении у них признаков респираторной инфекции. Кроме того, временно приостанавливалось проведение на территории Чеченской Республики всех массовых мероприятий с очным присутствием граждан, а также работа кружков и секций. На срок до 25 апреля включительно приостанавливалась деятельность обучающих организаций, в том числе осуществляющих спортивную подготовку.

С 28 марта по 5 апреля прекращалась деятельность предприятий общественного питания (за исключением обслуживания на вынос), объектов розничной торговли, торгово-развлекательных и торговых центров (за исключением аптек, аптечных пунктов, продовольственных магазинов и товаров первой необходимости), кинотеатров, развлекательных центров, салонов красоты и иных объектов, оказывающих подобные услуги. На срок по 1 июня прекращался прием посетителей в пансионатах, домах отдыха, санаторно-курортных организаций, детских оздоровительных лагерях, а также прекращалась деятельность горнолыжных трасс, объектов массового отдыха на курортах всех видов и т.д.

Этим же Указом все работодатели на территории ЧР обязывались оказывать содействие по осуществлению антиковидных мероприятий, а населению рекомендовалось ограничить поездки по территории республики и за ее пределами. Гражданам в возрасте старше 65 лет, а также страдающими опасными хроническими заболеваниями, предписывалось соблюдать режим самоизоляции.

Таким образом, руководство республики сразу же решилось на введение широкого спектра ограничительных мер, направленных на эффективное сдерживание распространения коронавирусной инфекции. И это в то время, когда в соседних субъектах возможность введения аналогичных мер серьезно еще не рассматривалась. Более того, в СМИ соседних регионов меры, предпринятые руководством ЧР, зачастую оценивались как преждевременные и чрезмерные.

Тем не менее, только за апрель месяц руководство ЧР приняло пять указов, расширяющих и дополняющих список вводимых ограничительных мер. Так, Указом от 1 апреля организациям и органам власти предписывалось сократить количество сотрудников на рабочих местах до минимального количества, необходимого для обеспечения их функционирования. Гражданам запрещалось покидать места проживания, за исключением особых случаев, вводилось требование соблюдать социальную дистанцию в общественных местах и на транспорте. Для лиц старше 65 лет, а также страдающих хроническими заболеваниями, вводился режим полной самоизоляции.

Вместе с тем, вводимые ограничения не распространялись на сотрудников организаций и органов власти, чье нахождение на рабочем месте являлось критически важным для обеспечения их функционирования, а также на работников здравоохранения. Впервые вводились меры по дезинфекции зданий, объектов, прилегающих к ним территорий, а также транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров.

Однако 3 апреля произошло новое расширение списка мер, направленных на локализацию выявленных очагов заболевания. В частности, до 30 апреля вводился запрет на передвижение транспортных средств и пешеходов на территории ЧР с 20 час. вечера и до 8 час. утра, что означало фактическое введение комендантского часа. Кроме того, главы администраций муниципальных образований обязывались обеспечить проведение дезинфекции тротуаров, мест перехода граждан на улицах, других общественных пространств, а также подъездов многоквартирных дворов.

Среди принятых в апреле мер – обязательное согласование с Оперативным штабом списка генподрядных и других организаций, привлекаемых для ведения работ по реализации на территории ЧР национальных проектов. А в последний день апреля были продлены сроки действия введенных ранее ограничительных мер.

Таким образом, в начальный период пандемии действия руководства ЧР были направлены на то, чтобы сократить до минимума скорость распространения инфекции. Одновременно в республике велась подготовка к развертыванию в медицинских учреждениях дополнительных инфекционных отделений или палат, завозилось и устанавливалось дополнительное оборудование для интенсивной терапии, в том числе аппараты ИВЛ, создавались запасы необходимых медикаментов, проходили переобучение врачи и медсестры. Благодаря заблаговременно принятым мерам в ЧР, хотя и происходил постепенный рост числа заболевших коронавирусной инфекцией, он не носил взрывного характера, как это имело место в соседних регионах, а республиканская система здравоохранения накопила достаточный запас прочности, позволивший собственными силами справляться с эпидемией, не прибегая к экстренной помощи федерального центра.

Весьма показательно, что в тот момент, когда соседние республики наконец начали усиливать ограничительные меры – в ЧР началось их поэтапное снятие и выход из режима самоизоляции. Причем это делалось без ненужной спешки. Например, с 1 июня 2020 г. возобновилась розничная торговля непродовольственными товарами в отдельно стоящих зданиях, помещениях и сооружениях, за исключением расположенных в зданиях площадью не более 800 кв. м и ограничением предельного количества лиц, одновременно находящихся в торговом зале. А уже с 22 июня 2020 г. открывались торговые центры, гостиницы, образовательные учреждения, финтес-центры и др., в штатном режиме возобновлялась работа органов власти, но при этом торгующие организации обязывались соблюдать социальную дистанцию, использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания и рук, не допускать на объект торговли или оказания услуг граждан без средств индивидуальной защиты и т.д. В то же время продолжали действовать ограничительные меры в отношении значительного количества организаций. Так, деятельность дошкольных образовательных учреждений возобновилась только 1 сентября 2020 г.

Дольше всех сохранялось действие ограничительных мер в отношении т.н. «групп риска». Например, режим самоизоляции граждан в возрасте 65 лет и старше в конце декабря 2020 г. был продлен до 17 января 2021 г.

25 января 2021 г. принято решение о возобновлении деятельности кинотеатров, детских игровых комнат, детских развлекательных центров, концертных залов при условии заполняемости не более 50% от общего количества мест. При этом сохраняло силу требование соблюдения норм социального дистанцирования.

И, наконец, 10 февраля 2021 г. принят Указ «Об отмене ограничительных мероприятий и признании утратившими силу отдельных указов Главы Чеченской Республики». Это решение было принято с учетом того факта, что Чеченская Республика демонстрирует устойчивую динамику снижения численности заболевающих коронавирусом. По данным Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике на конец февраля 2021 года в сутки выявляются порядка 11-14 положительных случаев COVID-19. В то же время растет численность вакцинированных граждан ЧР, что позволяет говорить о полном контроле за ситуацией с распространением коронавируса.

Вместе с тем, власти ЧР не ослабили внимание за состоянием эпидемиологической обстановки. Так, объявив об отмене ограничительных мероприятий, власти одновременно рекомендовали меры предосторожности, в том числе использование средств индивидуальной защиты при нахождении в общественных местах гражданам в возрасте 60 лет и старше, имеющим тяжелые хронические заболевания, не переболевшим коронавирусной инфекцией, прошедшим вакцинацию (до формирования защитного иммунитета).

Продолжает действовать и Оперативный штаб, которому поручено осуществлять мониторинг санитарно-эпидемиологической обстановки в ЧР и в случае необходимости вносить предложения о введении дополнительных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции.

Оценивая деятельность руководства Чеченской Республики и действенность мер, принятых им в период пандемии коронавируса CoVid-2019, нельзя не отметить оперативность в принятии решений и их соразмерность с масштабом имевшихся угроз. При этом все принимаемые решения укладывались в рамки общей стратегии, направленной на максимальное сдерживание эпидемии в период роста заболеваний коронавирусом, что обеспечило стабильную деятельность медицинских учреждений, которые на всех этапах пандемии не допускали сбоя в своей деятельности.

Во многом это было обеспечено тем, что власти обеспечили безукоризненное соблюдение режима карантина и других ограничительных мероприятий, прибегая в случае необходимости даже к таким экстренным мерам как временное ограничение пересечения границ республики.

Важную роль сыграли и правоохранительные органы, обеспечившие соблюдение режима самоизоляции, социального дистанцирования, масочного режима, а также активно участвовавшие в выявлении контактов инфицированных лиц. В то же время деятельность правоохранительных органов Чеченской Республики в период пандемии носила корректный характер и происходила при полном соблюдение ими прав человека. Претензии со стороны некоторых правозащитников и СМИ в адрес чеченских правоохранителей – не имели под собой почвы.

Отдельно следует отменить деятельность республиканского Оперативного штаба, решения которого принимались с опережением, что позволяло твердо контролировать эпидемиологическую ситуацию в ЧР. Кроме того, Оперативный штаб осуществлял бщее руководство другими штабами на местах, что также сыграло немалую роль в повышении эффективности принимаемых противоэпидемиологических мер.

На высоте требований времени оказалась и система здравоохранения ЧР, обеспечившая высокое качество оказываемых лечебных услуг в специально оборудованных или временно приспособленных ковид-центрах. При этом заболевшие коронавирусной инфекцией были полностью обеспечены бесплатными необходимыми медикаментами и питанием.

Еще одной заслугой властей ЧР является проведение в жизнь активной социальной политики, направленной на поддержание, в первую очередь, социально незащищенных групп населения. На пике пандемии еженедельно происходило распределение помощи продовольственными наборами и предметами первой необходимости, которая своевременно доходила до самых отдаленных населенных пунктов. В этой связи отдельной строкой стоит отметить деятельность Регионального общественного Фонда имени Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова, которым за период борьбы с COVID-19 было роздано около 2,5 миллионов продуктовых наборов (из них часть в других регионах РФ и зарубежных странах) и буханок хлеба, оказано финансовой помощи на общую сумму свыше 1 миллиарда рублей на различные нужды почти 100 тысячам семей, приобретено 88 квартир для малоимущих, а также роздано более миллиона медицинских масок и закуплено 42 машины скорой медицинской помощи, 22 автомобиля класса В и 20 реанимобилей класса С.

Кроме того, власти республики строго контролировали выполнения федеральных программ помощи остро нуждающимся категориям граждан.

Успешность этой работы во многом была обеспечена участием в ней большого количества волонтеров – на пике эпидемии их общее количество по некоторым данным доходило до 3 тысяч человек.

Наконец, власти ЧР сумели организовать через СМИ кампанию по разъяснению необходимости принимаемых ограничительных мер с участием первых лиц республики. Что имело положительный отклик среди населения. В пропаганде ответственного поведения во время пандемии под лозунгом «Оставайся дома» активно участвовали и лидеры общественного мнения.

Таким образом, меры, предпринятые органами власти Чеченской Республики в период пандемии коронавируса, заслуживают самой высокой оценки, и именно ее эффективностью объясняется тот факт, что Чеченская Республика стала первым регионом в Российской Федерации, отменившим на своей территории ограничительные мероприятия.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |