Мир
Британские врачи вычисляют дату смерти пациентов с помощью ИИ
Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Город, который верил
Город, который верил
16.08.2011 14:52
Юность изменила мои маршруты в любимом городе. Первая дорога привела меня в Чечено-Ингушский государственный университет. Вступительные экзамены, первые дни учебы, особая атмосфера, царившая в коридорах и аудиториях, когда седовласые профессора читали лекции, а ты, не отвыкшая еще от опекунства школьных учителей, не успевала записывать их. После лекций мы выходили в уютный университетский скверик с учебниками английского языка и садились на лавочку под тень раскидистых деревьев, конечно, больше делая вид, что заняты чтением, нежели это было на самом деле.
Удивительное ощущение родства с моим городом не проходило никогда. Когда было радостно и когда было грустно – мой город всегда был со мной.
Этот день ворвался внезапно. Придя после работы, я прилегла отдохнуть и сквозь дремоту услышала страшный грохот. Выглянув в окно, увидела толпу, стоящую перед 16-этажкой и смотрящую наверх. На уровне 14 этажа стену здания пробила болванка, прилетевшая неизвестно откуда. Это было пока удивительно и немножко тревожно. Мой город не знал, что испытания намного страшнее, чем эта «царапина», ждут его впереди.
В первый раз, в 1995 году, на мой город, выражаясь криминальным языком, было совершено покушение с целью убийства. Но город выжил, он, превозмогая боль, старался подняться, но предательский удар в спину опять заставил его упасть. Второй раз по моему любимому городу уже били на поражение. Захлебываясь от крови и слез, мой родной город поднимался и снова падал, не выдерживая ударов из самых современных орудий по детству, юности и по всему, что было так дорого и свято для него. Днем город еле слышно стонал, а по ночам засыпал тяжелым беспокойным сном. Мне казалось, что и ему, как и мне, снятся цветные радостные сны о прошлой жизни. Но наступало утро и, посмотрев вокруг, мой город, подавив вздох отчаяния, видел только развалины, развалины, развалины… Черные слепые оконные проемы, пробоины в уцелевших стенах, некогда цветущие деревья, протягивающие теперь свои обрубленные ветви-руки в серое небо, расстрелянные безжалостной машиной войны дома – всем этим мой город смотрелГород верил, он горько плакал,
Окнами вслед смотря.
Город уже наносил заплаты,
На колеи вдоль себя.
Городу сердце не дадено было,
Он же - не человек.
Этому городу ты изменила,
Он же тебе - нет.
И накануне талого снега,
Он всё тебя умолял,
И в отпечаток неясного следа,
Нежно тебя целовал.
А ты печали не замечала,
Вдаль к другому спеша.
А из домов, площадей и бульваров
В небо рвалась душа.
Но все когда-нибудь заканчивается. Закончился и этот расстрел прямой наводкой моего города. Я смотрела на руины и плакала, и вместе со мной плакал мой город.
А потом приезжали эксперты, создавались консилиумы и одни вердикты - город не выйдет из «комы» в течение 10-20 лет - были безжалостнее других: городу не быть, он мертв!
Пессимисты на кладбищах видят кресты, а оптимисты – плюсы. Оставалось совсем немного тех, кто видел эти самые плюсы. Мой любимый город верил в то, что сам воспитал в людях: гуманность, сострадание, любовь к ближнему.
Наступил тот момент, когда пришел человек, болеющий за народ и свою республику, сказав твердо: «Город будет жить!»
Каждый новый дом, сквер, придавал силы моему родному городу, вливал в его израненную душу новые силы. Медленно, но уверенно он вставал на ноги…
Парк им. Кирова остался в памяти, жаль, конечно, прошлого не вернешь, но и плакать не стоит. Красивейший парк аттракционов находится сейчас на месте полузаброшенного некогда сквера возле средней школы № 48. Дети, мамы с колясками, бабушки на лавочках… Я ходила по аллеям и видела счастливые лица, мой город живет полной жизнью!
Разве можно было каких-то 8-9 лет назад представить, что наш город по строительству жилья будет на одном из первых мест среди других городов страны. Оказывается, и это возможно, возможно вопреки всем войнам, не сумевшим убить мой город.
Радует, что архитекторы и строители смогли сохранить сердце города. Его старые здания сейчас полностью восстановлены, и стали еще краше.
Наряд любого города – это деревья и цветы. В Грозном в любое время года радует глаз тысячи высаженных саженцев, кое-где остались и выжившие после войн старые деревья, навевающие ностальгию. Представить только, что в моем городе высажено более 4 тысяч цветов!!! Так и хочется воскликнуть: «Это город-сад!»
Ностальгия бывает грустно-безнадежная, а бывает светлая. Меня охватывает двоякое чувство, моя ностальгия по старому городу грустно-светлая. Только по законам природы одно время года сменяет другое, а в моем городе после стольких бед и страданий наступила вечная весна!
Мой Грозный стал новым, совсем другим, но не менее родным и близким сердцу. Ты выжил и живешь, мой родной город, становясь день ото дня все краше и ярче, и в нем уже никто не найдет следов войны!
Аза Чимаева
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев