Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Учиться всегда и везде модно
Учиться всегда и везде модно
10.10.2011 17:15
Каждый на заре своей юности неоднократно слышал эти надоевшие слова от родителей, учителей, преподавателей, старших товарищей… Тогда казалось, что все легко и просто и многое можно отложить на потом. Но кто из нас не сожалел хотя бы раз о том, что в свое время что-то упустил, не доучил или не закончил — школу, вуз или нужные курсы… И хотелось бы многое исправить и начать заново, да жизнь не остановишь и прошлого не вернешь.
Всему свое время — “разбрасывать камни и собирать камни”, но когда оно наступает, уже трудно нагнуться. В молодости все гораздо проще: легче понять и запомнить новое, учить иностранные языки, а главное — принимать любые перемены и переживать неудачи.
Проработав 27 лет в школе, имея определенный педагогический опыт, могу уверенно и со знанием дела заявить, что в Чечне учиться было всегда модно, а тем более сейчас.
Это вступление я сделала по поводу статьи служащего министерства образования и науки Чеченской Республики и одновременно преподавателя Чеченского государственного университета Алихана Динаева ( журнал "Огонёк", №40 (5199), 10.10.2011) «Почему в Чечне учиться немодно».
А теперь конкретное опровержение.
«Система образования в Чеченской Республике находится в глубоком кризисе. Подавляющее большинство экспертов ставят республику на последнее место в России по качеству и уровню образования. Причем для подобных оценок есть как объективные, так и субъективные основания (которые наверняка возникнут у каждого, кто увидит полупустые газетные ларьки и крошечный ассортимент книжных магазинов)».
Я не знаю, по каким магазинам ходит господин Динаев, но в Грозном есть сеть книжных магазинов «Мир книг», «Комус», «Топ-книга», «Букинист», в которых можно найти издание по любой тематике. Кроме того, в каждом книжном магазине принимается заказ на ту или иную книгу, который выполняется в течение 3-4 дней. Довольно часто посещая «Мир книг» и «Букинист», всегда с удовлетворением замечаю там молодежь, причем обоих полов (но об этом позже). Юноши и девушки интересуются не только учебниками, но и новинками беллетристики, научными изданиями, философскими книгами. Буквально на днях, находясь в «Топ-книге», слышу такой диалог:
Девушка: «у вас есть «Норвежский лес» Харуки Мураками?»
Продавец: «последняя была продана два дня назад, но если желаете, можно сделать заказ».
Директор Центральной городской библиотеки Сацита Исраилова рассказала, что молодежь, приходящая в библиотеку, интересуется, в основном, классиками русской и зарубежной литературы, такими как Б.Акунин, Н.Гоголь, Ф.Достоевский, С. Моэм, Х.Маккой, Кафка…
Далее.
«С момента введения ЕГЭ в 2008 году ЧР уверенно замыкает рейтинг субъектов России по всем предметам по средним баллам и по проценту успеваемости. К примеру, общая успеваемость по биологии в 2011 году составила 47 процентов, то есть каждый второй не набрал даже минимального проходного балла. В некоторых же районах успеваемость была ниже 40 процентов (сдали только 2 из 5 выпускников). На первый взгляд причины этого понятны. Разрушительная 10-летняя война, из-за которой тысячи детей не учились многие годы, безусловно, главная из них. Но, на мой взгляд, ключевой причиной является то, что знания в чеченском обществе сегодня не воспринимаются как ценность».
Здесь можно согласиться, что по ЕГЭ Чеченская Республика, мягко говоря, не входит в двадцатку лучших. Но как отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, «результаты ЕГЭ в Чечне абсолютно честны и прозрачны». А это уже о многом говорит.
- Я помню свой первый визит в Грозный, когда он выглядел совершенно по-другому. Сегодня здесь нормальная система образования с огромными возможностями и хорошими школами, - отметил министр, - сказал министр во время своего визита в Грозный в августе 2011 года.
И совершеннейший бред, что «знания в чеченском обществе сегодня не воспринимаются как ценность». При этом говорить только о чеченском обществе просто необъективно.
Воспитать или не воспитать в своем ребенке тягу к знаниям – разве это зависит от нации? Можно привести множество примеров нежелания детей из других регионов России учиться. Убеждена, что решение этой проблемы, в первую очередь, зависит от родителей, от семьи. И опять перейду к конкретике. Например, студенты вузов республики, которые были отобраны для дальнейшей учебы в Англии и Германии... В Волгоградском государственном университете студент-чеченец Тамерлан Ибаев стал обладателем образовательного гранта Госдепартамента США по Международной программе студенческого обмена «Global UGRAD 2011-2012». Тамерлан в Москве, сдав американским экспертам международный языковой экзамен TOEFL, получил 107 из 120 баллов. Необходимо отметить, что за этот грант боролись сотни студентов РФ, и только 20 из них, среди которых чеченец, получили право учебы в самых престижных образовательных учреждениях Америки.
Разве эти юноши и девушки не стремятся получить образование, чтобы потом своими знаниями приносить пользу республике? Уже вижу кривую ухмылку по поводу моих пафосных речей… Почему мы стали стесняться говорить «громкие» слова, если они от души, от сердца? Ругая комсомол, КПСС, на миг задумайтесь, что молодежь, воспитанная на лозунгах, идеалах, была намного чище духовно, нравственнее… Ну, это тема другого разговора…
Далее, господин А.Динаев рассуждает о роли женщины в чеченском обществе.
«…быть действительно образованной от чеченки не требуется. С раннего детства девочки видят вокруг себя, по сути, единственную ролевую модель женщины, а именно — роль домохозяйки».
Весьма странно слышать это средневековое утверждение от человека, судя по должности, с высшим образованием. Разговаривая с гостьей нашей республики Еленой Кургановой, человеком с высшим образованием, я спросила ее мнение о чеченках. Надо сказать, что она во время своего пребывания в Грозном наблюдала жизнь, не только гуляя по улицам Грозного, но и побывала в гостях у нескольких чеченских семей, причем не только городских. Здесь привожу дословно ее слова: «Конечно, больше всего меня порадовала роль женщины – она не забитая домохозяйка, которая не выходит из дому, а уверенная женщина, с собственным мнением…».
Да, по поводу спорта – здесь сложнее, но разве это главное? Можно сказать, что чеченские спортсмены-мужчины «компенсируют» этот пробел своими мировыми достижениями на самом высоком международном уровне. И, тем не менее, словосочетание «чеченская спортсменка» звучит далеко не как шутка. Тяжелоатлетка Аминат Масхадова, тренер по дзюдо Шумисат Хожбахметова _(тренерует команду девочек), Байзат Хамидова (легкая атлетика), Аваза Цукаева (лучница) – и с каждым годом спорт среди девушек в Чечне становится все более популярным.
По поводу ранних браков… Здесь я думаю вообще комментарии излишни, так как эта проблема не только Чеченской Республики, но и многих-многих других регионов России. «Пусть говорят» Андрея Малахова, «ЧП», «Говорим и показываем», «Прямой эфир» приводят достоверные факты как головы 13, 14-летние девочек из российской глубинки заняты совсем не учебой. Здесь-то и необходимо то самое духовно-нравственное воспитание, которому в Чеченской республике уделяется столь пристальное внимание.
Господин Динаев пишет: «Власти уделяют непропорционально большое внимание религиозному образованию в ущерб воспитанию светскому. На всех каналах и радиостанциях, в постоянных речах высших лиц республики мы регулярно слышим о необходимости быть истинным мусульманином, что, разумеется, заслуживает одобрения. Но гораздо реже можно встретить пропаганду обычного светского образования».
Пропагандируя ценности духовно-нравственного воспитания, власть, духовенство, общественные организации Чечни профилактически ведут борьбу против наркомании, алкоголизма, табакокурения среди молодежи, призывая молодежь быть истинными мусульманами. Так что же в этом плохого?
И неправда, что не ведется пропаганда светского образования. Дни открытых дверей в вузах республики, различные мероприятия, проводимые при поддержке ссузов, высших учебных заведений Чечни – разве это не пропаганда светского образования?
«В нашей республике связь между деньгами и знаниями не является очевидной. Быть родственником высокого начальника, выходцем из одного класса, группы, села или тейпа, в крайнем случае, быть его хорошим другом — вот что может способствовать вашему успеху. И при этом не имеет никакого значения, где и как вы учились».
Куначество, коррупция, взяточничество – этот спрут опутал всю Россию, и борьба с этим злом ведется повсеместно. Поэтому говорить в данном случае только о Чечне, а везде тишь да гладь – это необъективно.
«За последние годы ЧР прославилась рекордными темпами строительства во всех сферах. В городе, где все строится и возводится в кратчайшие сроки, мне удалось найти в центре Грозного чуть ли не единственное замороженное строительство. Не повезло центральной городской библиотеке...»
Судя по пессимистическому тону Вашей статьи, надо думать, что Вас чрезвычайно обрадовало «единственное замороженное здание в Грозном».
А это многозначительное многоточие говорит то ли о Вашей неосведомленности, то ли о Вашем нежелании видеть очевидное.
Аза Чимаева
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев