Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Кризис «подросткового» чтения
Кризис «подросткового» чтения
12.10.2011 10:55
ОЭСР изучила уровень интереса к чтению среди 15-летних подростков в 65 странах. Они учитывали чтение художественной и нехудожественной литературы вне школы, а также газет и журналов. Оказалось, что подростки в Албании, Китае, Казахстане и Таиланде читают значительно больше различной литературы, чем их российские сверстники. В странах, оставивших Россию позади, — более 90% регулярно читающих подростков. Близкие результаты выявились у Индонезии (88%) и Перу (86%). Россия (72%) по количеству читающих подростков уступает Франции, Австралии и Италии, но обгоняет Японию и США.
В век развития информационных технологий многие аспекты жизни ушли на второй план. Это и живое общение, которое сейчас заменяет skype, социальные сети, это и чтение книг, которое сейчас заменяет Интернет и компьютерные игры. Время поучительных Дон Кихотов и Раскольниковых давно ушло в прошлое. Сейчас молодёжь мало читает таких классиков как Пушкин, Шекспир и Лермонтов. Подростки всё больше стараются уйти в мир виртуальный, вместо того, чтобы приобщаться к полезному и поучительному продукту мировых классиков. Через несколько лет Россия может столкнуться с поколением, не знающим не только русских классиков, но и свою, самобытную, необыкновенную, национальную литературу. Уже сейчас социологи и педагоги с ужасом отмечают низкую читаемость школьников. Причем, это не зависит от возраста. И, конечно, чувствуется такая беда, что ослабевает интерес к чтению, и всё меньше знаний. Школьники относятся к урокам литературы как к тяжёлой повинности. Помимо прочего, сокращаются и часы литературы в школе. В связи с чем знаний становится всё меньше, потому что та самая "литературоцентричность", которая известна в нашей стране, к сожалению, утрачивается. Исправлять эту ситуацию нужно ещё со школы, разработав соответствующую программу.
Комитет Правительства Чеченской Республики по делам молодежи проводит ряд встреч учащихся школ города с чеченскими поэтами и писателями. Сегодня подобное стало возможным в СОШ №20 г. Грозный. Рассказывает главный специалист-эксперт Комитета Правительства Чеченской Республики по делам молодежи Альберт Индербиев:
«Руководство Республики уделяет огромное внимание молодежи, ее проблемам. Сегодня общемировая проблема связана с потерей интереса к чтению книг. В связи с чем, Комитет решил «запустить» проект, который бы привлек внимание учащихся к книге. И не просто к книге, а к нашей национальной литературе. Чеченские поэты и писатели рассказали о пользе чтения, а также прочитали свои произведения».
Необходимость чтения книг на встрече не раз подчеркивали известные чеченские поэты и писатели. «Книга является неким лекарством, панацеей от определенных болезней. Ведь хорошая книга развивает интеллект, обогащает нас новейшими знаниями, навыками. «Умная» книга может заменить беседу с мудрым человеком. Страницы книг хранят в себе множество тайн, требующих осмысления и разрешения», - отметил народный поэт ЧР, член Союза писателей ЧР и России Умар Яричев.
Чтение книг – это поистине удовольствие и полноценный отдых, хобби людей действительно счастливых, с богатым внутренним миром. В то же время книги приносят огромную пользу. Говорят, что хорошая книга – настоящий дар судьбы, распорядиться которым следует правильно.
Тем не менее, если возвращаться к статистике, то ее цифры неутешительны. Так, согласно средним показателям, в развитых странах 63% 15-летних жителей уделяют чтению не менее 30 минут в день. Мальчики читают на 40% реже, чем девочки. Для развития навыков чтения, по утверждению экспертов ОЭСР, важно, что подростки читают ежедневно, а не количество затрачиваемого на чтение времени.
По мнению главного редактора журнала «Орга» Эльбруса Минкаилова, нежелание подростков брать в руки книги связано с деградацией всей системы образования: «В нашей стране была разрушена система дошкольного воспитания. С подготовкой детей к чтению родители не справились. Да они и не могли сделать это профессионально. Кроме того, из закона об образовании изъяли такое понятие, как «школьная библиотека», хотя ЮНЕСКО считает, что фундаментом знаний должны стать именно школьные и публичные библиотеки. Школьная библиотека – это создатель инновационной образовательной среды, необходимой для творческого развития ребёнка. В России же уже многие годы не комплектовались фонды школьных библиотек. В результате падает общая грамотность».
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию необходимо вести постоянную работу со школьниками, проводить встречи, семинары и круглые столы, вновь и вновь поднимая имидж самой книги. Мировой опыт свидетельствует о том, что сложившуюся проблему можно решить. Для того, чтобы поддержать детское чтение, необходимо изменить отношение к чтению детей и взрослых. Помимо прочего важно внимательнейшим образом проводить мониторинг чтения подростков, оценивать происходящие в обществе процессы. «Раньше лучшая детская литература попадала в фонды детских библиотек и составляла основу чтения детей и подростков. Сегодня репертуар чтения крайне размыт, происходит его дробление. Это свидетельствует о постепенном угасании существовавшей два века в России традиции чтения лучшей мировой классической литературы», - поделилась Асет Халикова главный специалист-эксперт Комитета Правительства ЧР по делам молодежи.
Детское и подростковое читательское сообщество расслаивается. В крупных городах наблюдается кажущееся благополучие: рынок перенасыщен литературой, в том числе детской. Однако анализ книгоиздания показывает деформирование и ухудшение репертуара и качества издаваемой литературы для юных читателей. Сегодня издается множество книг, не имеющих отношения к реальной жизни и проблемам, которые ожидают юных граждан страны. Многие подростки читают литературные суррогаты.
В жизни страны за последние два десятилетия произошли существенные изменения, а в изучении литературы в школе – практически никаких… К сожалению, среди книг, рекомендованных к обязательному прочтению, нет ни одного произведения, героями которого являлись бы современные подростки.
В прошлом году социологи издательства «Российская государственная детская библиотека» провели исследования на тему того, что читают российские дети. На вопрос: «Какие книги хотел бы почитать?» — большинство опрошенных в возрасте от 10 до 15 лет ответили: «Книги о ровесниках». «На мой взгляд, необходимо изменить школьные программы, методику обучения чтению, а также преподавание литературы. Надо сделать всё для того, чтобы талантливые детские писатели имели в обществе высокий статус, а их книги стали доступными для юных читателей», - считает главный специалист-эксперт Комитета Правительства Чеченской Республики по делам молодежи Альберт Индербиев.
Учащиеся также активно принимали участие во встрече, задавая интересующие их вопросы о любимых персонажах, писателях, книгах. Беседа получилась содержательной и полезной. Такие встречи станут систематическими в работе Комитета. Ведь знание национальной литературы позволяет не забывать обычаи и традиции народа, что крайне важно в нынешнее время.
Алевтина Бонадыкова
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев