Пн, 04 ноября, 21:03 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Пока в душе человеческой есть жажда красоты и изящества, Пушкин необходим

Пока в душе человеческой есть жажда красоты и изящества, Пушкин необходим

13.06.2012 18:03

Александр Сергеевич Пушкин… Осознанное детство любого человека начинается со сказок братьев Гримм, Шарля Перро, Ганса-Христиана Андерсена и, конечно же, Александра Сергеевича Пушкина.

Малышам читают на ночь «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о золотом петушке».

И, казалось бы, что родители с младых лет закладывают в нас любовь к отечественной поэзии и вообще классической русской литературе. Ну, не тут-то было. Пора детства не вечна, и вот уже маленький человек идёт в школу. И теперь не родители читают ему книги, а он сам пускается в плаванье по их волшебным страницам, самостоятельно изучает, пробует разобраться, что к чему.

Приходят «школьные годы чудесные»… Первое знакомство с Пушкиным в начальной школе и в пятом классе мы начинаем со сказок – это открытие красоты и безграничности мира и власти поэзии. Строфы о русском народе, о прелести каждого из времён года, вступление к поэме “Руслан и Людмила” (“У лукоморья дуб зелёный...”) на всю оставшуюся жизнь останутся в памяти, сказки, в которых злые силы отступают перед могуществом добра, в которых мир дан как гармоническое равновесие, в конце концов устраняющее нарушение справедливости, - вот тот пласт пушкинского творчества, который близок дошкольникам и младшим школьникам и оказывается родственным детской влюбленности в жизнь и несокрушимой вере в добро.

Но уже в 7-8 классах этот интерес угасает как та свеча в песне Пугачевой.

Совершенно очевидно, всякими «психологами-психотерапевтами» совершенно точно установлено, что подростковый возраст категорически не приемлет, так называемую, «обязаловку». И неважно, в чем она выражается: в одевании зимой шапки, сменной обуви в школу или чтении обязательной к прочтению литературы к уроку литературы (извините за тавтологию).

Вспомните свои школьные годы и, положа руку на сердце, честно признайтесь, что и «мой дядя самых честных правил» и «я к вам пишу, чего же боле…» - все это училось на обыкновенном «автомате», дабы получить оценку, высота которой прямо пропорциональна настроению родителей и самого отпрыска. Никакого осмысления, настоящего понимания произведения не было!

Не в обиду будет сказано учителям литературы, но сами уроки по этому замечательному предмету напрочь отбивают охоту вообще читать и вникать во что-то великое и классическое. Посудите сами… Если учитель не ведет дополнительно какой-нибудь кружок литературный, то на самом уроке ученик должен следовать строго установленным правилам. Если сказано, что «Онегин – лишний человек», то вот и пиши, не отвлекаясь на всякие там размышления и несогласия по этому поводу. Школьная программа требует!!!

Вот эта «обязаловка» и убивала охоту читать классиков русской литературы, убивала желание понять, прочувствовать всю красоту поэзии и прозы великих мастеров слова.

Общение с Пушкиным протекает на разном уровне глубины и напряжённости, в зависимости от возраста и культуры читателя. Что берут от Пушкина школьники разных возрастов? Какое влияние оказывает чтение и школьное изучение Пушкина на формировании эстетических представлений учеников? Как протекает знакомство с Пушкиным в школьных программах? Да никак не протекает, потому что, к великому сожалению, подросток, если он вообще увлечен чтением, а не компьютером или улицей, отдаст предпочтение «Гарри Поттеру» или « Властелину колец».

Время идёт, текут года учёбы. Вчерашний ребёнок взрослеет, и многое начинает меняться в его жизни: одни интересы и увлечения сменяются другими, на смену вчерашним книжкам приходят новые, суждения и мнения тоже новы – идёт переоценка ценностей. И другое уже волнует душу и другое радует. Так происходит во всём, и даже ещё вчера любимые сказки не так интересны, как казалось совсем недавно. Но всё же они остаются ярким и живым впечатлением детской поры, того беззаботного и чрезвычайно радостного времени, что вернётся разве что только в воспоминаниях.

Однажды, уже познав все азы среднего и высшего образования, вы приходите с работы домой, перед сном, уютно устроившись в кресле, берете в руки томик Пушкина…

И зимний вечер за окном перестает быть будничным и скучным, а становится загадочным, тихим, прекрасным… можно привести десятки эпитетов… Ведь вы читаете в это время стихи Александра Сергеевича Пушкина! Читаете осознанно, вдумываясь в каждое слово великого поэта, которое играет совсем другими красками, нежели в школьные годы. Иногда вы отрываетесь от чтения и, смотря на снежную и холодную погоду другими глазами, видите в ней то прекрасное, что прячут от нас серые будни и грязные улицы.

И пока в душе человеческой есть жажда красоты и изящества, Пушкин необходим.

Понимаю, многие возразят, скажут, что время другое, поколение другое, и вообще – все другое. Не соглашусь, потому что общечеловеческие ценности – вечны на все времена. Пушкин – это достояние России, вечный современник, он идёт с нами от нашего детства и до нашей старости. В любом случае, это должно быть так, если мы не хотим окончательно деградироваться и превратиться в высокорафинированных обезьян.

Аза Чимаева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |