Пт, 29 ноября, 07:49 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Вирдовая структура, как стержень семейных ценностей чеченского народа

Вирдовая структура, как стержень семейных ценностей чеченского народа

27.08.2013 17:47

К началу прошлого века ислам в Дагестане и Чечне утвердился в своей мистико-аскетической форме, известной в арабском мире как тасаввуф, а у европейцев как суфизм.

Корневое слово, лежащее в основе обеих терминов ведут от арабского «суф», т.е. шерсть (члены аскетических монашеских братств носят грубую шерстяную одежду), и от арабского корня соф, означающего «чистоту», «непорочность».

Суфизм - это способ духовного созерцания и конечного слияния с Всевышним, основанный на психосоматической практике, которой ученик обучается у учителя. В ходе обучения ученик (мюрид) постигает с помощью учителя (Устаза, шейха) навыки отказа от эгоистического, земного «я», от его ограниченности, чтобы найти истинное существование, раствориться в истине. Для каждого адепта - суфия, продвигающегося по пути (тарика) приближения к Всевышнему, важны наставления его учителя, который в свою очередь имел своего учителя. Такая генеалогическая линия доходит до самых первых основателей суфийских братств. Такие братства утвердились в исламском мире в ХI-ХIV веках, когда суфийское движение приняло характер народных. Новые братства основывались вплоть до ХХ века.

В Чеченской Республике распространены только тарикаты накшбандийа и кадирийа, делящиеся на религиозные группы - вирдовые братства, общее их число достигает тридцати. Последователи суфизма в Чеченской Республике - мусульмане сунниты, опирающиеся на базовые положения ислама, но при этом, следуют суфийским традициям, почитая своих Устазов, известных им шейхов, Авлийа. Большое место в религиозной деятельности традиционалистов отводится устным молитвам, выполняемым обрядам, паломничеству к святым местам, исполнению религиозных ритуалов - зикров, строительстве зияратов над могилами умерших Устазов.

Тарикат Накшбандийа представлен в этом регионе своей ветвью Накшбандийа-Халидийа, которая связана с деятельностью курдского шейха Маулана Халида аль-Багдади (умер в 1821 г.), являющегося ее основателем. Отличительная черта этой ветви - ориентация верующих на активное участие в социально-политических процессах, протекавших в регионах проживания мусульман. Именно на базе Накшбандийа-Халидийа возникло движение мюридизма во главе с имамом Шамилем, в которое помимо мюридов тариката Накшбандийа входили и простые крестьяне.

Учение накшбандийа предполагает путь к Всевышнему с помощью богоугодных деяний и молитв. Накшбандийцы не выставляют своих религиозных чувств напоказ, важную роль играет мысленное поминание имени Всевышнего («тихий зикр»). Моления они проводят в закрытых помещениях и делают это, держа четки под одеждой. Очевидно, от этого они получили название «закрытое общество» (къайлахьа вирд). Среди атрибутов принадлежности к братству выделяется ношение белой шапочки из четырех клиньев с вышитыми стихами из Корана.

Кунта-Хаджи ввел в Чечне принципы кадирийского учения, где большое значение имеет клятва верности мюрида своему наставнику и сплоченность локального братства. Этот тарикат представлен, прежде всего, последователями суфия Кунта-Хаджи Кишиева, получившими еще в царское время название «зикристы». Кунта-Хаджи жил и проповедовал в то же время, что и вел освободительную борьбу имам Шамиль (50-60 годы XIX века), однако он занимал диаметрально противоположную позицию. В своих религиозных проповедях, обращенных к народу, он призывал к миру, смирению, осуждал кровопролитие, призывал горцев прекратить сопротивление царской власти во имя сохранения народа.

Кадирийский таракат оказался близок чеченскому мышлению, специфике вайнахских традиций единобожия, идее заступничества, которая в реальной жизни выражалась в чувстве долга. Чеченцы по-разному отправляют положенные им обряды. Это проистекает от того, что они принадлежат к разным вирдам (братствам). Внешняя обрядовая жизнь братств накшбандийцев и кадирийа различается. В коллективном молении-зикре у висхаджинцев и чинмирзойцев (эти братства распространены в Чечне) участвуют женщины, в остальных не участвуют. В кадирийских вирдах три дня идут поминки. У накшбандийцев нет поминальной трапезы. На молитве последних в помещении не включают свет, молящиеся не открывают глаз, четки держат под одеждой. У кадирийцев принят громкий зикр-моление - это форма искреннего моления Всевышнему.

У общины есть организатор-староста (туркх). Вся община крепко спаяна взаимопомощью и считается братством. Члены братства должны иметь неразрывную связь с Устазом, подавлять в себе всякую зависть к людям, относиться к ним уважительно вплоть до того, что в любом из них видеть своего Устаза. У мюридов есть система наказаний, но она направлена на усиление нравственной ответственности совершившего проступок: от него потребуют совершить какое-либо общественное благодеяние, тысячу раз произнести «ля-илаха-ил-аллах».

Круг людей в зикре-молении с прославлением Всевышнего попеременно движется то в одну, то в другую сторону. Время от времени участники зикра останавливаются и бьют в ладоши или притопывают ногой. Это очень ритмичное и активное действие. Внутри круга никто не должен находиться. Руководитель обряда (обычно туркх) организовывает движение, находясь вне круга.

Но описанная форма зикра применяется не во всех вирдах. У висхаджинцев используется -скрипка, у чинмирзойцев ритуальный барабан – жирг1а. Последний является священным предметом, способным возносить души молящихся людей к Всевышнему. Проводятся моления зикры регулярно по пятницам и при похоронах в течение трех дней. У чинмирзоевцев и висхаджинцев женщины и дети принимают активное участие в круговом молении (в зикре).

Традиционному исламу, принятому чеченцами, хорошо известно почитание святых подвижников веры, по-вайнахски - Авлийа. Концепция Авлийа, развитая на ранних этапах суфизма, основана на идее знания и благодати (барака), переходящих от учителя (шейха) к ученику-мюриду. В вайнахской традиции развилось глубоко интимное отношение к людям-Авлийааш, сакральные качества которых обнаруживались, как правило, после их смерти. Могилы этих людей стали священными для всей территории Чечни и Ингушетии. Характерна при этом позиция самого Кунта-Хаджи, который, по преданию, сам отрицал отнесение его к числу Авлийааш. Помимо этого он предупреждал, что тот, кто допустит это в отношении себя самого, отойдет тем самым далеко от истинной веры.

Во все времена роль Устазов в чеченском обществе несла в себе не только роль духовного наставника, но и яркие черты традиционного вайнахского института къонахства - рыцарства. Институт рыцарства существовал на Кавказе с незапамятных времен. Свидетельством тому является вайнахский фольклор, воспевающий в героических песнях и сказаниях роль къонаха - рыцаря. Жизнь къонаха - это жизнь яркой личности, направленная на благо общества.

Существовали три восходящие ранговые ступени этого института. Считается, что на первой человек брал на себя ответственность защищать детей и женщин, на второй - жителей своего рода - общества, на третьей - всего народа. Третья ступень была присуща всем Устазам, ярким примером сказанному является жизнь и деятельность перечисленных Устазов в истории чеченского народа. Творить добро ради Аллаха и во имя Аллаха, цель, которой учили Устазы своих последователей.

Вайнахской мусульманской традиции известен также институт шейхов (по-арабски шейх аль-ислам - «старейшина ислама»). Шейх - это скорее титул, приложимый к высокоавторитетному учителю. В народной традиции чеченцев и ингушей с наименованием человека шейхом связано представление об обладании им особых тайных знаний, дара предвидения.

Кунта-Хаджи выступает как бы олицетворением всего вайнахского народа, поскольку учение его глубоко национально. Оно возникло среди пепла сожженных по приказу царских генералов селений и полей, в неимоверных человеческих страданиях. В Кавказской войне прошлого века Чечня, по оценкам некоторых специалистов, потеряла чуть ли не девять десятых своего населения. В такой ситуации, чтобы переломить отчаяние, вернуть людей к жизни и тем самым сохранить этнос, нужен человек, который обладал бы нравственным авторитетом. Обращение Кунта-Хаджи к народу с советом спрятать религию в сердце в связи с приходом неверных было созвучно не только настроениям, вызванным конкретной ситуацией.

Плеяда праведников и национальных героев Чечни Шейх Мансур, Бейбулат Таймиев и Кунта-Хаджи Кишиев и другие были сыновьями своего народа, людьми своего времени, которые умели прозревать будущее. Оружием Авлийа, Устазов и шейхов были вера, человеческое слово и мудрость. Не будет преувеличением сказать, что чеченский народ обязан им своим физическим выживанием. И не только в годы кровавых войн. Их учение и сейчас, в наши дни, не позволяет чеченцу предаться отчаянию, уйти в скорлупку эгоистических интересов, нести неискоренимую веру во Всевышнего и в справедливость своего дела.

Земля, женщина и ребенок - это три опорные точки вайнахской этики жизни, которая определила всю специфику восприятия фольклорных сюжетов и искренность мусульманского вероисповедания. Семейные связи Кунта-Хаджи выдвигал на одно из первых мест. Причем от родителей он требовал ответственности за детей. Долг последних - почтительное отношение к родителям. Не почитающие родителей будут прокляты Всевышним - учил Кунта-Хаджи. Он заповедовал никому не пересекать дорогу идущей беременной женщине.

Во время депортации некоторые чеченки не хотели выходить замуж, чтобы в неволе рожать детей. В чеченском понимании еще острее чувствуется временность пребывания человека на земле, подчеркивается мысль, что люди только гости здесь, а потому надо быть порядочными людьми, жить мирно и дружно.

Как известно, нормы адата (неписаные законы) складывались во времена родоплеменных отношений и регулировали жизнь общины, брачно-семейные отношения. Семейный аспект этот по-разному проявляется в религиозной жизни чеченцев. Человек, как правило, остается в общине отца или матери в знак уважения или памяти. Но может войти в тот или иной вирд по своему собственному побуждению. Известно много случаев, когда чеченцы, оставаясь в своей общине, входят в другое суфийское братство.

Неистребимое чувство свободы - фундамент чеченского менталитета, заложенного верой во Всевышнего. Мораль, основанная на традициях семьи, рода хоть и не универсальна, но очень даже действенна. Если приверженцам западного образа жизни свойственна большая свобода к индивидуальной самореализации, то чеченец в его собственном восприятии - не просто индивидуум, но и часть своей семьи, рода, со своими правами, обязанностями. Мальчика в патриархальных чеченских семьях воспитывают как продолжателя рода, а девочку как хранительницу домашнего очага.

Национальные традиции почитания рода, растворенные в исламской морали, создали далеко некорпоративный кодекс поведения добропорядочной женщины и добропорядочного мужчины. Он сформировал модель уклада жизни, который способен спасти общество от хаоса, регресса и деградации. Отец обязан вырастить своих детей, дать им путевку в жизнь, защищать честь семьи. Женщина же должна быть «надежным тылом», она должна посвятить себя домашнему хозяйству и воспитанию детей, ей не к чему интегрироваться в непредсказуемое, дикое, свободное общество рыночных отношений.

В жизни чеченцев важную роль играют так называемые «родовые структуры», известные под терминами тукхум и тейп, поскольку именно специфика этих родоплеменных образований во многом предопределила популярность суфийских тарикатов, имеющих в чем-то схожую структуру. В Чечне в ХVI-XVII веках насчитывалось 9 тукхумов (Аьккхий, Мяьлхий, Нохчмахкхой, ТIерлой, ЧIаьнтий, ЧIебарлой, Шарой, Шотой и Орстхой).

Первоначальной и важнейшей функцией тейпа была защита земли. Ради этой цели в тейп могли принимать даже нечеченца, которые иногда даже могли считаться предками некоторых тейпов. Поэтому среди чеченских тейпов есть те, о которых говорят, что они дагестанского, грузинского, русского и даже еврейского (горноеврейского или татского) происхождения.

Тейп делится на гары (ветви), а гары на некъе. Сегодня в Чеченской Республике насчитывается, по разным данным, от 160 до 200 тейпов. Есть очень многочисленные тейпы - например, Беной, - насчитывающие свыше 100 тыс. человек. В кризисных ситуациях тейп мог взять на себя обязанность защищать личность и гражданское достоинство человека. Именно этот семейный принцип организации, лежащий в основе тейпов, привел к активному распространению среди чеченцев суфизма, поскольку в жизни представителей вирдов, подчиняющихся воле Устаза, также культивируется семейный принцип организации.

Наличие института «тейпов» и духовных наставников Устазов, определили подлинное лицо чеченца. Чеченцы не имели сословно-иерархического общественного обустройства, на всей территории их расселения всегда существовал порядок, названный учеными царской России «демократическим управлением». Ислам привнес на Кавказ понятие высокой гражданственности - все люди равны перед Всевышним, а Он судит их по реальным делам. Этот постулат ислама, перенесенный на чеченскую землю, дал толчок новому чудесному явлению - понятию «достойного человека». Достоинство человека, по понятиям чеченцев, не связано ни с его богатством, ни с его происхождением, ни с занимаемым постом.

Чеченский свадебный обряд имеет свои особенности. Односельчане, родственники и друзья отправляются за невестой и привозят ее в дом жениха. Гости приходят на свадьбу с подарками. Важное значение для невесты имеет табуация имен родственников мужа - «цIекxабар». По чеченскому обычаю, жених не должен показываться на собственной свадьбе.

Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства (хьошалла): «В дом, куда не приходит гость, не приходит и изобилие», «Гость в доме – радость»… Ему чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.

Основные нормы поведения чеченского мужчины отражает понятие «нохчалла». Но для отдельных бытовых ситуаций также существуют сложившиеся веками традиции и обычаи. Нельзя понять характер народа, не зная его ценностной шкалы, которая включает в себя «адамалла» (человечность), «къинхетам» (милосердие), «ларам» (уважение), «цIано» (духовная чистота), «нийсо» (равенство), «бакъо» (истина, правдивость), «яхь», «иэхь» (стыд, совестливость), «сий» (честь, слава, почет), «гIиллакх» (этикет), «оьздангалла» (внутренняя культура), «собар» (терпение). «Чеченцем быть легко, оставаться трудно» - говорят сами чеченцы. Игнорирование хотя бы одной из вышеизложенных ценностей, к примеру, того же «яхь», лишает чеченца высокого звания къонах.

Чеченцам претит предательство, они не стреляют в спину. Рассказывают, что идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев Шамиля несколько раз окликнул его верный сподвижник. Но Шамиль не обернулся. Когда потом его спросили, почему не обернулся, он пояснил: «Чеченцы не стреляют в спину».

Сдержанность - основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. По обычаю, мужчина не будет даже улыбаться жене при посторонних, не возьмет при посторонних ребенка на руки. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно если в ругательстве фигурирует женщина.

В понятие мужской красоты чеченцев входят высокий рост, широкие плечи и грудь, тонкая талия, худощавость, быстрая походка. «По походке узнаешь, каков он», - говорят в народе. Особенную, знаковую нагрузку несут усы: «Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов!». Для тех, кто носит усы, к этой строгой формуле прилагаются три запрета: не плакать от горя, не смеяться от радости, не убегать ни при какой угрозе. Вот так усы регламентируют поведение чеченского мужчины!

При встрече каждый чеченец первым делом спросит: «Как дома? Все ли живы, здоровы?». При расставании считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли моя помощь?». Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники.

Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа - его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо - и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане.

Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего, идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами.

Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Дети не могут ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей. Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.

Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: к примеру, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай. Там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту.

Нацио¬нальный герой чеченцев Бейбулат Таймиев известен своей беззаветной верностью высоким идеалам своего народа. Именно ему чеченцы приписывают слова о роли женщины в формировании настоящего мужчины. На воп¬рос, какими такими достоинствами Бейбулат заслужил в своей стране большое уважение, он ответил, что никаких особых достоинств не имеет. Просто его уважает жена, поэтому уважают соседи. Ува¬жают соседи - уважает все село. Уважение от села переняла страна. В этой легенде этический статус мужчины кругами расходит¬ся от центра, который занимает женщина.

Отношение к женщине, имеет несколько ветвей: отношение к матери, отношение к жене, отношение к сестре, отношение к дочери. У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус. Мужчина только хозяин дома, а она издревле является хозяйкой огня, а самое страшное чеченское проклятие – «чтобы погасло в твоем очаге пламя». Только женщина может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить вражду, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору, женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся - это действовало как запрет на междоусобицу.

По традиции, мужчина, оберегая женщину, всегда идет впереди нее. Женщин чеченцы приветствуют только стоя. Если мимо проходит пожилая женщина, долг любого человека встать и поздороваться первым. Позором считается неуважение к матери и ее родственникам. Для зятя почитание родственников жены считается добродетелью, за которую Бог без суда может отправить в рай.

Чеченские семьи многодетны. В одном дворе или в одном селе часто живут со своими семьями несколько братьев. Правила родственных взаимоотношений складывались на протяжении веков. В семье любые конфликты ситуации разрешают старший во дворе мужчина или женщина. Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае, она может обратиться к родственнику мужа. Как правило, на детские обиды и ссоры принято не обращать внимание.

Чеченские дети знают, что дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он может отказать своему ребенку, но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей. Особая корректность требуется по отношению к невестке. Свекор обязан быть деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды.

У чеченцев принято относить заслуги и недостатки человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников «почернеть лицом», «опустить голову». О достойном поведении человека говорят обычно: «Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать».

Чеченцы прививают своим детям качество «яхь», которое имеет значение здорового соперничества - в смысле «быть лучше всех».

Как видим, чеченцам близки и понятны постулаты ислама, которые в принципе не входят в противоречие с их адатами (неписаными законами) и менталитетом. Обычаи и традиции чеченцев почти полностью сходны с канонами этой религии. Поэтому они добровольно, без всякого принуждения, приняли ислам.

Бай-Али Тевсиев - директор департамента

по связям с религиозными и общественными

организациями Администрации Главы и

Правительства Чеченской Республики, теолог

Абдулла Истамулов – заместитель

директора департамента, политолог

Алимхан Хажбатиров - заместитель

директора департамента, аналитик

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |