Мир
Западные СМИ обеспокоены российскими учениями стратегических сил ядерного сдерживания
Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Бережное отношение к природе – отличительная черта чеченской культуры
Бережное отношение к природе – отличительная черта чеченской культуры
14.10.2013 18:21
Почти 2 миллиарда гектаров почвы на планете деградированы, экономический ущерб - более 2 миллиардов долларов ежегодно. Потери из-за плохого качества воды составляют около 6 миллиардов долларов. Огромный урон наносит человечеству загрязнение воздуха в результате вредных выбросов в атмосферу и стремительного сокращения лесных массивов. Глобальное потепление приводит к таянию ледников, затопляя речные долины, вытесняя людей с веками обжитых территорий. Почему это происходит? Каково состояние природы в нашей республике?
Хорошо оснащенный различной техникой человек воздействует на природу, загрязняя ее вредными для животных и человека химическими веществами, опасной микрофлорой. Наблюдаются и изменения климата на планете, ослабление озонового слоя атмосферы, образование "озоновых дыр". Человечество вообще очень трудно усваивает уроки прошлого и признает свои ошибки. Как говорится, "что имеем не храним, а потерявши – плачем".
Наша республика богата обворожительными живыми пейзажами: величественные горные хребты и альпийские луга вызывают искреннее восхищение и являются источником вдохновения для писателей, поэтов, художников и т.д. О живописных местах Чеченской Республики, о ее природе, которая становилась "душе усладой и сердцу дарила покой", писали Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и многие чеченские писатели.
Бережное отношение к природе – отличительная черта чеченской культуры. Само слово «культура», вошедшее во многие европейские языки из латыни, первоначально относилось к возделанному, обработанному полю в отличие от дикого, необработанного. В истории европейской цивилизации последних столетий культура стала резко противопоставляться натуре (природе), чего нет во многих других цивилизациях, скажем, в китайской и японской. Близостью сферы культуры к природе отличается также древняя вайнахская цивилизация, черты которой зримо просматриваются у современных чеченцев.
В чеченской мифологии существует притча о том, что человеческая кровь, обладающая жизненной силой, исходит из одного небесного источника. Все люди равны между собой, ибо имеют одно происхождение. А различия между ними, такие как этническая и религиозная принадлежность, социальное положение и другие, обусловлены обстоятельствами бытия. Однако все эти различия вторичны, а первична – человеческая сущность, которая определяет единые физические потребности, рождение и смерть, любовь и скорбь.
Взаимоотношения с природой у чеченцев также строились на этих основополагающих принципах человеческого общежития. Чеченское мировосприятие исходило из целостности живой и неживой природы, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены, а потому имеют равную степень значимости для гармоничного функционирования вселенной. Флора и фауна, микро- и макрокосмос, живое и неживое, рациональное и иррациональное являются частью единой системы мироздания. В природной среде, как и в социуме, нет и не может быть ничего, с чем можно было бы не считаться.
Чеченские народные сказания, мифы, легенды, приметы и притчи воспитывали у подрастающего поколения уважительное и бережное отношение к растительности и к животному миру. Чеченцы задолго до многих других народов перешли к технологии медосбора, не уничтожающего пчел. Даже процесс доения коров, обязательно сопровождался поддерживанием вымени одной рукой. Причинить физические страдания домашним животным считалось тяжким и недостойным человека грехом. Целесообразность просматривалась во всем окружающем мире. Считалось, что всё существующее вокруг необходимо и полезно, и если в настоящий момент что-то показалось ничтожным и бессмысленным, то в будущем в нем может появиться глобальная потребность.
Глубоко романтическим проявлением любви у чеченцев считается отрывание лепестков раскрывшегося цветка и бросание их под ноги тому, на кого направлены чувства. Лепестки в этой ситуации символизируют частицы сердца. Поэтому, если кто-то налево и направо изливает свои чувства, то он заслуживает недоверия, ибо у такого вместо живого цветка в сердце остается лишь голый стебелек.
Важно также отметить, что и наша религия имеет очень много правил, притч и поучений в защиту живой природы. Коран учит нас, что причинение вреда окружающей среде свидетельство неблагодарности Всевышнему Творцу. Об этом лаконично и в то же время емко и всеобъемлюще, в неповторимом стиле Корана, сказано в следующем аяте: «Мы дали вам пристанище на земле, о люди, и предоставили вам средства к жизни. Но как мало вы благодарны!» (7:10) .
Причем охрана природы должна осуществляться абсолютно альтруистически, а не только для того, чтобы люди могли максимально пользоваться ее ресурсами. Ибо пророк Мухаммед сказал: "Если придет Судный день и у тебя на ладони будет росток пальмы, ты должен посадить его. Даже если будет потеряна всякая надежда, посадка должна продолжаться, так как посадка пальмы – это хорошее дело само по себе" . Посадка пальмового ростка продолжает процесс развития и способствует продолжению жизни, даже если не предвидится никакой от нее выгоды. Посланник Аллаха заявлял, что посадка деревьев может служить заменой милостыне.
Даже во время войны мусульманам запрещено наносить урон природной среде, будь то загрязнение водоемов или уничтожение насаждений. В хадисе пророка говорится, что, напутствуя воинов, которым предстояло принять участие в битве, он сказал: "Не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в кельях, не вырубайте пальм и других деревьев и не разрушайте никаких строений" .
Экология защищает творения Аллаха от ущерба и порчи; создает необходимые условия для реализации таких исламских ценностей, как жизнь, семья и собственность; заботится о здоровье человека посредством защиты окружающей природной среды, сохранения качества природных ресурсов (например, воды, воздуха, почвы, потребляемых в пищу животных и растений) и их сбалансированного использования (добычи и переработки), а также через, так называемую, экологическую безопасность предприятий, согласно международным стандартам.
Заниматься охраной окружающей природной среды в любом ее проявлении – один из важных способов поклонения Аллаху. В этом смысле экология на порядок выше и важнее, чем политика и экономика, поскольку без нее они не могут эффективно выполнять свои функции.
Мониторинг состояния окружающей среды, периодически проводимый Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике, подтверждает, что экологическая обстановка в нашей республике уже не оценивается как катастрофическая, но остается сложной. Последствия военных действий, которые всегда имеют ярко выраженный экологический аспект, благодаря усилиям руководства республики и всей нашей общественности, постепенно преодолеваются. Однако в экологически бедственном положении находятся почвы сельскохозяйственных угодий. Загрязнение пестицидами в 3-4 раза превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК). Проведение боевых операций на этих почвах стало основной причиной загрязнения атмосферы и воды. Можно сказать, что около 50% пахотных угодий Чечни выведены из строя. Очень большое содержание фенолов или продуктов нефтепереработки находится в реках Сунжа и Терек.
Как известно, основное богатство нашей республики – это нефть, промышленная добыча и переработка которой началась еще в конце 18 века. Развитие нефтяной промышленности привело к загрязнению почв Чечни. Раньше почвы загрязнялись при авариях и транспортировке нефти. В настоящее время, в результате отсутствия цивилизованного сбора и транспортировки нефть проникает в глубокие слои почвы. Концентрация нефтепродуктов вблизи скважин превышает дозволенный в 10 и более раз, глубина проникновения достигает 2-х метров. В этих условиях проведение рекультивационных мероприятий по восстановлению нарушенных и загрязненных нефтепродуктами земель – жизненно важный элемент процесса экологического оздоровления республики. В то же время месторождения республики характеризуются высокой выработанностью, а отсутствие геологоразведочных работ ведет к отсутствию прироста запасов данного стратегически важного вида полезного ископаемого.
Недра республики богаты не только нефтью. Есть у нас газ, песок, твердые полезные ископаемые, подземные термальные, минеральные и пресные воды. Мы не должны забывать, что рациональное использование этих природных ресурсов республики – залог нашего благополучия и долг перед будущими поколениями.
Пятую часть территории Чеченской Республики занимают леса. Они состоят из высококачественных пород деревьев: бука, граба, чинары, дуба и т. д. Леса представляют большую ценность для народного хозяйства. С 1917 года на территории Чечни вырублено более 20 млн. кубических метров древесины ценнейших пород. В ходе военных действий уничтожены большие площади зелёных насаждений. Исчезают ценные породы деревьев. Поэтому особое внимание, на мой взгляд, следует уделить вопросу сохранения и воспроизводства лесных ресурсов. Ведь лес – природные легкие нашей планеты! Общеизвестно, что леса имеют основное значение в экосистеме планеты и совершенно естественно, что при увеличении вредных выбросов в атмосферу пропорционально должно увеличиваться и количество посадок лесов.
Общая площадь лесного фонда нашей республики составляет 362 тыс. га (18,7% территории республики), в том числе лесных земель – 340 тыс. га, из них покрытых лесной растительностью – 331 тыс. га. Лесистость – 19,1%; общий запас древесины на корню – 46 млн. м3., лесной фонд представлен реликтовыми буковыми лесами, которые относятся к древней флоре и являются поставщиком ценной древесины. Лесообразующими породами являются также граб кавказский, берёза низкоствольная, ясень, клён светлый и другие.
Огромный вред лесам наносят пожары. Это страшное бедствие не только для древесной растительности, но и для всех живых существ. Основная причина их возникновения – нарушение правил противопожарной безопасности. До 80% всех лесных пожаров возникает в результате нарушения населением мер пожарной безопасности и использования в процессе работы в лесу неисправной техники. Погибают не только деревья, но и птицы, звери, выгорает лесная подстилка и верхний слой грунта.
Серьезную озабоченность специалистов природоохранных ведомств вызывает состояние гидротехнических сооружений (ГТС), расположенных на наиболее крупных и полноводных реках республики: Терек, Сунжа, Аргун, Аксай, Асса. Период весеннего половодья становится испытанием на прочность для специальных берегоукрепительных сооружений, водооградительных дамб и валов, построенных вдоль этих рек.
Всего в Чеченской Республике насчитывается более 120 больших и малых рек, которые, в основном, берут свое начало в горах и характеризуются стремительностью и непредсказуемостью. Некоторые из этих рек, достигнув равнинных районов республики, становятся настолько мелкими, что их разветвленные потоки можно легко перепрыгнуть и, казалось бы, они не представляют никакой угрозы. Однако, это только первое и, к сожалению, обманчивое впечатление. На самом деле, в период весеннего таяния снега или после выпадения обильных осадков, эти реки могут превратиться в мощные, бурлящие потоки, представляющие серьезную угрозу населению республики, народно – хозяйственным объектам и сельскохозяйственным угодьям.
По утверждению специалистов, в нашей республике осуществляются комплексные предупредительные мероприятия. Созданы оперативные группы по пропуску паводка с целью определения мер по организации противопаводковых мероприятий. Организована работа по обследованию и сбору информации о готовности водохозяйственных объектов и сооружений к пропуску паводка. Проводится обследование паводкоопасных территорий для выявления возможных источников загрязнения водных объектов и выборочная проверка технического состояния и подготовленности к пропуску весеннего половодья гидроузлов водохранилищ, прудов-накопителей жидких промышленных отходов, защитных сооружений, водозаборов хозяйственно-питьевого назначения, территорий промышленных предприятий, зон затопления, выполняются работы по укреплению дамб ряда ГТС.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что забота об окружающей среде – это долг каждого человека. В современном мире экологическое благополучие предопределяет успех во всех других сферах деятельности человека, будь то политика, экономика или культура. Поэтому, экология – это вопрос всех и каждого. Если мы не научимся беречь природу, то она проучит нас.
Коран. Пер. с араб. И.Ю. Крачковского. М. СП ИКПА. 1990.
Абу Хамид аль – Газали. Наставление правителям и другие сочинения. –М.: Издательский дом «Ансар», 2004.
Хаджи Мухаммед Хильми Кутлубай. Со слов Хаджи Мухаммеда Биляля Надира. Издательство «Такав». Анкара. 1995.
Доцент кафедры журналистики
Чеченского государственного университета,
кандидат экономических наук М.К. Осмаев
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев