Пт, 29 ноября, 05:47 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Скромность – это часть Веры

Скромность – это часть Веры

29.10.2013 12:37

1933 год – год суровых испытаний для равнинного села Верхний Наур. Несмотря на то, что представители различных чеченских родов поселились на берегу Терека, село славилось сплоченностью своих жителей.

Аккинцы, шатоевцы, харочоевцы, центороевцы,чантийцы, зандаковцы, нашхой, битрой и многие другие племена сроднились друг с другом, и сообща решали насущные проблемы.

При необходимости все они защищали свое село и крепко держались за Веру и обычаи своего народа, которые складывались в суровых горных условиях.

Советская власть стремилась изменить быт и сознание людей. Село оказалось не готовым к подобным переменам, хотя жили в нем практически все бедняки, с которыми Советы идентифицировали себя. Упорство, с каким сельчане стремились сохранить свою самобытность, Веру своих отцов, вызывало раздражение новой власти. Чтобы искоренить крамолу, и в назидание оставшимся, практически все мужское население села было репрессировано, многие были расстреляны, некоторые избежали столь суровой кары, но при этом были направлены в ссылку.

Так, в свои четырнадцать лет Ильяс вместе с отцом и матерью оказался в далеком Казахстане. Его родители, не выдержав тягот ссыльной жизни, умерли, и мальчишка решил податься в родные края. Свой нелегкий путь он проделывал пешком, на подводах сердобольных крестьян, на крышах паровозов. Мальчишке удалось вновь увидеть родные места, но представители власти не сжалились над сиротой. Он был задержан и вновь отправлен в Казахстан.

Через одиннадцать лет тот же путь, в таких же жутких условиях проделают все его соплеменники. Многие упокоятся в бескрайней казахской степи, оставшиеся в живых, будут бороться за свое выживание, вынося муки голода и холода, унижений и насилия со стороны карательных органов.

Ильяс свою горькую чашу жизни выпьет в одиночку, репрессированный и брошенный мальчишкой на чужбине. Всевышний Аллах наделит его физической силой, ясным умом и хорошей смекалкой. Эти качества помогут ему не только выжить, Ильяс получит знания, которые помогут со временем освоить профессию агронома. Трудолюбие, профессионализм и человечность позволят ему занять достойное место среди людей, в среду которых его забросила нелегкая судьба.

Казахстан станет новой родиной для ссыльных народов. В 44-м году печальная участь настигнет и вайнахов, чеченцев и ингушей. Вайнахский род, не первый раз в своей истории, начнет отчаянную борьбу за выживание, сохранение своих традиций и обычаев, за свободу исполнения своих религиозных обрядов.

Ильяс к этому времени обзаведется своей семьей, устроит свою жизнь и к концу сороковых годов приобретет личный автомобиль «Победа». Автомашина ему будет нужна для того, чтобы ездить в гости к своим сородичам, которых выселили в Караганду.

При каждой своей поездке, он будет оставлять машину в овраге, в километре от поселка, и будет входить в село только пешком. В любую погоду, в летний зной, или в зимнюю стужу, с гостинцами в руках он будет преодолевать этот километр, чтобы ни в коем случае не продемонстрировать свой достаток обездоленному и угнетенному народу. Наоборот, он будет показывать свое уважение и свою покорность старикам своего рода. Ильяс не совершит поступка, который хоть каким-нибудь образом стал бы проявлением хвастовства или гордыни.

И хотя половину своей жизни он прожил на чужбине, Ильяс впитал в себя обычаи и традиции своего народа, и ни при каких обстоятельствах не отступал от них.

Поступок молодого человека никто не считал чем-то исключительным. Чеченскому роду была присуща скромность. Уважение к старшим, их возрасту и опыту жизни позволяет вайнахам продолжать нить жизни народа, не обрывая его и не оскорбляя своим непочтением. Те, кто живут по иным правилам, не добиваются уважения, и их слова и дела легковесны, даже если отягощены богатством.

Наш мир меняется, но есть ценности, которые вечны. В вайнахском обществе эти ценности были незыблемы, и если кто-то сегодня отказывается от них, это означает лишь то, что он не обладает той мудростью и сдержанностью, которые необходимы для того, чтобы придерживаться их.

Скромность – это часть Веры и драгоценный дар, который одинаково украшает и мужчин и женщин. Скромность для вайнаха – это не только качество, присущее чистой душе, но и обычай, демонстрирующий твою принадлежность самобытному кавказскому народу.

Кто-то может возразить, что скромность – это свойство души, и присуща она представителям всех народов, и будет по-своему прав. Однако, только предки вайнахов возвели скромность в ранг обычая, и каждый уважающий себя чеченец должен был проявлять ее в своих делах и поступках.

М.С. Гайраханов

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |