Мир
Полиция Вашингтона арестовала двух коз за неподобающее поведение
Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Джамаат - наступание на ногу
Джамаат - наступание на ногу
19.02.2015 10:10
Находясь в мечети, мы часто наблюдаем, как некоторые молодые люди, стоя в коллективном намазе, расставляют ноги больше, чем на полметра, и прижимают свои ноги к ногам стоящих рядом, тем самым отвлекая верующих от молитвы.
В книге «Фатх-уль-‘аллам» написано, что оставлять расстояние между своими ногами равное пяди, является сунной. Расстояние между ногами мусульманина должно быть равно пяди, что соответствует Шариату, тогда между плечами не образуется зазор и от коллективного (джама‘ат) намаза он получает полноценное воздаяние. В наше время мы встречаем молодых людей, которые, совершая намаз коллективно, прижимают стопы к стопам стоящих рядом, расставляя ноги в ширину чуть ли не на метр. Что же говорится в Исламе об этом? Во-первых, это противоречит всем четырем мазхабам. Во-вторых, те, кто совершают намаз подобным образом, мешают стоящим рядом, отвлекая их, поскольку наступают им на ноги.
Это категорически запрещено Шариатом. Такие действия противоречат хадису Посланника Аллаха, (да благословит Его Аллах и приветствует): «Однажды, во время совершения коллективного намаза, Пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует) увидел человека, который ненамного выступил из ряда молящихся. Тогда Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «О, рабы Аллаха! Или вы выровните свои ряды, или же Аллах разделит ваши сердца» (Имам Ахмад, Абу Давуд). Ну‘ман сказал: «Я видел сподвижников Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует), которые в коллективном намазе касались друг друга щиколотками (обратите внимание, не пальцами ног, а щиколотками), и у них касались плечи».
Теперь давайте подумаем, разве смогут касаться друг друга плечами те, которые расставляют ноги чуть ли не на метр? Поэтому стоящим в коллективном намазе необходимо оставлять расстояние между стопами своих ног не больше пяди. Выравнивание рядов и уменьшение расстояния между стоящими в коллективной молитве является Сунной Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует). Об этом сказано во многих хадисах Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует). Бухари привел от Анаса хадис: "Мы касались боков и щиколоток друг друга". Однако сподвижники Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) не расставляли при этом свои ноги на расстояние шире пяди - это является нежелательным, а также они не наступали на ноги друг другу, отвлекая других от молитвы. Основным требованием в коллективном намазе является, чтобы ряд был ровным, и между стоящими в нем было минимальное расстояние.
В хадисах благородного Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) подчеркивается, что при совершении коллективного намаза ряды должны быть ровными, а молящиеся должны стоять плотно друг к другу, не оставляя места между плечами рядом стоящих людей. Что касается ступней ног, то между ними должны быть промежутки, на что указывается в следующем хадисе Пророка, (да благословит Его Аллах и приветствует): «Когда человек встает на коллективный намаз, ему не нужно ставить свою обувь ни справа, ни слева, иначе она окажется справа от кого-то другого. Однако если никого слева нет, он может поставить свою обувь туда.
В ином случае, он должен поставить ее между ступнями своих ног». (Абу Дауд) Данный хадис указывает на то, что между молящимся и рядом стоящим должно быть достаточно места для обуви. Если бы пальцы ног касались пальцев ног других людей, вопрос о том, чтобы положить обувь сбоку, не поднимался бы. Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Выстраивайте ряды, выравнивайте плечи и заполняйте просторы…».
Таким образом, от совершающих коллективную молитву требуется: выстроить плотно ряды, начиная от плеч и до стоп ног так, чтобы бок молящегося плотно прилегал к боку стоящего рядом с ним. Поэтому смыкание отдельно стоп отдаляет друг от друга, разделяя бока молящихся. Такой метод является глубоко ошибочным и противоречащим наставлению Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует).
Часто молящийся молодой верующий старается сомкнуть свои стопы, со стопами стоящего рядом, максимально расставить свои ноги, тем самым, противореча сунне Пророка, мир ему и благословение, открывая между собой и соседом пространство, которое приравнивается к одному метру.
Сунной является полное смыкание туловища с туловищем: плечи, бока, ступни и выравнивание по шеям. А не только лишь смыкании стоп, ведущее к образованию пространства и препятствующее смыканию рядов верующих. Когда установлено, что данное действие является Сунной, оно должно осуществляться в уравновешенной и разумной манере. Молодые люди полагают, что выравнивание рядов означает, что человек должен прижать свои ступни к ступням людей, стоящих по сторонам.
Это явное излишество в данном вопросе и причиняет неудобство другим молящимся, заставляя человека забыть о своей молитве. Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Выравнивайте ваши ряды или Аллах внесет разногласия между вами". Ан-Ну'ман ибн Башир, рассказчик хадиса, затем отметил: "Я видел, что один из нас прижал свои ступни к ступням своих сподвижников и плечо к плечу". (Бухари, Муслим). Когда мы внимательно рассматриваем этот хадис, мы понимаем, что прежде всего, Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) не приказывал, чтобы мы касались ступней друг друга. Он приказал только, чтобы мы выровняли наши ряды в молитве. Это означает только то, что каждый молящийся должен быть на одной линии с другими. Также Ан-Ну'ман сказал: "Я видел, что один из нас прижал свои ступни к ступням своих сподвижников...".
Совершенно очевидно, что верующий, о котором говорится, сделал это в начале молитвы, чтобы удостовериться, что он выровнялся с рядом стоящими мусульманами. Значит, если человек уверен, что он на одной линии со своими соседями, тогда ему нет необходимости прижимать ступню к ступне другого. Это показывает нам, что хадис не указывает на то, что необходимо прижимать ступни к ступням соседей. Он только сообщает нам, чтобы мы избегали промежутков в наших рядах и выравнивались по прямой линии при совершении коллективной молитвы. Некоторые люди излишествуют в этом и причиняют много неудобства, отвлекают от молитвы. Таким действиям нет довода в Исламе, и это приводит к чрезмерности в применении Сунны благородного Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует). Также некоторые молодые люди совершают то, что не имеет оснований в шариате: они выворачивают ступни для того, чтобы щиколотки соприкоснулись. Явной ошибкой и чрезмерностью в соблюдении Сунны является попытка изогнуть стопу так, чтобы коснуться своей щиколоткой щиколотки рядом стоящего. Это приводит к беспокойству и это не предписано в шариате, и, напротив, увеличивает пустоты между стоящими в ряду, что противоречит Сунне Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует). Это подобно соперничеству с соседом, для того чтобы занять его место. Все это не предписано в шариате и не имеет никаких оснований в Исламе.
Выравнивание и сплочение рядов, не вызывающее при этом неудобств соседу, является Сунной коллективной молитвы. Сплочение и выравнивание рядов происходит путем соприкасания плеч молящихся (Фатава ат- Татархания). Так как нет четкого указания от Пророка, мир ему и благословение, на расстояние между ступнями, то следует принимать то положение, которое является удобным и более соответствует проявлению покорности перед Аллахом. Ханафитские богословы советуют оставлять расстояние в четыре пальца между ступнями (Аль-Фатава аль-хиндия; Вахба аз-Зухайли Фикх аль-ислями ва ‘адиллятуху).
Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Выравнивайте свои ряды, поистине, в прямоте рядов полнота намаза» (Муслим).
Что же касается слов Анаса ибн Малика о том, что он видел, как один из сподвижников соединяет ступни своих ног со ступнями соседа, то это не указывает на то, что это Сунна Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует). Напротив, сподвижники этого не делали и даже не любили подобное действие, что подтверждается другой версией этого хадиса от Ма‘мара, в которой он говорит: «Если бы я сейчас с кем-нибудь из них (сподвижников) это проделал, то он бы отпрыгнул (проявил неприязнь), как строптивый мул» ( Шарх сахих аль-бухари).
Да наставит нас Аллах на путь истинный!
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев