Мир
Полиция Вашингтона арестовала двух коз за неподобающее поведение
Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Братья Лалаевы из Толстой-Юрта – защитники Отечества
Братья Лалаевы из Толстой-Юрта – защитники Отечества
09.05.2015 19:29
Сегодня, 9 мая 2015 года, многонациональный российский народ отмечает 70-летие Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. За эти годы сменилось несколько поколений.
Корреспонденты Информационного агентства «Грозный-информ» решили познакомить читателей с большой и дружной семьей Лалаевых, семеро сыновей которой сражались на фронтах Второй мировой войны.
Подробно о них ИА «Грозный-информ» рассказал помощник Первого заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Сапарбек Моисеевич Лалаев.
- День Победы для всех нас, безусловно, является священным праздником, символизирующим величие нашего народа и несокрушимость нашего единства. Чувство особой гордости вызывает у нас и наших односельчан тот факт, что в Финской военной кампании 1939-1940 годов, на разных фронтах Великой Отечественной войны и на войне с милитаристской Японией, героически сражались семеро представителей нашей фамилии - родных и двоюродных братьев из трех семей Лалаевых, проживавших в довоенное время в с. Старый Юрт (ныне Толстой-Юрт) Грозненского района ЧИАССР. Это - Маду, Айнди, Рамзан, Мумади, Шамсудди (он же Солтаханов), Зайнди и приемный сын семьи Лалаевых Андрей Дронов. Каждый из них честно выполнил свой долг защитника Отечества, их боевые заслуги отмечены многими боевыми наградами, - рассказал Сапарбек Моисеевич.
А теперь мы расскажем о каждом из них подробнее.
Айнди Лалаев
В семье Абдурахмана и Зуки Лалаевых ушли на фронт и не вернулись двое сыновей – Айнди и Зайнди. Айнди был старшим в семье. По словам родственников, физически крепкий, очень подвижный, веселый, общительный и всегда правдивый Айнди имел много друзей. В каждой семье села его принимали, как родного. Он всегда кому-то помогал, за кого-то заступался. Пользовался успехом у девушек, однако относился к ним ровно, как к своим сестрам, и всегда был готов защитить их честь. Именно ему поручали собирать девушек на свадьбу или белхи. Он сам хорошо танцевал, и потому старики часто просили вызвать на танец именно его. Кроме того, Айнди очень любил возиться с малышами, возможно поэтому после рабфака решил стать учителем и окончить учительские курсы. В то же время очень увлекался спортом, имел хорошие показатели по стрельбе, бегу и борьбе. Обожал лошадей, у деда научился разбираться в их повадках, прекрасно ездил верхом. Не случайно, когда пришло время служить, его направили в кавалерию. Провожали его в армию всем селом, и никто, конечно, не знал тогда, что видит его в последний раз...
Айнди служил в Белоруссии. После окончания школы младших командиров Айнди Лалаев стал помощником комвзвода. По воспоминаниям однополчан, это был статный, красивый парень, настоящий кавалерист. На состязаниях по рубке, стрельбе и джигитовке был первым во всей крепости. Довольно часто писал письма домой. В одном из них сообщил, что лежал в госпитале, но уже выздоровел и продолжает службу. В конверт была вложена вырезка из газеты «Красная звезда». В статье говорилось, что в боевой схватке с бандитами диверсантами командир эскадрона Н-ской части был смертельно ранен. В этой ответственной обстановке старший сержант Лалаев принял командование эскадроном на себя, и банда была разгромлена. Но получил ранение и сам Айнди. Подробности о бое он не написал, больше писал о товарищах и о том, что скучает по матери. Вспоминал Кавказ, горы и друзей, с которыми мечтал опять встретиться. Писал, что хочет стать кадровым военным и остаться в Красной армии. Но грянула война, которую он встретил в Брестской крепости. Больше от него писем не было. Только 40 лет спустя бывший политрук В.Козлов, приехав из Карелии к матери своего названного брата Айнди, сообщил о бессмертном подвиге своего товарища, погибшего в рукопашной схватке с врагом.
В ночь на 22 июня 1941 года Айнди Лалаев, вместе со своими сослуживцами, находился в гарнизонном карауле и был одним из первых, кому пришлось держать оборону Брестской крепости.
Настоящим уроком мужества стал для многих защитников крепости подвиг Айнди Лалаева, помощника командира взвода конной разведки 333-го стрелкового полка, младшего лейтенанта (звание было присвоено за несколько недель до начала войны), который первым поднял красноармейцев в контратаку и вместе со своими боевыми товарищами, израненный, истекая кровью, неоднократно атаковал позиции фашистов у Кобринских ворот и диверсантов, еще ночью засевших в здании гарнизонного клуба.
Во второй половине дня 22 июня 1941 года, когда закончились боеприпасы, Айнди Лалаев и бойцы его подразделения сошлись с врагом в рукопашном бою, в ходе которого Айнди, прошитый вражеской автоматной очередью, пал смертью храбрых.
Об этом подвиге, на основании архивных данных и свидетельских показаний В.Ф.Козлова, бывшего политрука части, в которой служил А. Лалаев, писала газета «Знамя юности» (г. Брест) 9 мая 1988 года.
А.А. Лалаев– первый из чеченцев, чье имя увековечено в мемориальном комплексе «Брестская крепость – Герой» в числе тех, кто героически защищал цитадель. Имя героя навечно записано на мемориальной плите в крепости. В его честь названа одна из центральных улиц родного села Толстой-Юрт – та самая, на которой и сейчас находится родовая усадьба Лалаевых. Его именем названа одна из улиц столицы Чеченской Республики г. Грозного – Города воинской славы.
Зайнди Лалаев
Родной брат Айнди - Зайнди Лалаев, по паспорту 1922 года рождения (фактически 1924 года рождения), курсант, помощник командира взвода разведчиков 2-го отдельного стрелкового батальона 12-ой отдельной стрелковой бригады, был самый молодой из всех Лалаевых, ушедших на фронт.
Это был крепкий, здоровый и статный юноша, не по годам серьезный, волевой и самостоятельный. Хорошо учился, имел способности к точным наукам. Но избрал военную специальность и, окончив сельскую школу, поступил в военное училище.
Закончил его досрочно во время войны и сразу ушел на фронт. В первых же боях показал себя смелым и мужественным воином, одним из первых красноармейцев советской армии был награжден медалью «За отвагу”, ему тогда не было и 18 лет (дело в том, что он изменил дату рождения в паспорте, чтобы стать на 2 года старше и получить возможность пойти на фронт).
Зайнди сражался с фашистскими оккупантами в Крыму и на Малой Земле. Участвовал в высадке десанта в городе Керчь. В боях за высоту 26,7 в Керчи одним из первых достиг высоты и лично уничтожил одного вражеского офицера с 3 железными крестами, 13 румынских и немецких солдат, а также вынес с поля боя 13 раненых бойцов батальона, в котором он служил.
За эти подвиги он был награжден медалью «За отвагу».
Но однажды из разведки он не вернулся, не вернулись и его товарищи, с которыми он туда уходил...
Муду Лалаев
Из семьи Ами и, рано ушедшего из жизни, Магомеда Лалаева ушли на фронт Муду и Мумади.
Лалаев Муду Магомедович, 1912 года рождения, был старшим из мужчин в семье Ами и Магомеда.
После смерти отца забота о семье легла на его еще неокрепшие плечи. Чтобы прокормить семью из пяти человек, ему пришлось бросить учебу, не закончив и трех классов. Когда пришло время служить в Красной армии, его направили в кавалерию. Служил во Владикавказе (1937-1938 гг.). Позже он скажет, что Советская армия закалила его, научила мужеству и, главное, сделала из него патриота своей страны. После демобилизации Муду выучился трудному шоферскому делу, в то время довольно редкому и весьма почетному, и одним из первых в селе стал работать шофером. Вскоре он женился. Но мирная жизнь продолжалась недолго и прерывалась трижды.
Он участвовал в трех войнах: в Финской, в Великой Отечественной и в войне против милитаристской Японии. В 1939 году в числе первых из чеченцев и ингушей добровольцем ушел на Финскую войну. После завершения Финской кампании демобилизовался из города Кемь (Финляндия).
В феврале 1942 года вновь добровольцем пошел на войну с фашистской Германией. Начал свой боевой путь в составе 255-го Чечено-Ингушского отдельного добровольческого кавалерийского полка из расформированной весной 1942 года добровольческой 114-й отдельной Чечено-Ингушской кавалерийской дивизии. Служил в эскадроне, которым командовал Сакка Висаитов. Летом 1942 года участвовал в ожесточенных боях в придонских степях, где 255-й полк преградил путь могучему гитлеровскому танковому корпусу, рвавшемуся к южным подступам Сталинграда. В сражениях за Сталинград 255-й полк был настолько обескровлен, что из-за невозможности восполнить его потери был расформирован.
После расформирования полка Муду Магомедович Лалаев попал на 2-й Украинский фронт, воевал в составе 246 гвардейской танковой дивизии в 6-м гвардейском мотострелковом полку. В этой гвардейской части он прослужил до конца войны с фашистской Германией и милитаристской Японией.
Почти все годы войны Муду водил боевую машину. Возил солдат, подвозил на передовую боеприпасы, продукты. А когда машину разбивали, он становился в боевые порядки с другими, брал в руки оружие и шел со всеми в атаку. Не раз ходил в разведку в тыл врага. Трудно сказать, сколько раз его грузовик взлетал на воздух от мин, снарядов и бомб, сколько пулеметных и автоматных очередей прошили его машину. Не раз она разлеталась на куски, но каждый раз он чудом оставался жив. Для него фронтовые дороги оказались очень длинными, но это были дороги победы.
Свидетельством высокой оценки боевых заслуг Муду Лалаева служат боевые медали и орден, которыми он награжден: медали «За взятие Вены»; «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги», «За победу над Германией»; «За победу над Японией»; орден «Отечественной Войны 1941-1945 гг. II степени».
Долголетний добросовестный труд М.М. Лалаева также отмечен государством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1987 года он награжден медалью «Ветеран труда».
Лалаев М.М., самый старший из семи родных и двоюродных братьев семьи Лалаевых из с. Толстой-Юрт, добровольно ушедших на фронт, прожил трудную, полную ратных подвигов жизнь. На его долю выпало множество испытаний, которые закалили его, но ничто не сломило его: честно выполнил он свой долг воина и защитника Отечества.
Лалаев Муду Магомедович умер в возрасте 76-ти лет 31 августа 1988 года, похоронен на родовом кладбище в родном селе Толстой- Юрт, рядом с могилами своих предков.
Он всегда считал, что ему очень повезло, потому что прошел длинный боевой путь защищая Родину, участвовал в крупнейших боевых операциях второй мировой войны и остался жив, увидел День Победы, а в мирной жизни построил дом, посадил сад и вырастил 4 сыновей и 2 дочерей.
Лалаев Мумади
Родной брат Муду - Мумади Лалаев, самый интеллигентный из братьев, был младшим в семье.
Благодаря помощи старшего брата он получил среднее образование, затем окончил учительские курсы, работал в школе учителем. Дети очень любили и уважали его. Мумади имел очень хороший музыкальный слух, играл на многих музыкальных инструментах, но предпочтение всегда отдавал гитаре. Несмотря на любовь к музыке, он решил поступать в пединститут. Но война по-своему решила этот вопрос.
Накануне войны он поступил в Воронежское летное училище и в мае 1941 года с отличием его закончил, получив воинскую специальность стрелка-радиста. Так, вместо гитары и указки он взял в руки авиационную пушку. Воевал Мумади в Мурманске в авиаполку стрелком-радистом на истребителе морской авиации.
Зимой 1944 года в одном из воздушных боев получил тяжелое ранение в грудь и руку. Самолет был сбит над захваченной фашистами территорией. Спустившийся на парашюте тяжелораненый М.М. Лалаев, превозмогая боль и холод, вынужден был пробираться к расположению советских войск через вражеские позиции. На пути к своим он столкнулся с вражеским дозором из трех немецких солдат. Мумади расстрелял их из пистолета ТТ и добрался до своего аэродрома. После полученного ранения сесть в самолет ему уже не разрешили по состоянию здоровья. Его хотели отправить в тыл, но он настоял на том, чтобы его оставили при наземной службе летной части.
Весной 1944 года, в связи с ранением, ему предоставили краткосрочный отпуск. Мумади пережил настоящую душевную драму, когда по приезду в родную республику он обнаружил, что в то время, когда он проливал кровь за Родину, его мать с двумя сестрами и сноху с маленькой дочерью на руках, выслали в Казахстан.
Переночевав в семье кумыков, поселившихся в его родном селе после выселения чеченцев, он на второй день уехал в Грозный, а оттуда уже, выказав в республиканском военкомате свое возмущение по поводу выселения чеченцев и, выяснив куда депортировали его близких, вернулся на фронт.
Демобилизовался в 1945 году. Тяжело больной, весь израненный, тяжело переживавший несправедливость, проявленную советской властью по отношению к чеченцам, Мумади прожил после войны недолго, умер в марте 1953 года. На его военном кителе были медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и другие боевые награды.
Рамзан Лалаев
Не смог остаться в стороне от выполнения священного долга защитника Отечества и Рамзан Лалаев, сын Жаужан и Исраила Лалаевых.
Досрочно окончив с красным дипломом в 1942 году физико-математический факультет пединститута, Рамзан, отказавшись от брони, ушел добровольцем на фронт.
Воевал сначала в составе 255-го отдельного Чечено-Ингушского кавалерийского полка под командованием Мовлида Висаитова, затем в 61-м разведдивизионе 4-го кавалерийского корпуса и, наконец, в 146-м артминометном полку 14-й кавказской дивизии 7-го гвардейского корпуса Центрального фронта, который стал позже именоваться Бранденбургским, в честь штурма Берлина.
Рамзан был командиром отделения, помощником комвзвода. Принимал участие в защите Сталинграда, форсировании Днепра, освобождении Белоруссии и Северной Украины, дошел до Берлина.
Ему пришлось испытать все тяготы и невзгоды, какие выпадали на долю воина: горечь поражения, потерю близких товарищей, голод и холод. На фронте проявил мужество и смелость, за что был награжден орденом «Отечественной войны», многими медалями, в том числе медалями «За отвагу» (в боях за село Чернево 4 октября 1943 года) и «За оборону Сталинграда». После войны много лет проработал в системе народного просвещения, руководил пединститутом и институтом усовершенствования учителей, работал проректором ЧИГУ, в последние годы жизни работал директором школы-интерната для глухих детей.
За трудовую деятельность был награжден многими медалями, а также отмечен знаком «Отличник просвещения СССР».
Андрей Дронов
В семье Исраила и Жаужан Лалаевых был еще один сын, ставший названным братом для всех. Еще до войны, однажды зимой Исраил Лалаев, отец Рамзана, поехал в станицу Николаевскую Наурского района. Возвращаясь обратно, он заметил у дороги плачущего мальчика лет 13-14: грязного, оборванного, замерзшего. Он остановился узнать, в чем дело. Мальчик назвался Андреем Дроновым, рано лишившимся матери, из семьи терского казака из казачьей станицы Николаевской. При мачехе жизнь его была невыносимой. Выслушав его историю, Исраил пригласил его к себе пожить некоторое время, на что мальчик согласился без колебаний. Андрей в первое время навещал своего отца, но когда его не стало, он остался жить в приемной семье Лалаевых.
В этом не было ничего необычного. В те времена чеченские сельчане дружили с казаками, кумыками, ногайцами и представителями других народов.
Детей кунаков часто брали к себе или своих оставляли у друзей, чтобы те научились говорить на русском языке, на кумыкском или на чеченском, получая обучение вне родительского дома.
Окруженный всеобщей заботой Андрей быстро освоился в новой семье, полюбил Жаужан, которую называл своей матерью, очень привязался к старшему из братьев Ризвану.
Андрей рос здоровым, крепким, веселым и добродушным. В совершенстве овладел чеченским языком, хорошо знал, уважал и соблюдал чеченские семейные традиции и обычаи. Имел очень приятный голос, пел русские, чеченские и кумыкские песни. Младших братьев учил русскому языку, различным играм и, конечно же, пел вместе с ними чеченские народные песни.
Через несколько лет Андрея Дронова призвали на действительную службу в Красную армию. Из армии он вернулся грамотным, сильным и возмужавшим. Несколько лет проработал в Северной Осетии, там и женился. Но семейные отношения не сложились, и он вернулся в Толстой-Юрт к своим.
Работал слесарем в МТС в селе, а когда грянула война, ушел на фронт. В своем письме Ризвану Андрей сообщал, что воюет на Украине, приходится очень туго. Просил передать привет матери, отцу, всем родным и близким. Это было его первое и последнее письмо с фронта...
Шамсудин Лалаев (Салтаханов)
Шамсудин Малаевич Лалаев ( он же Салтаханов) 1919 г. рождения, образование высшее военное, окончил пехотное Лепельское военное училище. По собственному желанию в июне 1941 г. поступил на курсы младших лейтенантов радистов. После окончания курсов был направлен на фронт.
Службу проходил на Ленинградском фронте в составе 93 АЛАБ, позже в 177 с.д. После ранений полученных в бою был направлен в ЛВШРС, затем продолжил службу в составе 89 Армии командиром радиовзводов и начальником радиостанции. За время прохождения военной службы с 1939 по 1946 годы награжден боевыми наградами.
В период Великой Отечественной войны с 1941- 1945 годов Шамсудин неоднократно проявлял мужество и отвагу в боях. Во время ожесточенных боев за Ленинград Шамсуддин совершил героический поступок. В разгар боя в ходе обороны Ленинграда произошел разрыв связи между воюющими подразделениями Красной Армии. Посланные на восстановление связи подчиненные Лалаева (Салтаханова) Ш.М. погибли, тогда Шамсудин раздобыл в ближайшей деревне лошадь и на ней сам отправился выполнять поставленную задачу. Лошадь была под ним убита разрывом снаряда. Лалаев (Салтаханов) Ш.М. под бомбежкой нашел место разрыва и сумел восстановить поврежденную связь между боевыми подразделениями, что привело к успеху боевой операции.
В декабре 1942 года за участие в обороне Ленинграда Лалаев (Салтаханов) Ш.М. был награжден медалью «За оборону Ленинграда», а также медалью «За отвагу» за проявленное личное мужество при выполнении боевых задач.
Братья Лалаевы были разные по возрасту, характеру, образованию и жизненному опыту. Но в трудную годину каждый из них встал на защиту Родины, с честью и достоинством выполнив свой долг защитника Отечества. Теперь уже никого из фронтовиков не осталось в живых, но память о них останется навсегда в сердцах благодарных соотечественников, родных и близких, односельчан и тех, кто знал этих настоящих патриотов своей Родины. Вечная им память!
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев