Чт, 28 ноября, 22:46 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Трудно ли быть чеченцем?

Трудно ли быть чеченцем?

19.05.2015 09:15

Современный образ чеченца сформирован в подсознании российского обывателя средствами массовой информации. К сожалению, образ негативный и пугающий.

Какими себе представляют чеченцев остальные россияне?

СМИ показывают образ кровожадного бородача, жаждущего чужой крови, и готового ее проливать, ради достижения своих, каких-то непонятных, целей.

История взаимоотношений русских и чеченцев уходит вглубь веков. Необходимо признать, что в судьбах обоих народов немало страниц, написанных жестоким противостоянием и войнами. Но такие страницы истории есть и между англичанами и французами, немцами и поляками, всеми народами Европы, и это не мешает им сегодня объединяться ради того, чтобы обеспечивать себе пристойную жизнь.

Когда вопрос касается взаимоотношений народов России и Кавказа, то всегда акцентируется внимание на прошлом, как свидетельстве невозможности устройства лучшего настоящего и будущего.

И один из аргументов - это образ дикого чеченца, не приемлющего общих законов и опирающегося на древние обычаи, адаты своего народа.

Я не тонкий знаток адатов, но, будучи чеченцем, придерживаюсь общепринятых в чеченском обществе правил поведения и этикета. Чеченские адаты достаточно сильно отличаются от европейских правил поведения, которые сегодня считаются эталонными, но при этом адаты никак не противоречат общечеловеческим законам устройства общественной жизни. Всевышний создал все народы разными, в этом многообразии и состоит прелесть нашего мироздания.

Каких правил поведения должен придерживаться чеченец, чтобы добиться уважения в своем обществе?

Есть обязанности, игнорирование которых ведет к потере авторитета, и о них хотелось бы поговорить в первую очередь. Человек, который не совершает ежедневный пятикратный намаз, не соблюдает месячный пост в Рамадан, и все обязанности мусульманина, например, такие как посещения похорон умерших сельчан или знакомых, оказание помощи нуждающимся, участие в общественных работах и т.д., никогда не будет пользоваться уважением, каким бы сильным и богатым он ни был. Это аксиома. Каждый человек имеет слабости, и совершает в своей жизни ошибки и проступки. Все мы люди, и понимаем, что сами мы не ангелы, и каждому из нас есть, что скрывать от людской молвы, но есть такие деяния, которые не прощаются даже твоим потомкам, и все чеченцы понимают, о чем идет речь.

В современном мире ведется много разговоров о правах женщин, но при этом в каждом «цивилизованном» обществе мы сплошь и рядом сталкиваемся с проституцией, насилием над женщинами. Такие преступления имеют место быть и среди чеченцев, но они крайне редки, потому что последствия для насильника бывают весьма тяжкими. Приговор светского суда не освобождает его от ответственности перед родственниками униженной и оскорбленной женщины. Осознавая это, каждый нормальный человек сто раз подумает, прежде чем сделает такой шаг.

Намеренное убийство женщины влечет за собой, как минимум, убийство двух мужчин. На первый взгляд, очень суровый адат, но он в свое время способствовал сохранению неприкосновенности женщины, и сегодня позволяет ей чувствовать себя в безопасности от возможных посягательств.

Законы кровной мести крайне редко вступают в силу, потому что имеются многовековые механизмы примирения кровников. Суровость адатов способствует предупреждению преступлений. Для многих читателей это станет новостью, и, скорее всего, поводом для недоверия, но на самом деле в Чеченской Республике совершается меньше всего преступлений по стране. Практически нет угонов автомобилей, меньше всего совершается тяжких преступлений, связанных с убийствами, грабежами и насилием. Люди, которые совершают подобные преступления, порочат свой род, и ни одна благопристойная семья не свяжет себя с ними родственными узами, выдав за них дочь, или взяв замуж девушку из такой семьи.

Да, случаются теракты, и вылазки боевиков, но за этим стоят спецслужбы различных государств и участвуют представители разных народов. Идеи и финансы способны разделять не только племена и народы, но и кровных родственников. В нашем случае, благодаря чеченским адатам, удается сдерживать активность экстремистских организаций и враждебных спецслужб, потому что те, кто идут на убийства, понимают, что уйти от светского правосудия можно, а от кровников – навряд ли.

Настоящий чеченец не имеет права на совершение бесчестных поступков, но если он совершит акт правой мести, то это не приведет к падению его авторитета в обществе. Именно этот момент правосознания вменяется чеченцам, как проявление дикости. Но при этом хотелось бы узнать, какой процент россиян может утверждать об абсолютной справедливости любого государственного правосудия? Закон Божий и в христианстве, и в Исламе одинаков – око за око, жизнь за жизнь. Цивилизованный мир сегодня вступил в противоречие с этим законом. Декларация милосердия привела к всплеску насилия. И сегодня власть имущие порой не приемлют никаких законов морали, пропагандируя ценности «свободного» волеизъявления, то есть, говоря, как есть, полного разврата и бесчестия.

Второй аргумент в пользу «дикости» чеченцев, это обязанности, налагаемые на женщин. Как отмечалось выше, посягательство на честь или жизнь женщины в чеченском обществе может стоить жизни. Учитывая это, перед женщиной ставятся определенные условия для предупреждения возникновения подобных ситуаций, а именно: ношение соответствующей одежды, запрет на проведение досуга в компании чужих мужчин и т.д. Если кто-то считает это дикостью, то пусть спросит себя, как он отнесется к тому, что в адрес его жены, сестры или дочери могут отпускаться пошлые шутки или над ними будет совершаться насилие в пьяной компании? Тот, кому это безразлично, какие бы он аргументы не приводил, не достоин уважения, а лишь сожаления и презрения.

Я не ставлю перед собой цели восхваления традиций одного народа или принижения обычаев других. Каждый волен выбирать свой путь. Каким бы он ни был, всем нам суждено покинуть этот бренный мир и ответить перед Создателем за свои дела и поступки.

Сегодня среди русских есть те, кто придерживается строгих правил и стремится вернуться к истокам, придерживаясь целомудрия и чистоты. Кто-то называет это средневековьем, пропагандируя однополые браки и гей-парады. Для настоящих чеченцев большей дикости, чем подобное поведение, быть не может. Это дно колодца грехопадения, густая тьма невежества и неприятия Божьих законов.

Еще чеченцам вменяют жестокость по отношению к врагам. Всякие войны жестоки, потому что сеют смерть, несут страдания и боль. От войн страдают обе стороны конфликта, и чеченцы тоже могли бы рассказать о жестокости в отношении них, о разрушенных городах и селах, убитых стариках и детях, глумлениях над трупами и т.д. Войны – это великая несправедливость, и они порождают жестокость и насилие. Нет в мире народа, который мог бы похвастаться абсолютной гуманностью. Оплот современной демократии, защитница «свобод и прав человека» во всем мире США построены на костях миллионов убитых индейцев, американская демократия имеет в своей копилке жертвы атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, расстрелы тысяч крестьян из вьетнамских деревень, бесчеловечные издевательства и пытки в тюрьмах Гуантанамо и Абу-Грейб. И этот список продолжается по сей день…

Поведение чеченцев в российских регионах – тема обсуждения многих российских СМИ. Такая активность навевает на мысль о «заказе» тематики. СМИ благоразумно обходят стороной темы выкачивания из страны миллиардов долларов, богатства страны оказались в руках кучки олигархов, но это не главные вопросы обсуждения и не считаются проблемными. Российскому народу придумали страшилку в образе злого чечена с кинжалом. Правда, сегодня немного отошли к образу голодного кавказца, покушающегося на последний кусочек хлеба русского. Миллиарды долларов олигархов - тема запретная, их черная икра обсуждению не подлежит.

Российская Федерация – это родина многих народов. К сожалению, в 90-е годы национальная политика страны разделила народы на своих, чужих и неприкосновенных. Чужие остались на обочине жизни. Отсутствие возможности законным путем заработать свой кусок хлеба, подтолкнула часть их представителей в криминальные структуры.

Чеченцы – они тоже разные. Среди них есть ученые, политики, агрономы, фермеры…

Но СМИ говорят только о тех, кто совершил преступления.

По специфике своей работы я имею сведения о людях, которые совершают преступления в Чеченской Республике. Среди них есть как чеченцы, так и дагестанцы, русские, осетины...

Если бы мы давали в СМИ информацию только о преступлениях, которые совершают люди какой-либо одной национальности, у общественности сложилось бы мнение, что все представители этого народа – преступники.

К сожалению, такая порочная практика взята на вооружение некоторыми СМИ страны.

Чеченский этикет, кодекс поведения в обществе очень красив, и вбирает в себя многовековую мудрость Кавказа. Когда в комнату входит старший или уважаемый человек, все обязаны вставать, и не сядут, пока не получат на это разрешения.

Каждый должен уступать дорогу старикам, и никто не имеет права заговорить первым при старших. Почет и уважение к старикам позволяет хранить мудрость и опыт в своих домах. Прежде чем принимать важное решение, чеченец идет советоваться к умным и справедливым людям, а не к богатым и сильным.

Оценку обычаям и традициям чеченцам давали великие русские люди, которые бывали на Кавказе и соприкасались с народами, населяющими его.

Еще в 1859 году известный кавказовед А.П. Берже писал:

«В образе жизни между зажиточным и бедным чеченцами почти нет никакой разницы: преимущество одного перед другим выражается отчасти в одеянии, более же всего в оружии и лошади …. Чеченцы в своем замкнутом кругу образуют собой один класс – людей вольных, и никаких феодальных привилегий мы не находим между ними».

Л.Н. Толстой, будучи в Чечне, сдружился с чеченцами Балтой Исаевым и Садо Мисирбиевым из Старого-Юрта, переименованного потом в Толстой-Юрт. Писатель так говорил о своей дружбе с Садо:

«Много раз он доказывал мне свою преданность, подвергая свою жизнь из-за меня опасности, но это для него ничего не значит, это для него обычай и удовольствие».

Наш мир не состоит из черных и белых красок. Чтобы мирно ужиться в нем, нам нужно просто понимать друг друга, и прощать другим, если они думают по-иному и говорят на другом языке.

Россия – это наш общий дом. Он очень большой и необустроенный. Многие хотят его прибрать к рукам и перестроить его для себя и под себя, и никто из них не видит в нем жильцами ни русских, ни чеченцев. Если раздоры и ненависть будут нас разделять, то все у них получится, а мы получим то, чего заслужили.

Мовла Гайраханов

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |