Чт, 28 ноября, 17:53 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Семейное воспитание – самая главная идеология!

Семейное воспитание – самая главная идеология!

05.04.2016 16:11

Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур. Возрастающая мобильность населения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества.

Проблема безопасности всегда являлась актуальной для любой страны и любого региона, но наибольшую остроту она приобретает в полиэтничных регионах. Любой поликультурный регион полиэтничен и поликонфессионален по определению. И это, наряду с многоголосием и многоаспектностью культурной жизни, создаёт целый ряд точек напряженности, актуализируя тем самым проблему безопасности. Этноконфессиональный фактор в современной социальной практике осознается в качестве важнейшего и необходимого слагаемого поддержания целостности и жизнеспособности общества, его безопасности.

Проблема безопасности регионов Российской Федерации, таких как Северный Кавказ, вызывает особый интерес для исследования, так как Северо-Кавказский регион находится в зоне геополитических интересов ряда зарубежных государств. Обеспечение безопасности всей Российской Федерации находится в прямой зависимости от стабильности и устойчивости развития региона.

Проблема безопасности России, ее регионов, и важного фактора её обеспечения – формирования толерантности в социальных, межэтнических, межконфессиональных отношениях - решается на разных уровнях, в том числе и в семье. В этом процессе семье принадлежит архиважная роль. Формирование, развитие и становление толерантности начинается в семье и зависит от ее ценностных установок и качества жизни.

Семья – уникальная группа в обществе. «Семья представляет собой образование более древнее, чем сама история, – пишет известный специалист в семейной психологии Н. Аккерман. – Эта социальная единица существует сегодня во многих частях света. Глядя назад, сквозь века, можно заметить признаки существования семьи во всех цивилизациях, сведения о которых донесла до нас история». Значение семьи выходит далеко за границы её собственной жизни. Известный социальный психолог М. Аргайл на основании данных широкомасштабных исследований утверждает, что благополучная семейная жизнь составляет фундамент социальной поддержки и защищённости современного человека, давая возможность психологического выживания практически при любом уровне жизненного стресса. Качество семейной жизни определяет самоощущение человека и удовлетворённость жизнью в общем.

Сегодня семья рассматривается как важнейший институт социализации личности, исторической трансляции по поколениям культурных, этнических, нравственных ценностей. «Семья – ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно – это место самых горячих связей; духовно – это место совершенного идеализма...» – заметил русский философ В. В. Розанов, считавший семейный вопрос наиважнейшим в общественной жизни.

В чеченской семье не поощрялось применение физического наказания в отношении старших к младшим, ни в отношении мужчины к женщине, ни в методах воспитания детей. В этих нормативных установках как в зеркале отражались отношения людей в обществе, основанные на приоритете таких ценностей, как равенство, свобода, справедливость.

То есть отношения в семье и обществе определялись не личной властью одного лица над всеми остальными, а властью права одних над другими. В чеченском же обществе эти функции выполнялись одновременно всеми, оставляя за главой семьи функцию принятия общего решения. При этом характерно было подчинение личных интересов общим, олицетворявшим собой не интересы главы семейства, определённого лица или даже лиц, а общими правилами. Ни один закон современных демократических обществ не в состоянии обеспечить такой уровень социального порядка.

Социальная функция семьи проявлялась в процессе социализации члена общества. Она предполагала интеграцию человека в сложную структуру межличностных и общественных отношений. В процессе социализации происходило усвоение им социальных, правовых, культурных, нравственных принципов и установок, формирование норм поведения.

То есть, социализация в чеченском обществе имела много аспектов. Прежде всего, следует обратить внимание, что, уже начиная с рождения ребёнка, в его воспитании принимали участие все члены общества – семья, родственники, соседи и т.д. Никто не мог отстраниться или пренебречь воспитанием чада, исходя из принципов: «он из другой семьи», «у него свои родители». Это нашло своё выражение в этике народа. Так, считалось, да и сегодня считается, безнравственным, если родители относились негативно к замечаниям и иным воспитательным мерам, которые исходили, как сегодня сказали бы, от «посторонних людей», то есть, людей, не являющихся прямыми родственниками детей. Этика народа осуждала подобные проявления малодушия, и сами чеченцы говорили о таком родителе: «никчёмный человек», что звучало как приговор.

Методы воспитания отличались гуманностью. Так, общественная мораль осуждала методы физического наказания, особенно со стороны отца. Это соответствовало общим моральным установкам, обеспечивающим нравственную и социальную устойчивость в обществе – ударить слабое существо вообще признавалось аморальным явлением. Тем более было неприемлемо оскорбление достоинства будущих членов общества. На детей не повышали голос, их не били. Вместе с тем любовь к детям не выставлялась напоказ. Родители не демонстрировали свои чувства при посторонних людях, а также при старших родственниках.

Молодёжь воспитывалась на категориях морали и этики, общественно дозволенного и недозволенного.

В семейном воспитании чеченцев существенная роль отводилась усвоению детьми порядка, этикета. Все стороны этикета достаточно чётко были разработаны поколениями, о чем можно судить по правилам поведения за столом. Так, по этикету, младшим не полагалось раньше старших садиться за трапезу, садиться на место старших, разговаривать во время трапезы. Члены малой семьи в отсутствии гостей принимали пищу вместе, а при гостях сначала накрывали на стол мужчинам, а потом ели женщины и дети. В больших семьях трапеза организовывалась по-разному: в одних случаях ели все мужчины вместе с отцом – главой семьи, затем кормили детей, а потом женщины (мать, дочери, снохи и т.д.). Могли принимать пищу отдельно семейные пары: глава семьи со своей женой, сыновья со своими детьми.

Следует отметить, что чеченцы не одобряли разновременный приём пищи в семье, поскольку считали, что в доме не будет достатка и согласия, если каждый будет есть отдельно от других. Также считается, что оставлять начатый и недоеденный кусочек хлеба, чурека или другую часть пищи нельзя, подразумевается, что тем самым оставляешь своё счастье. Думается, старшие и родители этим приучали детей к аккуратности и бережливому отношению к хлебу.

В чеченских семьях придавалось большое значение физическому, трудовому и нравственному воспитанию детей и подростков. Следует отметить, что дети и подростки, как в процессе непосредственного участия в трудовой жизни семьи, так и во время разнообразных игр, разных юношеских состязаний (бег, метание камня, скачки на лошадях, борьба и др.) получали физическую закалку. Чеченцы постепенно приучали мальчиков к мужским видам труда: пасти скот и ухаживать за ним, рубить дрова, возить с поля на арбе урожай и др. С раннего возраста мальчиков приучали к верховой езде, уходу за лошадьми. Также стремились научить их переносить трудности, закалить характер. Как правило, «уроки» начинали с простейших поручений и завершали их привитием навыков самостоятельной работы.

Девочек учили домашнему труду: убирать помещение, готовить пищу, стирать, шить, заниматься обработкой шерсти, вышивать и т.д. Также девочки помогали матери по уходу за детьми. В малой семье чеченцев девочки являлись единственными помощницами матери в домашних делах, выполняя посильные хозяйственные обязанности. У чеченцев, как и у других народов Кавказа, о дочери судили по матери, а о матери судили по дочери. Очень часто родственники и соседи сравнивали дочь с матерью и говорили: «дочь такая же, как мать» или «будет такая же, как и мать». Если в поведении растущей девочки родственники или соседи видели просчёты, то делали вывод, что из матери воспитательница – никакая, и добавляли, что из девочки хозяйка – никудышная. Если же девочка росла аккуратной, трудолюбивой, приобретала хорошую репутацию – хвалили мать.

В целом, в семье чеченцев воспитанию детей отводилась существенная роль. Примечательно, что чеченцы, соразмерно способностям и навыкам детей, поручали им тот или иной участок работы. А правила поведения, трудовые традиции передавались детям именно в семье, им внушалось и объяснялось с самого раннего детства, что следует выполнять просьбы и поручения старших, необходимо помогать в работе, в жизни друг другу. И здесь личный пример родителей и старших являлся и является главным и лучшим средством передачи положительных традиций.

Поздней осенью и зимой, когда свободного времени бывало больше, в семьях было принято собираться дома вокруг очага. Люди старшего возраста рассказывали о прошлом своих предков и историю народа, вспоминали героические дела дедов, исторические сказания, легенды, рассказывали собравшейся молодёжи сказки, разные притчи, загадывали загадки, знакомили с пословицами и поговорками. Безусловно, такие вечера оказывали положительное нравственное влияние в условиях, когда не было каких-либо общеобразовательных школ, радио и телевидения.

Существенное влияние на быт сельской чеченской семьи оказывали шариатские нормы.

Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания. Семья воспроизводит людей как носителей социальной, культурной, этнонациональной по специфике содержания информации, транслируемой по поколениям. Каждый человек с момента своего рождения становится частью социальной системы, поэтапно включаясь в механизм общественных отношений через различные социальные общности: семью, социальную группу, институты и организации, а также культуру с устоявшейся системой и иерархией ценностей. Самобытность каждого отдельно взятого общества, культуры, отражается в его уникальной ценностно-ориентационной структуре.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |