Мир
Тела 38 погибших найдены на месте крушения самолета в Актау
Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » В 2023 году в ЧР будет построено 24 новых школ
В 2023 году в ЧР будет построено 24 новых школ
31.08.2022 17:09
В преддверии Дня знаний о готовности образовательных организаций региона к учебному процессу, строительстве новых школ и других актуальных вопросах ИА "Грозный-информ" рассказал министр образования и науки Чеченской Республики Хож-Бауди Дааев.
– Здравствуйте, уважаемый Хож-Бауди Буарович! Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете готовность образовательных организаций к началу учебного года?
– Могу с уверенностью сказать, что все образовательные организации в полной мере готовы к началу образовательного процесса. Школы полностью укомплектованы педагогическими кадрами. В августе образовательные учреждения прошли проверки Роспотребнадзора и МЧС.
Отмечу также, что к началу нового учебного года в 42 школах завершены работы по проведению качественного ремонта, в остальных учреждениях выполнен текущий ремонт.
– Сколько новых школ открыто к 1 сентября?
– В Чеченской Республике к началу учебного года свои двери откроют 15 новых общеобразовательных учреждений. Это значит, что планомерно решается вопрос ликвидации трехсменного обучения в школах. Нами принимаются все необходимые меры для качественного решения этой проблемы. Однако главная задача только одна – ввод в эксплуатацию новых школ. Сейчас так и делается. В 2023 году в республике будет построено 24 новых школ. Это позволит полностью выполнить поручение Президента России Владимира Путина по ликвидации трехсменного обучения к 1 сентября 2023 года.
– В 75 образовательных организациях республики откроются центры образования «Точка роста». Как Вы оцениваете работу, направленную на оснащение необходимыми средствами обучения этих центров?
– Школы самостоятельно определили, какое оборудование им необходимо с учётом кадрового потенциала, потребности территории, наличия профессиональных образовательных организаций. Несмотря на реализацию общих подходов к созданию таких образовательных пространств, по сути каждая «Точка роста» получается индивидуальной. Ребята в них смогут заниматься на современном оборудовании, в том числе на экспериментальном. Это цифровые лаборатории, оборудование для изучения основ робототехники, механики, мехатроники, а также программирования.
– Минобрнауки ЧР ежегодно обеспечивает школьников необходимыми учебниками. Как с этим обстоят дела в нынешнем году?
– Процент укомплектованности учебниками как федерального, так и регионального компонента составляет 100%. Для обеспечения школ республики новой учебной литературой закуплено более 237 тыс. учебников по образовательным программам, предназначенным для всех звеньев общего образования, а также инклюзивного и дополнительного образования с 1-го по 11-й классы. Поэтому могу заверить родителей, что с учебниками никаких проблем не будет. Это вопрос первостепенного значения и он всегда находится в поле зрения профильного министерства.
– По программе «Земский учитель» в этом году трудоустроены еще 52 учителя. Скажите, пожалуйста, удалось ли благодаря этой программе полностью решить проблему нехватки учителей-предметников в высокогорных районах?
– Благодаря принимаемым мерам по закреплению молодых педагогов на селе в этом учебном году в школы Чеченской Республики трудоустроилось рекордное за пять лет количество молодых учителей. Да, можно сказать, что программа «Земский учитель» помогла решить проблему дефицита учителей в селах республики. Руководители школ давно ждали подобных мер поддержки и очень часто поднимали этот вопрос, а Минобрнауки региона выходило с таким предложением на Министерство образования и науки РФ.
– Применяются ли в программе изучения чеченского языка новые нормы и правила орфографии?
– С нового учебного года будет начата работа по замене школьных учебников по чеченскому языку и литературе на учебники, выпущенные в соответствии с новыми орфографическими правилами чеченского языка. В этом году была проведена большая работа по созданию методических пособий по грамматике чеченского языка и дополнению корректировок в данную методику. Издан обновлённый свод правил чеченского языка тиражом в 3 тысячи экземпляров для каждого педагога чеченского языка и литературы школ ЧР.
Отмечу, что до начала учебного года кабинеты чеченского языка и литературы были оформлены наглядными материалами и оборудованы всем необходимым для полноценного ведения уроков и лучшего усвоения образовательной программы обучающимися.
– Традиционно перед началом учебного года в родительских чатах начинается обсуждение вопроса о необходимости приобретения одинаковой для всех учащихся школьной формы. Как Вы относитесь к единой форме в школах?
– Единые критерии к внешнему виду учащихся призваны помочь избежать множества неприятных провокаций в духе «у кого родители круче». Дети учатся оценивать друг друга по личностным качествам, но никак не по материальному положению семьи, наполнению гардероба или кошелька. Устанавливая школьную форму, в обществе заботятся о том, чтобы дети меньше конфликтовали, а новичкам в классе было проще адаптироваться.
– Какая работа проводится по привлечению молодых специалистов в учреждения образования?
– Мы стараемся обеспечивать учителей достойной заработной платой, потому что работа учителя – достаточно ответственный, нелегкий труд, и студенты, пройдя практику в школе, это уже понимают. Мы возродили институт наставничества для скорейшей адаптации в школе под руководством опытных коллег. Принимаются дополнительные меры поддержки молодых учителей. Наши школы привлекают современной оснащенностью, передовыми технологиями, возможностью творческого саморазвития и самореализации, гибким графиком, длительным отпуском в летнее время, пенсией за выслугу лет, социальной ипотекой, стабильной зарплатой. При этом молодым учителям оказываются помощь и психолого-педагогическое сопровождение. Как говорил известный историк, профессор Василий Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
– Большое внимание сегодня уделяется обеспечению доступности образования для особой категории детей. Как в нашем регионе представлено инклюзивное образование?
– С нового учебного года начнется расширенный охват инклюзивным образованием. В первую очередь мы начали больше информировать население, работать со школами на всех уровнях – от директора до охранника, с родителями, школьниками. Мы прилагаем все усилия, чтобы инклюзия в республике стала масштабной. Соответствующая база создана. В этой части решается целый спектр вопросов. Все наши классы для детей с ограниченными возможностями здоровья располагаются в общеобразовательных школах. Тем самым мы реализуем интегративные принципы, включение в совместную деятельность. Причем, заканчивая уровень начального образования, на уровне основного ребенок может перейти в общеобразовательный класс. В принципе, на любом этапе он может это сделать по желанию родителя или законного представителя.
– Какую оценку Вы бы дали системе образования нашей республики?
– Сфера образования Чеченской Республики динамично развивается. Реализуемые нами опыт и практики перенимаются другими регионами страны. Мы в числе первых ввели в строй различные новые образовательные проекты, занимаем лидирующие позиции по оснащению компьютерными технологиями образовательной среды в сельской местности. Кроме того, динамика по развитию образовательной сферы достаточно высокая в части оценки получателей образовательных услуг. Сейчас в школах реализовываются программы воспитания, есть хорошие практики по профориентации, бесшовному образованию, непрерывному образованию, интеграции систем дополнительного образования. Конечно, зоны роста, новые задачи и перспективы есть всегда, но при этом уже сейчас образование в республике находится на высоком уровне. Во многом это заслуга Главы ЧР, Героя России Рамзана Кадырова. Рамзан Ахматович наладил такую управленческую модель, что все жизненно необходимые отрасли в регионе динамично развиваются, показывая все более и более качественные результаты всероссийского уровня.
– Какие основные задачи стоят перед системой образования на ближайшее время?
– С 1 сентября начнётся реализация обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов. Мы приняли решение поэтапного перехода на обновлённые ФГОС. В этом году это коснётся 1-х и 5-х классов, а в следующем – всех оставшихся параллелей начального и основного образования. А уже 5 сентября во всех школах страны пройдёт первый «Разговор о важном» – новый формат еженедельного классного часа, на котором ученики смогут обсудить с классным руководителем такие темы, как гражданское воспитание, охрана окружающей среды, историческое просвещение, нравственность и т.д.
Перед педагогами стоит непростая задача: простым и понятным языком объяснить сложные исторические процессы и донести до ребят правду о происходящих событиях. Наступающий учебный год – это отличный повод, чтобы поговорить о развитии региональной системы образования. Последние два года заставили всех нас по-новому взглянуть на учебный процесс, на задачи школы и образования, на миссию педагога. Сегодня статусу учителя и особой роли преподавания уделяется внимание на самом высоком уровне. За примерами не нужно ходить далеко: совсем недавно из федерального закона «Об образовании» исключили термин «государственная и муниципальная услуга в сфере образования». И это очень верное решение, ведь образование – не услуга. Учитель выполняет высочайшую миссию: воспитывает умы и взращивает души.
Одним из нововведений этого учебного года станет появление в школах такой категории педагогических работников, как педагоги-наставники. Кроме того, в школах ЧР появятся ставки советников по воспитательной работе, которые помогут педагогам наиболее эффективно организовать процесс. К слову, 2023 год объявлен Президентом РФ Владимиром Путиным Годом педагога и наставника. Одним из главных приоритетов педагогического процесса должна стать работа по воспитанию подрастающего поколения. Также в числе основных задач – запуск государственной информационной системы «Моя школа», которая заработает с 1 сентября и объединит информацию о приёме в детские сады и школы, текущей успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, записи в кружки и многое другое. Ещё одним таким проектом стала «Школа Минпросвещения России» – в него вошли несколько школ нашего региона.
2022-2023 учебный год в системе образования республики объявляется Годом чтения, и основной акцент будет сделан на решение проблемы владения русским языком.
– Что бы Вы пожелали и посоветовали учителям и их ученикам на пороге нового учебного года?
– Учителям и преподавателям желаю терпения, всего самого доброго и, что очень важно, большую любовь и уважение со стороны учеников.
Успехов в новом учебном году! Дала аьтто бойла массеран а!
– Спасибо, Хож-Бауди Буарович, за интервью. Удачи Вам и новых достижений в дальнейшей работе!
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Культура и образование»:
- 26.12.2024 / 17.13
- В рамках нацпроекта учителя СОШ №4 имени С. Хачукаева прошли курсы повышения квалификации
- 26.12.2024 / 17.08
- Серноводские школьники принимают участие в университетской олимпиаде
- 26.12.2024 / 15.44
- Для российских школьников создаются бесплатные помощники на основе ИИ
- 26.12.2024 / 15.13
- В рамках нацпроекта Дом культуры Ачхой-Мартановского района проводит масштабные мероприятия
- 26.12.2024 / 15.05
- Образовательные учреждения ЧР следуют по пути сохранения и продвижения культурного наследия