Ср, 17 июля, 16:32 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » «Къоман йай», «къоман тептар» и «къоман мухIар» – символы единения чеченских тайпов

«Къоман йай», «къоман тептар» и «къоман мухIар» – символы единения чеченских тайпов

30.01.2023 11:39

Чеченцы испокон веков проповедовали единство народа и считали это источником своей силы. Доказательством тому служили ныне утерянные национальные реликвии, рассказал «Грозный-информ» научный сотрудник Академии наук ЧР Амин Тесаев.

«Реликвий всего было три. Это «къоман йай» - национальный котел, «къоман тептар» - национальная летопись и «къоман мухIар» - национальная печать. Когда собирался Мехк-кхел, а вместе с ним и всенародный съезд, на котором люди разных тайпов принимали какие-то общие решения, соответственно, для этих мероприятий нужно было приготовить пищу. Готовили ее в котле. Решения, которые принимались на этих съездах, или события, связанные со всем чеченским народом, отражались в национальной летописи. Если имелись какие-то документы, подтверждающие те или иные решения, принятые на съезде, то они обязательно скреплялись национальной печатью. Национальный котел, летопись и печать - все они символизировали единство чеченского народа во всем своем разнообразии. Это был сильнейший сплачивающий фактор для чеченцев, некая защита от возможного "брожения" в обществе», - сообщил ученый.

Национальный котел - одна из древнейших и величайших реликвий чеченского народа. Символ единства и согласия всех его поколений и тайпов, имеющих чистокровное происхождение. До момента своего исчезновения реликвии хранились в башне «1ели некъе» селения Моцарой, расположенного в области Нашха.

«Национальный котел существовал у чеченцев вплоть до середины 19 века, и связан он с судебно-законодательной деятельностью верховного органа власти, так называемого Мехк-кхел. Что касается характеристик этого котла, то он представлял собой 7 медных плит, которые были заклепаны между собой, и отдельную плиту, которая представляла собой днище - получается всего 8 частей. Котел был сделан из меди, и называли его по-разному: «къоман йай», что означает национальный котел, и «ц1аст йай», что переводится как «медный котел». Хранился он в центре Нашхоевского общества, в селении Муцарой, в башне, которую недавно реконструировали», - рассказал А. Тесаев.

По словам историка, ориентировочно репродукция национального котла появилась в 12 веке. Эта реликвия сохранилась вплоть до 1843 года. Считается, что при Имаме Шамиле, когда он в 1843 году прибыл в Нашхоевское наибство, под различными предлогами он настоял, чтобы котел был уничтожен. Разобрали все семь плит этого котла, оставили днище, на котором ничего не было написано.

«Некоторые считают, что это было связано с тем, что Нашхоевский котел – общенациональная реликвия, на которой отражены имена всех представителей народа. Он был объединяющим фактором, не допускающим в обществе никаких разногласий, и этот котел, соответственно, мешал целому ряду людей. Их желание, скажем так, выразилось в действиях Имама Шамиля», - добавил А. Тесаев.

Напомним, в 2021 году в ходе празднования 18-летия принятия Конституции Чеченской Республики муфтий ЧР Салах Межиев вручил на хранение Главе ЧР Рамзану Кадырову реплики национальных реликвий, воссозданных по историческим хроникам.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |