Пт, 27 сентября, 19:14 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Экономика и финансы » Предпринимательство в ЧР: состояние и перспективы

Предпринимательство в ЧР: состояние и перспективы

01.03.2012 18:10

Малое и среднее предпринимательство является стабилизирующим фактором для экономики - это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки.

Развитие малого и среднего предпринимательства способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического развития Чеченской Республики.

Формирование среднего класса общества становится стратегической задачей повышения экономической, политической и социальной стабильности в Чеченской Республике. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства.

Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

Необходимо отметить, что за последний год в Чеченской Республике наблюдается тенденция роста числа малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица. Комитетом Правительства по малому бизнесу и предпринимательству проводится большая работа как с начинающими, так и функционирующими предпринимателями по вопросам создания бизнеса, консультирование и юридическая помощь по всем вопросам предпринимательского права, финансово-кредитных отношений, налогообложения хозяйственной деятельности. Но достигнутых результатов недостаточно для перспективного развития малого бизнеса в республике. С учетом большой армии безработных, для Чеченской Республики главнейшей задачей является создание дееспособных малых предприятий в приоритетных сферах. Количество малых предприятий не должно быть ниже 5000 единиц. Оптимальной цифрой является 15000-20000 малых предприятий в Чеченской Республике.

За последний год отраслевая структура малых предприятий претерпела определенные изменения: непроизводственная сфера деятельности, прежде всего торговля и общественное питание, стала более привлекательной, чем производственная.

Сохраняется ориентация малого предпринимательства на Госзаказ и быстроокупаемые сферы бизнеса, не требующие при этом больших объемов первоначальных вложений. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Особое беспокойство вызывает традиционная отрасль – сельское хозяйство, пришедшее в упадок. Продовольственные рынки Чеченской Республики заполнены продукцией из соседних регионов. Фермеры Чечни из-за скудности финансовых средств и низкой технической оснащенности заняты производством сена и зерна. Фермеры нуждаются в целевой программе и долгосрочных льготных займах.

Необходимо признать, что в малом предпринимательстве до сих пор наблюдается тенденция ухода в "теневой" сектор. По независимым оценкам теневым сектором частично или полностью охвачено более 50 % малого предпринимательства. Кроме того, значительная часть зарегистрированных предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности из-за недоступности финансовых (кредитных) ресурсов. В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к малому предпринимательству.

Несмотря на то, что по данным налоговых служб возросла численность субъектов малого предпринимательства, налоговые поступления в бюджеты от субъектов малого предпринимательства (юридических лиц) сравнительно понизились, а от предпринимателей без образования юридического лица значительно возросли.

Экономическое состояние Чеченской Республики в определенной степени зависит от работы крестьянско-фермерских хозяйств. В настоящее время сельское хозяйство не способно обеспечить население республики своей продукцией. Ежегодно в Чеченскую Республику ввозится из соседних и дальних регионов (Республика Дагестан, Ставропольский край, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия и др.) десятки тысяч тонн овощей (капуста, картофель, морковь, перец, томаты, лук и др.) и фруктов на сумму около 1 млрд. рублей. Такое положение совершенно недопустимо, если учесть почвенно-климатические условия Чеченской Республики, плюс избыток трудовых ресурсов.

Ранее Чеченская Республика полностью удовлетворяла свои потребности в овощах и фруктах, вывозила тысячи тонн витаминной продукции в промышленные центры России. В таких районах, как Шелковской, Наурский, Грозненский, Гудермесский, Курчалоевский, Шалинский, Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Сунженский, Веденский выращивались сотни гектаров плодов и овощей. Были созданы специализированные плодоовощные хозяйства, овощные отделения, овощные бригады. Практически во всех равнинных районах республики функционировали консервные заводы и пищекомбинаты. У производителей не было риска потерь продукции – ее можно было реализовать на рынках республики, рынках Российских регионов, переработать на местных предприятиях. В отдельные годы посевы овощных вместе с бахчевыми культурами в Чеченской Республике превышали 10000 га и урожаи витаминной продукции достигали уровня 200-250 тыс. тонн.

Чеченская Республика обладает значительными возможностями для развития малого предпринимательства сфере овощеводства: низкий уровень занятости экономически активного населения, богатые традиции овощеводства, огромный нереализованный потенциал плодородной пашни, представленной черноземами. Развитие специализированных фермерских хозяйств и малых предприятий решит проблемы занятости, роста благосостояния населения, увеличения производства сельскохозяйственной, и, прежде всего, овощной продукции.

Необходимо учитывать, что по сравнению с зерновыми культурами овощи имеют высокие урожаи (зерновые – 2-3 т/га; овощи - 30-100 т/га) и цены на овощную продукцию на порядок выше, чем у зерновых культур. Из-за того, что производство овощей сопряжено с высокими затратами, и в связи с тем, что большинство фермеров республики не имеют достаточных финансовых и технических возможностей, фермеры вынуждены заниматься производством зерновых и кормовых культур, не требующих финансовых и трудовых затрат и, как правило, нерентабельных. Кроме того, овощи являются скоропортящимися продуктами, а в республике нет специализированных перерабатывающих предприятий, и фермеры не рискуют увеличивать площади под овощные.

Принятие неотложных мер по реальной поддержке фермеров-овощеводов в течение пяти последних лет довели посевы (посадки) овощных культур до 4-5 тыс. гектаров и валовую урожайность до 100 тыс. тонн в год. Наряду с возрождением отрасли овощеводства фермерам республики предстоит восстановить довоенное поголовье скота и птицы, наладить производство прудовой рыбы.

Проблема безработицы становится с каждым днем острее. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основной возможностью для создания новых рабочих мест. Такой бизнес, как известно, довольствуется небольшими кредитами, аккумулирует рабочую силу, ищет платежеспособные рынки, наращивает производственный оборот.

Сегодня можно выделить основные причины, препятствующие созданию и развитию предпринимательских структур: существующая система налогообложения; отсутствие первоначального капитала и высокая стоимость кредитов, аренды помещений и оборудования; нестабильность российской законодательной базы и слабое развитие местной; недостаток информации о состоянии рынков и потенциальных партнеров; отсутствие системы в работе по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; крайняя недостаточность финансирования республиканских программ поддержки малого предпринимательства.

Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике, на наш взгляд, требует решения следующих приоритетных задач:

- преодоление административных барьеров, предотвращение ухода малых предприятий в "теневую экономику", максимальная легализация деятельности малого предпринимательства;

- ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, в том числе предоставление микрозаймов, проведение инвестиционных конкурсов, улучшение условий, облегчающих доступ малого предпринимательства к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам;

- внедрение новых программ подготовки менеджеров и предпринимателей;

- создание базы данных субъектов малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства в разрезе районов республики происходит неравномерно. Это происходит по разным причинам:

- сильные разрушения и большой материальный ущерб, причиненный субъектам малого предпринимательства в отдельных районах республики;

- нестабильная обстановка в горных районах республики;

- слабая инфраструктура поддержки малого предпринимательства в отдельных районах;

- чрезмерная "опека" малого предпринимательства со стороны отдельных глав администраций.

Важно отметить, что на развитие предпринимательства в Чеченской Республике в 2011 было предусмотрено свыше 600 миллионов рублей. Об этом сообщил министр финансов Чеченской Республики Эли Исаев в одном из своих выступлений. "Из местного бюджета на эти цели будет направлено 170 млн. рублей, из федерального - около 500 млн. рублей. Это значительно превышает сумму 2010 года. В 2010 году на развитие предпринимательства из республиканской казны было выделено 160 млн. рублей, из федерального бюджета - 140 млн. рублей", - сказал он.

Активная работа по поддержке малого и среднего бизнеса ведется и Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики. На конец 2011 г. выданы средства в качестве займов 73 предпринимателям. Из них примерно 30 % задействованы в торговле, общественном питании и сфере услуг, 13 % - на производстве товаров народного потребления, стройматериалов, остальные гранты (57 %) пошли на развитие предпринимательства в сфере сельского хозяйства. Получить займы может любой желающий сроком на 1 год. Для этого необходимо представить бизнес-план, который нужно защитить. Помимо подготовки проекта бизнеса, необходимо обосновать, что именно этот план выгоден. В случае необходимости специалисты Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства ЧР консультируют, помогают в доработке бизнес-плана. Если проект будет одобрен, соискатель должен обеспечить его залогом. Для займов, полученных на реализацию проекта в сфере сельского хозяйства, установлено 7 % годовых, для торгового предпринимательства – 10 %. Сумма, которую фонд выдает предпринимателям, составляет от 50 до 500 тысяч рублей.

Развитие предпринимательства требует формирование уровня мышления, базирующегося на знаниях действующего законодательства и нормативных актов, теоретических основ экономики, комплекса знаний в области менеджмента и маркетинга.

Регулярные проверки и посещения индивидуальных предпринимателей представителями органов власти, особенно муниципальной, мешают развитию малого бизнеса в ЧР.

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294 от 26.12.2008 г. действует с 1 июля 2009 года, за исключением нескольких положений, вступивших в силу позже - 1 января 2010 г.) установлен новый порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уполномоченными органами. Теперь плановые проверки предприятий могут осуществляться лишь раз в три года, при этом не в любое время, а в соответствии с планом, утверждаемым в предшествующем проведению проверки году. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует этот план по предложению проверяющих органов и до 31 декабря размещает его на своем официальном Интернет-сайте.

Предположим, что гражданин, житель г. Грозного, накопив стартовый капитал открыл магазин, зарегистрировался в налоговой инспекции. Затем ему придется взять разрешение на деятельность в мэрии, заключить договор с энергетиками как предприниматель (стоимость электричества удваивается), далее - пожарная сигнализация с пожарным щитом, договора на воду, вывозку мусора, аренду помещения, разрешение на рекламу, перевод площади в нежилую. Причем, проблема в том, что там, где выдаются разрешения на что-либо, всегда коррупция в том или ином виде и объеме.

Даже если весь список документов предприниматель собрал, то он все равно не застрахован от частых посещений представителей различных органов власти. В этих условиях, как показывает опыт, вероятность того, что он «выплывет», - только 10 %...

Для эффективного развития малого бизнеса нужно упростить процедуру выдачи необходимых лицензий, справок, разрешений и т. д. и сократить список необходимых документов при осуществлении предпринимательской деятельности. Ну а если предприниматель создал несколько рабочих мест, то в данном случае можно было бы его освободить от налогов на определенный период, а если же он предоставил рабочее место для инвалида, то его стоило бы полностью освободить от налогообложения.

Комитету Правительства ЧР по малому бизнесу и предпринимательству предлагаю провести акцию по распространению листовок для предпринимателей с инструкцией по проведению плановых и внеплановых проверок, разъясняя права и обязанности предпринимателя и что делать при незаконном вымогательстве денежных средств тем или иным органом, и консультирование для повышения уровня борьбы с коррупцией и для успешного развития малого бизнеса в ЧР. Эта мера необходима, учитывая наш характер и менталитет, ведь обычно никто не рискует жаловаться в правоохранительные органы, т. к. это у местного населения считается недопустимым в плане морально-этическом. В то же время нельзя забывать, что мы живем в законодательном поле РФ.

Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в ЧР должен, по нашему мнению, осуществляться в следующих направлениях: в нормативно-правовом; в финансово-кредитном; в обеспечении безопасности; в информационно-техническом; в организационном; в кадровом и консультационном обеспечении; во внешнеэкономической деятельности.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

Предприниматель – это особый тип личности. Для него, прежде всего, ценны не столько деньги, сколько самореализация. Вторая черта – это независимость. В общем-то, они не любят субординацию, не любят дисциплину, поэтому у них часто возникают проблемы с властью. Это люди действия – активные, коммуникабельные, очень общительные. Они желают изменить мир. Мне очень нравится выражение Стива Джобса, который во многом является олицетворением современного бизнеса: "Мы можем всю жизнь продавать газировку, а можем изменить мир". И Стив Джобс создает Apple, создает бизнес нового типа. Вот это как раз типичный пример современного предпринимателя, у которого есть желание что-то вокруг себя поменять. Так давайте ему поможем. Всем обществом. И изменим свой мир.

Якуб Дадаев

Источник: "Вести республики".

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |