Главная » НОВОСТИ » Интервью » Л. Гарсаев: Работа над изучением жизни чеченских диаспор, проживающих в странах Ближнего Востока, будет продолжена
Л. Гарсаев: Работа над изучением жизни чеченских диаспор, проживающих в странах Ближнего Востока, будет продолжена
03.07.2019 11:55
Недавно в свет вышла книга «Чеченские мухаджиры и их потомки в истории и культуре Иордании» под авторством известного ученого-этнографа, заслуженного деятеля науки ЧР, доктора исторических наук, профессора Лейчий Магомедовича Гарсаева.
В своем интервью ИА «Грозный-информ» Лейчий Гарсаев рассказал об истории написания книги и о чеченцах, живущих в Иордании.
Лейчий Магомедович, расскажите, как Вам пришла идея написания данного издания?
- Еще в 80–х годах прошлого столетия мой родной брат Ходжа-Ахмед Гарасаев работал военным переводчиком в Посольстве СССР в Иордании. С тех пор у нас сложились теплые отношения с чеченскими мухаджирами, проживающими в этой арабской стране. Благодаря этим контактам, было восстановлено огромное число родственных связей между семьями, проживающими в Иордании и Чечне. Чтобы узнать о судьбе тех или иных людей и семей, мы исколесили всю республику. В результате - по сегодняшний день получаем слова благодарности от этих людей.
Для кого предназначена ваша книга и как долго Вы работали над ее изданием?
- Наша книга – первый опыт издания из серии «Вопросы истории чеченского народа» по проекту Главы Чеченской Республики, Героя России Р.А. Кадырова. Книга предназначена для историков, этнографов, студентов вузов, зарубежных соотечественников и широкого круга читателей, интересующихся этнической историей Чечни. Она будет полезна для всех, кому небезразлична судьба чеченской диаспоры за рубежом.
Прежде всего, напомню, благодаря огромному вниманию Главы ЧР, Героя России Рамзана Кадырова, который любит, хранит и оберегает историю чеченского народа, была создана Республиканская комиссия по вопросам истории чеченского народа. Будучи членом данной комиссии, я, как мне было поручено, изучаю такие страны как Иордания, Ирак, Сирия, Турция и Израиль.
В феврале 2018 года мы с братом выехали в Иорданию для сбора архивных документов, а также информации о жизни и деятельности чеченских мужаджиров. Также материалы были собраны из диссертаций востоковедов С.-Э. Бадаева и А.Галич.
И что вам удалось выяснить, что нового открыли для себя лично?
- Отмечу, что ранее нами была проделана работа по поиску родственных связей, и она была продолжена уже на государственном уровне.
Для меня лично было огромной радостью узнать новые факты из истории чеченцев, уехавших в прошлые века из страны.
Многие чеченцы получили высокие государственные посты, были генералами, министрами, мэрами городов, учеными, деятелями искусства, спортсменами. Мы должны гордиться ими. Отмечу, что чеченцы-мухаджиры показали свои лучшие человеческие качества, достойно представляя свой народ в странах пребывания.
Назовите, пожалуйста, имена некоторых из них.
- Один из них - Ахмад Алаадин ( Ала Ал-Дин) Арслан Якам – «чеченский лев» арабской пустыни, дивизионный генерал.
Ахмад Алааддин всегда гордился военной службой и был крупным военачальником, преданным стране и ее руководству. Он дважды Герой Иордании. Та кой чести не удостаивался ни один военнослужащий в этой стране, так как по Конституции Иорданского Хашимитского Королевства, Героем страны человек может становиться только один раз. Королю Хусейну пришлось просить парламент страны вынести соответствующее постановление, предоставляющее ему право присвоить звание Героя Иордании Якаму Арслану второй раз, чего не было сделано ни до него, ни после.
Отмечу главного военного разведчика Иордании Мухаммада Башира Исмаила Ибрагима. Мухаммад Башир добросовестно трудился в числе министров Иордании и одновременно являлся рыцарем иорданской воинской славы, его заслуги безо всяких слов говорят сами за себя. Его смелость, организаторские способности, искренность и преданность имеют базовые корни. Он потомок легендарного наиба имама Шамиля – Талхига, эвлияа Берса-шейха, стоявшего у истоков распространения Ислама в Чечне. Замечу, он вобрал в себя лучшие качества своих предков. Его биография – история преданности своей родине - Иордании. описанию.
Также Бригадный генерал Абд Аль – Латиф Сайед Батал Бено.
А. Сайед-Батал занимал важные военные посты. Был командиром второго Королевского танкового полка, затем этот полк возглавил король Абдалла II бен аль-Хусейн, а его перевели в 92-ую Королевскую бронетехническую бригаду, и он стал командующим третьей Королевской дивизией.
Будучи комдивом, успешно окончил военные курсы по подготовке парашютистов, и имеет более двадцати прыжков с воздуха дневных, столько же ночных. Был также преподавателем в Иорданской Военной Академии Генерального штаба, начальником танкового училища, командиром Специальной группы по вопросам безопасности и защиты, а позже – Военным Атташе в Советском Союзе (Москва).
Наиболее известны бригадный генерал Бадри Бахаадин Абдалла Аш- Шишани, Бригадный генерал в отставке Дийб Башир Мухаммад Арслан, отважный капитан Шахид Абдалла Бахааддин Абдалла Адель и многие другие. Думаю, каждый из них достоин отдельного внимания со стороны прессы.
Расскажете, что Вами было еще исследовано?
- Хочу отметить, что нами проведены исследования в сфере становления, развития и современного состояния чеченской диаспоры Иордании во взаимосвязи с проблемами ее социальной адаптации, интеграции за рубежом, сохранения и развития этнокультурных особенностей. При этом особое внимание мы уделили анализу предпосылок переселения во второй половине XIX – начале XX в. части чеченцев в Османскую империю, причин и характера эмиграции. Также мы рассмотрели основные проблемы социально-экономического и культурного развития чеченской общины в Иордании, механизмы сохранения этнической культуры, а также роль и значение в этом процессе интеллигенции, общественных объединений и средств массовой информации. Более подробно нам удалось осветить роль ярких представителей из мухаджиров и их потомков в истории и культуре Иордании.
Лейчий Магомедович, по Вашим данным, из каких тайпов состоит чеченская диаспора в Иордании?
- По нашим исследованиям, в настоящее время в Иордании проживают представители 33 тейпов. Это, в первую очередь, беноевцы, представители тейпов Веденского района и аккинцы, которые на сегодняшний день преимущественно проживают на территории современного Дагестана. Ранее эта территория (Ауховский район. – Прим. ред.) относилась к Чеченской Республике.
Лейчий Магомедович, расскажите о Ваших научно-исследовательских планах на ближайшее время?
- Исследования в этой области будут продолжены в первую очередь в Турции, потом в Сирии, Ираке и Израиле. Хочу подчеркнуть то, что, работая над книгой, я узнал много нового для себя. Прежде всего, именно то, что, если создать для нас, чеченцев, благоприятные условия для самореализации, мы добиваемся внушительных результатов в самых разных сферах жизнедеятельности. Наглядное доказательство этому – чеченские мухаджиры из Иордании.
Лейчий Магомедович, Ваша работа, безусловно, достойна огромного уважения. Пользуясь случаем, хочу поздравить Вас с выходом в свет очередного научного труда.
- Спасибо.
Беседовала Индира Джабраилова
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Интервью»:
- 16.01.2025 / 21.08
- «Пшеница паломника»: Как в Чечне появилась кукуруза
- 11.12.2024 / 20.25
- Опоздание у чеченцев могло привести к потере репутации
- 23.11.2024 / 11.14
- С папахи у чеченцев начиналась большая дружба и непримиримая вражда
- 12.09.2024 / 12.05
- Элина Муртазова: Внимание нашего Лидера Рамзана Ахматовича — это, безусловно, и признание заслуг, и мощная мотивация
- 13.08.2024 / 09.45
- Глава Гудермесского района: Инициатива Рамзана Кадырова дала мгновенный результат