Пн, 15 декабря, 06:36 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Эхо прошедшей войны

Эхо прошедшей войны

02.03.2009 11:55

Грозный. В 2009 году исполнилось 20 лет с тех пор, как советские войска покинули территорию Афганистана.

2400 воинов-интернационалистов были направлены в Афганистан из Чечено-Ингушской АССР. Многие из них домой не вернулись. Оставшимся в живых пришлось пережить трагедию войны заново, только уже на своей родной земле. Говорят, чтобы понять цену жизни, нужно испытать страх смерти. Преодоление этого страха, наверное, и есть – подвиг.

Сегодня в то время возвращают телефонные послания старых боевых товарищей «Желаю здоровья, преклоняюсь мужеству и стойкости. Чистого неба. Обнимаю и плачу. Вахрушев», «Поздравляю с 20 годовщиной вывода войск из Афганистана. Желаю стойкости и крепости. Обнимаю. Женя Абрамов», «Поздравляю с праздником. Вечная память павшим. Здоровья и удачи живым. Главный штаб ВВС», «Ахмед, привет. Помянем всех, кто не вернулся с той войны». А это смс из Новосибирска, там живет старый боевой командир Валерий Дамрачев.

«Да…, - вспоминает Ахмед, откладывая телефон в сторону, - каждый день полеты, полеты…»

Ахмед Джайрханов – один из летчиков-чеченцев, направленных в Афганистан. Всего в истории чеченцев был 81 летчик. После окончания Сызраньского высшего военно-авиационного училища в 1978 году его назначают служить в Закавказье. Там он летал до 1986 года, в этом же году он становится командиром звена вертолетов Ми-8 280 отдельного вертолетного полка ВВС 40 общевойсковой армии Туркестанского военного округа и направляется в Афганистан.

Прослужил в авиационном полку в Кандагаре один год. За это время налетал 171 час, выполнил 158 боевых вылетов. Каждый месяц теряли один экипаж. Только за две недели начала службы в Афгане из 24 вертолетов было потеряно17.

Задача, стоявшая перед летчиками, на первый взгляд, была проста. Нужно было посадить вертолет на месте боя, забрать раненых и улететь.

Первый вылет представлял собой облет, когда новичка сопровождает опытный летчик и показывает, откуда грозит наибольшая опасность, а куда можно вести звено вертолетов. После первого облета сразу же стал выполнять боевые задания. Рабочий день начинался в три часа утра и заканчивался в 10 часов вечера. Ахмед Джайрханов был хорошо подготовленным летчиком, ведь в Кандагар он попал, будучи шеф-пилотом командующего воздушной армии Закавказья. И вылеты для него были привычны. Новостью был страх.

«И сейчас, когда вспоминаю Афганистан, в памяти всплывают несколько моментов, которые я уже никогда не забуду. За некоторые из них я горд, а другие не дают покоя до сих пор… Вы представляете себе войну, когда кажется, что все выстрелы направлены в тебя, и ты инстинктивно даже приподнимаешься из-за штурвала, пытаясь опередить опасность. Выполняя одно из заданий, мы с моим ведомым Виктором Борсеевым вдоль пустыни обходили Кандагар. Мы летели на предельно малой высоте и увидели людей в длинных балахонах. Они сразу же легли на землю, мы решили, что они мирные жители, но один из них резко побежал в сторону, так обычно поступали боевики, прятавшие оружие поблизости. Таких было приказано уничтожать. Я откинул колпачок боевой кнопки, и перекрестье легло на мужчину. От одного нажатия в него бы влетело сразу сорок снарядов. Я выдохнул воздух и уже приготовился нажать на кнопку, как увидел, что бежавший человек, распахнув свой балахон, накрыл им детей.

«Виктор, не стреляй», - выкрикнул я и успел проскочить мимо. «Почему, почему не стрелять? - кричал Виктор. «Там дети», - ответил я.

Я считаю, что Всевышний смилостивился надо мной в этот миг. Я был счастлив, что не произошло самого страшного.

Вспоминая другой, эпизод, я жалею, о том, что нельзя повернуть время вспять. Это было около пяти часов утра, когда мы прилетели на Регистан, где находился штаб душманов. В мои задачи входило корректировать огонь. В аул пускали по пять снарядов. Цель была достигнута на пятый залп. «Точка. Попал» – подумал я. - Через несколько мгновений над аулом всплыло облако. В этот миг я подумал, что победил. На самом деле трагедии в этом было больше. Пережив лишения военных лет на своей родине, я понял, насколько бессмысленны были действия наших войск в Афгане, и сколько горя было принесено этим залпом в Регистане».

За образцовое выполнение заданий командования при выполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан, проявленное при этом мужество и героизм Ахмед Джайрханов награжден орденом Красной Звезды.

В его наградном листе перечислено с десяток боевых заслуг. Ахмед Джайрханов выполнил 22 боевых вылета на высадку тактического воздушного десанта, 12 боевых вылетов на высадку групп специального назначения для досмотра караванов, 8 боевых вылетов на фотографирование укрепрайонов мятежников, доставил на высокогорные площадки 32 тонны боеприпасов и продовольствия, эвакуировал из районов боевых действий 7 раненых.

Афган дал летчику понять цену жизни. После года службы в Кандагаре Ахмед Джайрханов направляется в Телави в Грузию. Песчаный ландшафт сменился на зелень, которая от непривычки колола глаза. Ахмед в первую очередь смазал все петли в доме, уж слишком они напоминали ему свист пуль. От воспоминаний ощущения испытанного страха кровь приплывала к голове. Грань между жизнью и смертью отмела мелочность, и он стал понимать максимально важные вещи. Кто однажды испытал животный страх смерти, никогда его не забудет. Людям, живущим в Чеченской Республике хорошо знакомо это чувство. Но лучше иметь страх смерти, чем страх унижения. Это еще одна истина, которую усвоил Ахмед. Во время первой чеченской кампании в Кени-юрте ему довелось столкнуться с колонной федералов. Вместе с ним были еще пятеро мирных жителей. Военные, задержав их, хотели поставить всех на колени, но ни один из задержанных не последовал приказу, после чего командир отдал приказ расстрелять всех. В момент расстрела Ахмед, не выдержав, крикнул, что в Афгане не убили, а тут свои же убивают. Тут же приказ был отменен, оказалось, что командир прошел ту же войну, что и Ахмед.

По праву его жизнь может стать примером для молодого поколения. Свидетельством тому один случай, когда в одном из военных гарнизонов в Западной Украине, переступая порог, Ахмед сказал сам себе: «Не дай Бог я споткнусь. Скажут: «Чеченец споткнулся»».

А своей сознательной жизнью Ахмед Джайрханов называет авиацию. Профессия, которой он гордится и является показателем преданности своему делу.

Сегодня Ахмед трудится на должности исполняющего обязанности начальника ГУ МЧС России по ЧР.

В эту сферу, как он рассказывает, пришел в 2000 году. И здесь получил моральное удовлетворение от своей работы. Нет большей радости, чем та, когда, уходя, вслед слышится человеческое «спасибо». Все те, кто испытал на себе лишения и ужас военных действий, и там где привлекались силы МЧС, наверняка узнают его, потому что он всегда пытался быть полезным. Сам он считает, что героем бывшего летчика делали люди, окружавшие его и заслуживающие большого уважения. Потому что они, невзирая на страх и опасность, всегда шли на помощь людям.

Как истинный патриот своей Родины и своего дела Ахмед Джайрханов стремится поставить уровень работы так, чтобы сотрудники МЧС гордились тем, что они служат именно в этом ведомстве. И это получается, но, будучи самокритичным, Ахмед Джайрханов считает, что только абсолютно ограниченный человек может быть довольным своей работой и на достигнутом не останавливается.

С момента создания МЧС в Чеченской Республике очень многое изменилось. Ведь, когда все только зарождалось, не было даже помещения, а сотрудники «дислоцировались» в приспособленных вагончиках. Ежедневно приходилось сталкиваться с горем и людскими потерями.

Весной этого года ситуацию планируется кардинально изменить. Для этого, по словам Джайрханова, необходимо скоординировать работу органов власти, чтобы показать, что на территории республики созданы условия для обеспечения надежной защиты жизни человека и его здоровья.

В системе МЧС Ахмед Джайрханов работает девять лет. За это время он награжден орденом Дружбы, Орденом Почета, Орденом Мужества, Орденом «За заслуги перед Отечеством второй II степени». Ахмед Джайрханов руководил спасательными работами после взрыва в Правительстве Чеченской Республики 27 декабря 2002 года. Под его руководством проходила ликвидация последствий трагических событий 9 мая 2004 года на стадионе «Динамо», а также терактов в станице Знаменской и микрорайоне в Грозном, когда погибли 8 детей, три женщины и один мужчина.

Сейчас вместе с ним в структуре МЧС трудятся бывшие воины-афганцы: Заслуженный летчик СССР начальник отдела инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по ЧР Магомед Дугаев, начальник поисково-спасательного отряда Идрис Асхабов.

У Ахмеда Джайрханова большая семья, в которой пятеро сыновей. Двое из них пошли по стопам отца. Нет, они не летчики. Как шутит Ахмед, им он купил большую шляпу, чтобы небо не манило их. Старший сын Муслим – военнослужащий – капитан. Он проходит службу в МЧС, третий сын Тимур работает в 31 пожарной части в Кени-Юрте.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |