Главная » НОВОСТИ » Интервью » XX съезд КПСС – начало новой эпохи
XX съезд КПСС – начало новой эпохи
14.02.2011 13:43
Особенность этого внутриполитического события, в первую очередь, в том, что это был первый съезд после смерти Сталина. Над страной еще довлел страх сталинско-бериевского режима. Народ не оправился от постоянного ожидания наказания и клейма «враг народа». Но постепенно страна стала преобразовываться. В связи с вводимыми преобразованиями стали возникать разногласия, что, несомненно, подрывало сплоченность после сталинского руководства. Все это усугублялось недостаточно эффективной работой комиссии, занимавшейся реабилитацией репрессированных народов. Главная причина состояла в том, что данные комиссии возглавляли твердые сталинцы, не желавшие возвращаться « к социалистической законности», которую провозгласила в то время партия. Но жизнь настоятельно требовала принять глобальное решение – сообщить народу об ужасных последствиях сталинского произвола, которые еще довлели над страной. Этому противились Ворошилов, Молотов, Каганович, Маленков. Они не оправдывали террор прошлого, но, как и многие сталинцы, уверяли, что такие ошибки неизбежны при решении столь больших и сложных исторических задач, действуя по принципу «цель оправдывает средства».
В такой обстановке и открылся XX съезд КПСС.
Хрущев и Булганин были основными докладчиками. Обсуждались вопросы распада колониальной системы, мировой социалистической системы, альтернативы мирного сосуществования государств с различным общественным строем ядерной войне.
При чтении докладов по этим проблемам имя Сталина было названо лишь дважды, лишь когда речь заходила о его смерти. Тем не менее, с резкой критикой культа личности Сталина выступил Микоян, но его никто не поддержал - настолько был велик страх, заложенный в людях в сталинский период. И лишь когда съезд подходил к концу, было объявлено, что он продлевается еще на один день. Дело в том, что после долгих споров все наконец согласились поставить доклад «О культе личности и его последствиях» в повестку дня XX съезда КПСС, но прочесть его на закрытом заседании. Это уже было решено после официального закрытия съезда, когда Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС. Он понимал, что этот доклад из уст первого секретаря будет иметь большой вес.
Для входа на это заседание нужно было иметь специальный пропуск. Во время чтения этого сенсационного доклада в зале отсутствовали гости, как отечественные, так и иностранные. Делегатам было запрещено делать какие-либо записи.
Сам Хрущев так объяснил им это в конце своей обвинительной речи: « Мы не можем допустить, чтобы этот вопрос вышел за пределы кругов партии, в особенности же, чтобы он попал в печать. Вот почему мы его обсуждаем здесь, на закрытом заседании съезда. Нам следует знать пределы, мы не должны давать оружие нашим врагам…»
Доклад длился более четырех часов. Как вспоминал сам Н.С. Хрущев: «делегаты слушали, затаив дыхание. В огромном зале стояла тишина, что можно было слышать, как муха пролетит…»
Основу «секретного доклада» составляли результаты расследований репрессий. Хрущев детально проанализировал методы, с помощью которых Сталин сконцентрировал в своих руках всю власть и поддерживал в стране культ самого себя. Именно Сталин, по словам Хрущева, ввел понятие «враг народа». И этот термин сразу освобождал от необходимости всяческих доказательств идейной неправоты человека.
Конечно, тогда Хрущев не сказал, да и не мог сказать всей правды о сталинских репрессиях. Сейчас называют цифру в 40 млн. пострадавших, включая мнимых «кулаков» в 30-х годах и репрессированные народы во время Великой Отечественной войны, куда вошли и чеченцы.
Анализируя причины массовых репрессий, Хрущев видел их в том, что Сталин настолько возвысил себя над партией и народом, что перестал считаться с Центральным комитетом с партией. Сталин имел обыкновение связывать себя круговой порукой. Они должны были разделить с ним ответственность за уничтожение друзей, соратников, целых народов.
Из воспоминаний Хрущева: «Сталин думал, что теперь может решать один и все, кто ему еще нужен – это статисты; со всеми другими он обходился так, что им оставалось только слушать и восхвалять его».
Съезд был поражен «секретным докладом» Хрущева. После него была принята короткая резолюция, в которой поручалось вновь избранному ЦК принять меры «по преодолению культа личности и ликвидации его во всех областях».
XX съезд КПССС изменил политическую атмосферу в стране. Произошел окончательный раскол в правительственной коалиции. Несмотря на сопротивление сталинцев, доклад был зачитан на открытых собраниях, на предприятиях, в учреждениях, вузах. Сама брошюра с докладом выпущена не была, но материалы попали в спецслужбы США и были опубликованы. Весь мир был потрясен. Рухнули старые догмы и мифы. Люди, десятилетиями воспитывавшихся в духе беспредельной любви и преданности великому вождю, увидели реалии тоталитаризма.
XX съезд КПСС стал отправной точкой в восстановлении автономных государственных образований. С 1956 года специальные комиссии освобождали реабилитированных прямо на месте. Результатом их деятельности стало возвращение нескольких миллионов людей, в том числе и целых народов.
Впервые практические шаги по реабилитации жертв политических репрессий были начаты в СССР во второй половине 50-х годов. Они позволили тогда освободить репрессированные народы из-под режимов ссыльных, высланных и спецпоселенцев, а треть из них (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и калмыков), имевших до депортации национальные автономии, вернуть к родным очагам с полным или частичным восстановлением государственности.
Кстати, как утверждает статистика, до конца 1961 г. удалось посмертно и очно реабилитировать около 750 тыс. из более чем 3,5 млн. невинно осужденных по политическим мотивам. Следует заметить, что иная ситуация и не могла сложиться вокруг неожиданно поднятой после XX съезда КПСС проблемы реабилитации репрессированных народов и граждан.
Историки отмечают, что партийные реформаторы охарактеризовали доклад Хрущева как важный шаг на пути обновления партии, демократизации общества, как начало перестройки в середине 50-х годов, при этом проводя аналогию с политическими реформами 80-х. Образно говоря, после замораживающего страха сталинского режима наступила оттепель.
Проведя опрос 50 человек, в ходе которого их попросили высказать свое мнение о позитивных последствиях критики культа личности Сталина: 72% ответили, что в результате прекратились массовые репрессии, люди вышли на свободу, вернулись из Сибири, ГУЛАГа, прекратился геноцид собственного народа; 17% ответили, что в связи с разоблачением культа личности Сталина люди стали меньше бояться, стали свободнее жить и дышать в своей собственной стране; 11% опрошенных уверены, что эта критика помогла людям узнать правду об истории собственной страны.
После XX съезда КПСС значительные перемены произошли во всех областях общественно-политической жизни страны, и, в частности, в журналистике периода хрущевской “оттепели”. Разоблачение культа личности Сталина породило в журналистике особый период, который называется “оттепелью” шестидесятых, а его участников – “шестидесятниками”. СМИ этого периода, особенно журналы, стали более терпимыми, человечными, тематика их публикаций приблизилась к реальной жизни.
Потрясением послужило и то, что с высокой трибуны партийное руководство обещало: никогда более! И это было главным, с чем вошел в историю ХХ съезд. К каким бы бесчинствам ни прибегали наследники, перехватившие позднее штурвал у Хрущева, как бы впоследствии ни оступался в сталинизм сам Хрущев, на ХХ съезде была задекларирована четко очерченная граница произволу, перейти которую никто уже не решился.
Как пишет известный политолог Виктор Шейнис: «историческое значение ХХ съезда и того, что произошло сразу после него, едва ли можно переоценить. Прежде всего – так сказать, в человеческом измерении. Резкое ускорение приобрел процесс освобождений и реабилитаций. И хотя с ходу не удалось подойти к реабилитации главных обвиняемых на больших московских процессах 30-х годов (стеной на этом пути встали Молотов, Каганович и другие), число реабилитированных после съезда возросло на два порядка. Сотни тысяч людей вышли на свободу, миллионам было возвращено доброе имя. Видимо, процесс этот, начатый еще до съезда, продолжался бы в любом случае, но если бы он шел, как настаивали оппоненты Хрущева, дозированно, не был заявлен громогласно, его влияние на нравственное оздоровление общества было бы куда меньше. Как сказала в марте 1956 г. Анна Ахматова: «Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха». Заслуга Хрущева в том, что этот обмен взглядами не прошел потаенно».
Аза Чимаева
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Интервью»:
- 10.12.2025 / 09.56
- Шейх-Мансур Хабибулаев – самый титулованный спортсмен в истории боевого самбо
- 21.11.2025 / 14.33
- Женщины в сфере безопасности: как РУС готовит телохранителей нового поколения
- 06.11.2025 / 14.43
- «Самбо — в школу!»: Ахмат Кадыров рассказал о масштабном спортивном проекте в Чечне
- 23.10.2025 / 14.00
- Турпал-Али Абдулазизов: «Главное богатство Веденского района – это его люди»
- 26.09.2025 / 11.16
- Чечня создает 104-й мировой стиль: Солтабаев о национальном дизайне интерьера

