Пн, 30 сентября, 06:29 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Чеченские богословы о шейхе Кунте-Хаджи Кишиеве

Чеченские богословы о шейхе Кунте-Хаджи Кишиеве

03.01.2016 12:40

3 января 1864 года шейх Кунта‑Хаджи Кишиев из Илсхан-Юрта, по личному распоряжению князя Михаила Романова, был схвачен в районе Шали и отправлен в вечную ссылку в город Устюжна Новгородской губернии.

Шейх Кунта-Хаджи провозглашал религию Ислам путем чтения проповедей, рассказывал об аспектах истинности и справедливости, о жизни и деятельности Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует), его сподвижников-асхабов, уверовавших в Аллаха Милостивого, Милосердного и последовавших за ним. Жил Кунта-Хаджи в селе Илсхан-Юрт. В возрасте семи лет, обучаясь у местных мусульманских богословов, получил духовное образование. В 18 лет вместе со своими родственниками совершил свой первый хадж в Мекку. Кунта-Хаджи считается основателем тариката кадирийа на Северном Кавказе. В январе 1864 года его с братом Мовсаром и ближайшими соратниками подвергают аресту.

Сегодня известные чеченские богословы вспоминают великого исламского ученого, рассказывают читателям ИА «Грозный-информ» о жизни и деятельности Кунта-Хаджи Кишиева.

Салах-хаджи Межиев, муфтий ЧР

«Кунта-Хаджи Кишиев из Илсхан-Юрта. Кто он? Тот, кто демонстрировал людям все достоинства и религии Ислам, тот, кто своими проповедями открывал людям истину, а они в свою очередь, становились более усердными в поклонении Всевышнему Аллаху. Он был последователем сунны Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует). Он призывал мусульман любить Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует), чтить каноны религии, поминать Всевышнего всегда и везде, где бы человек не находился. На благодатной чеченской земле было много авлия. Эти праведные рабы Всевышнего сохранили среди нашего народа и донесли до сегодняшнего дня религию Всевышнего Аллаха в ее чистом виде. И Всевышний высоко и с похвалой отозвался о них в Коране. Потомки хавариджей (сегодняшние ваххабиты) своим неправильным пониманием таких религиозных наук как акъида (вероубеждение), фикх (Исламское право) и другое, искаженно толкуют Коран и Сунну Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует), вводя тем самым в заблуждение молодых людей. Кунта-Хаджи являлся потомком курейшитов. День, когда его арестовали и выслали из Чечни, был холодный, ужасный во всех отношениях. Тогда плакали все: его последователи и члены семьи».

Адам Шахидов, советник Главы ЧР, богослов

«Святые авлия – это одни из лучших рабов Аллаха, избранные им. Почитание авлия это ибадат для мусульманина. Вклад шейха Кунта-Хаджи Кишиева в наставлении на истинный путь мусульман нашего края громаден. Он распространял здесь слово Аллаха, знакомил с сунной Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) и призывал к правильному образу жизни. Шейх из Илсхан-Юрта своим мюридам, тем кто его любил говорил о сочувствии в отношении уммы Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует). Ведь Посланник сказал, что тот, кто не проявляет сочувствие в отношении уммы, кто не переживает за умму, находится на ошибочном пути. Шейх призывал к единобожию, что нет иного Бога кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха. Призывал соблюдать сунну, часто поминать Аллаха, молить Его о прощении, вспоминать Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) салаватами, любить всех авлия, любить мусульман, прощать друг друга. Учение Кунта-Хаджи призывало к отказу от военных действий, к переходу на мирный путь жизни».

Ризван Дадаев, директор департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства ЧР, богослов

«Наши Святые Авлия, несмотря на все потрясения, которые пережили, сохранили свое лицо и честь благодаря искренней вере и любви к Всевышнему. А своим личным примером и великой мудростью, данной свыше, укрепили ее в сердцах людей. Кунта-Хаджи Кишиев был истинным рабом Аллаха и преданным слугой своего народа, который выступал за мир. Сегодня чеченцам выпала особая честь – один из крупных исламских университетов России носит имя великого святого. Лучшие сыны народа жертвовали собой во все времена ради нашего блага. Мы должны быть достойны их памяти. Святой Кунта-Хаджи говорил: «Помните, всегда, всюду, где бы вы не были и что бы вы не де­лали, об Аллахе. Все делайте во имя Аллаха и ради Аллаха. В этом глав­ное предназначение человека. Смело и упорно идите дорогой тариката. Наши обычаи и нравы возникали и совершенствовались тысячелетиями. Поэтому они оказались настоль­ко близкими к Исламу. Мы должны их свято беречь».

Магомед Хийтанаев, кадий города Грозного

«В Январе, во второй половине XIX века, Кунта-Хаджи Кишиев был вынужден оставить свою Родину. Сегодня мы очень чтим шейха, как чтят и в других республиках и даже странах. Он возродил в нашем крае Кадирийский тарикат - путь служения Богу и очищения через зикр. Он говорил: «Я постиг все пути приближения к Ал­лаху, и наиболее близким из них оказался - произнесение «Ла иллаха иллаллах». Он ушел в ссылку много лет назад, но до сих пор его вспоминают с любовью и со слезами. О нем сложены назмы, от которых содрогается серд­це».

Хасу Тепсуркаев, тамада мюридов

«3 января 1864 года царская администрация арестовала шейха Кунта-Хаджи и его брата Мовсара. Прадед главы Чечни Ильяс Кадыров вместе с группой других последователей самого почитаемого в Чечне святого - Кунта-Хаджи Кишиева был выслан в Нижегородскую губернию.

Ильяс Кадыров, как и некоторые другие мюриды шейха Кунта-Хаджи добровольно отправился вслед за своим шейхом в ссылку, хотя мог и не делать этого. Известно, что он скончался в ссылке и был похоронен самим шейхом и его ближайшими сподвижниками. Последователей шейха можно встретить не только в Чечне, но и в Ингушетии, Да­гестане, Северной Осетии, Казахстане, Киргизии. «Мой мюрид должен быть похож на землю, - сказал Кунта-Хаджи. - Потому что земля выдерживает все, что на нее положат, несмотря на то, чистое это или грязное. Мой мюрид должен быть, как земля, терпеливым. Земля всему суще­му дает пользу, и мой мюрид дол­жен приносить пользу, а не вред». Осуждая высокомерие, гордыню, корыстолюбие, неуважительное от­ношение к людям, шейх говорил, что если они присутствуют в сердце его мюрида, то он лишится своего уста­за.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |