Мир
В Индии двое братьев-вегетарианцев расправились с третьим из-за курицы
Главная » НОВОСТИ » Мусульманская культура в России
Мусульманская культура в России
25.01.2010 17:51
Недавно в Дагестанском государственном университете проректор по учебно-воспитательной и социальной работе ЧГУ Махмуд Керимов успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук по теме «Традицион¬ная мусульманская куль¬тура России в условиях модернизации (философ-скокультурологический анализ)», став, таким образом, пятым доктором философских наук в республике.
В 1989 году Махмуд Керимов, выпускник философского факультета Ленинградского университета, после многих лет работы в партийных и комсо¬мольских органах начал преподавательскую деятельность в Чеченском государственном университете. В 1999-ом ему была присвоена ученая сте¬пень кандидата философских наук. Последующие десять лет были также посвящены кро¬потливой исследовательской деятельности. Отметим, что научным консультантом Керимова при подготовке доктор¬ской был известный ученый, д. филос. н., профессор, заве¬дующий кафедрой «Теория и история социальной работы» ЧГУ Вахит Акаев.
Махмуд Керимов - автор свыше тридцати научных публикаций и монографий. Одна из его работ - «Противо¬речивый характер исламского возрождения в России» - бук¬вально на днях была опублико¬вана в журнале Высшей аттес¬тационной комиссии России «Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион».
Последний диссертацион¬ный труд Махмуда Керимова посвящен теме, которая еще недостаточно глубоко исследована современной гуманитарной наукой. Анализ традиционной мусульманской культуры является достаточно сложной проблемой уже в силу особенностей самого изучаемого объекта. Но не менее существенные сложнос¬ти возникают и от того, что проблема эта исследуется в контексте модернизационных процессов, проходящих в современной России.
Качественная трансформа¬ция всей системы обществен¬ных отношений мирового по¬рядка в условиях глобализации и регионализации, а также ряд других геополитических явле¬ний современности, требуют освоения новых парадигм мировоззренческой и культурологической адаптации ши¬роких слоев населения. Данная проблема, характерная для мировых процессов в целом, приобретает особую остроту для современной России, переживающей комплексную системную модернизацию. Одним из важных звеньев проявления противоречивости названных процессов является сфера духовно-нравственного и религиозного сознания и ментальности, где наиболее остро ощущается сложность и конфликтогенность всего комплекса социальных преоб¬разований. К числу этих «зве¬ньев», несомненно, относится и исламский фактор, включа¬ющий в себя вероисповедание, культуру, мировоззрение, ментальность, все социокуль¬турные практики. Обращение Махмуда Керимова к пробле¬ме мусульманской культуры России, рассматриваемой во всех ее значимых аспектах бытования, в ее соотношении к современным процессам российской модернизации, в этом смысле, безусловно, является актуальной научной и гражданской задачей.
Мусульманская культура в России - это многосложный комплекс, включающий в себя различные материальные и духовные ценности, создан¬ные российскими народами, исповедующими ислам. Твор¬цами этой культуры являются многочисленные народы, в том числе тюркские народы и народы Северного Кавка¬за. Она имеет длительную историю, связанную с появ¬лением и распространением ислама на Северном Кавказе, в Поволжье, а также в других регионах России.
Ислам в этих регионах, наряду с элементами общнос¬ти, имеет специфику, отличи¬тельные черты, придающие мозаичный характер культуре мусульманской России. Изу¬чение этих аспектов, так же, как и общих возрожденческих тенденций ислама и его куль¬туры в России, - важнейшая исследовательская задача, име¬ющая научную актуальность и общественную значимость.
Мусульманская культура в России, основанная на ислам¬ских ценностях, - это состав¬ная часть общероссийской культуры, формировавшаяся длительное время в рамках российской цивилизации. Последняя представляет со¬бой целостную социокуль¬турную систему, в которой переплелись различные ду¬ховные достижения, матери¬альные, технические артефак¬ты, созданные совместным трудом русских, тюркских, финно-угорских, кавказских и других этносов, объединен¬ных в одном государстве и придерживающихся общих политико-правовых принци¬пов. Основой российской цивилизации, прежде всего, являются как православие, русская культура, так ислам и мусульманская культура.
Ислам, возникший в VII столетии нашей эры, в течение шести веков распространился по планете и утвердился как религиозная цивилизация, осуществляя при этом непре¬рывные контакты с другими культурно-историческими сис¬темами. В современном мире значительно возросло влияние ислама на общественную, политическую и культурную жизнь многих народов, не являющихся приверженцами этой религии. В мире идет рост числа мусульман не только за счет демографического воспроизводства, но и за счет прозелитизма - перехода в ислам представителей иных верований.
Мир ислама охватывает более 1 млрд. человек, в 40 странах (в том числе непос¬редственно граничащих с Россией или близко к ней расположенных) мусульмане составляют подавляющее большинство населения, а еще в 30 (включая саму Россию) - значительную его часть.
Как известно, в отдельных теоретических построениях предпринимаются попытки дискредитации ислама, его рассматривают как угрозу для цивилизованного мира, связывают с ним продуци¬рование насилия, террора. В научном исследовании Махмуда Керимова особо подчеркивается, что припи¬сывание исламу агрессивных качеств - подход субъектив¬ный, означающий следование идеологическим и политичес¬ким установкам его против¬ников, придерживающихся противоположных духовных, нравственных, культурных ценностей. Именно эти силы настойчиво пытаются связать несовместимые явления - ис¬лам и терроризм.
В указанной связи Мах¬муд Керимов обращается к исследованию мусульманства и аргументированно подвер¬гает критике существующие теоретические исследования, в которых предпринимают¬ся попытки дискредитации ислама, где мусульманство рассматривается как угроза для цивилизованного мира.
Диссертационная работа Махмуда Керимова имеет важное теоретическое и при¬кладное значение для развития соответствующих направлений в культурологии, социологии, политологии, конфликтоло¬гии, исследовании переходных состояний общества и функционирования современного рос¬сийского общества в условиях глобализации. Результаты, по¬лученные в диссертации, будут использованы при разработке малоизученных вопросов тео¬рии и истории культуры.
Адам Исламов «Столица плюс» №5, 23 января 2010 г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста