Пн, 25 ноября, 22:23 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Пассажирская…развязка

Пассажирская…развязка

28.01.2010 16:13

В сфере автоперевозок республики идет настоящая битва за пассажиров

Директор Шалинского АТП Халид Цакаев в 1988 году окончил мехфак Ле¬нинградского инженерно-строительного института по специальности «Автомоби¬ли и автомобильное хозяйство». Пришел в АТП в том же 1988 году. Начинал работу в техотделе, потом - в отделе техничес¬кой эксплуатации. В 1992 году назначен заместителем директора предприятия. Чуть более полугода назад, в апреле 2009-го, он стал директором АТП.

Сегодня автопарк Шалинского АТП насчитывает 40 единиц автобусов. Мар¬шруты пролегают на Дуба-Юрт, Новые Атаги, Грозный, Хаттуни, Наур, пред¬приятие выполняет и внутрирайонные рейсы.

Самая острая проблема АТП сегодня в том, что автопарк по всем параметрам эксплуатации давно устарел. Основной состав автобусов поступил в 2001 году, потом пришли несколько автобусов в 2004-м, и 2 января текущего 2010 года по линии Министерства автотранспорта и связи ЧР сюда поступили шесть но¬веньких ПАЗиков. Однако потребность в увеличении объема автоперевозок гораздо выше: как минимум еще шесть или восемь автобусов нужны не столько для создания новых маршрутов, сколько для ликвидации пустот в существующих. Часто возникает необходимость выпус¬тить на маршрут запасной автобус.

Кроме того, в сфере автоперевозок в настоящее время наблюдается, как X. Цакаев называет это явление, «нездоро¬вая конкуренция». Совершенно не надо быть специалистом по автоперевозкам, чтобы видеть острейшую борьбу за пассажиров между государственным, частнопредпринимательским и частным транспортом. К примеру, Шалинскому АТП приходится конкурировать с фир¬мой «Нанат», не считая громадного скоп¬ления частного транспорта. На практике это выглядит следующим образом. На Грозный от Шалинского автовокзала уходит семь автобусов. Однако здесь же производят посадку и «ГАЗели». Какой салон быстрее заполнят пассажиры, тот и отъезжает. Нетрудно догадаться, кто будет первым - и сегодня, и завтра, и послезавтра.

Однако и это еще полбеды. Шалинский автовокзал облюбовали владельцы старых «ГАЗелей» и «РАФиков» с рас¬формированных в Грозном маршрутов, а также - частники с новейшими моделя¬ми российских и иностранных авто.

Каково же решение столь деликат¬ного вопроса? Директор Шалинского АТП обратился в головное ведомство с просьбой выделить несколько единиц «Фордов». И тогда он надеется соста¬вить хорошую встречную конкуренцию «диким извозчикам». Если частники или «фирмачи» берут на маршруте Шали - Грозный 40 рублей с пассажира, то АТП может установить на тот же маршрут 30 рублей.

К сказанному можно добавить и такое соображение: а может быть, передать те же самые «Нанатовские» «ГАЗели» под контроль Шалинского АТП? Согласи¬тесь, АТП, имеющее только один вид транспорта - автобус, - значительно проигрывает в борьбе за пассажира, не имея вариантов достаточно гибких и своевременных действий.

Анализируя доходную часть автопе¬ревозок, директор обращает внимание на тот факт, что АТП по своему статусу вынуждено работать в соответствии с законодательством, обслуживая льгот¬ных пассажиров бесплатно - бесплатная доставка учащихся в школы, обслужива¬ние всех торжественных мероприятий в районе и республике, не особенно рас¬считывая на какую-либо прибыль.

В письме к мэру города Шали ди¬ректор АТП просит содействия и в по¬гашении дебиторской задолженности, образовавшейся перед Шалинским АТП у многочисленных должников по рес¬публике и району за оказанные услуги разных лет.

Вкупе со всеми другими факторами и этот сильно сказывается на доходной статье предприятия, а следовательно, и его финансовом благополучии, откуда вытекают многочисленные социальные последствия: возможность повышения заработной платы водителям, премиро¬вание, оказание какой-либо материаль¬ной поддержки нуждающимся.

По словам директора, АТП имеет достаточно хорошую материально-тех¬ническую базу: есть своя ремонтная база, где заняты в основном свои же водители. Это позволяет избежать расходов на содержание дополнительных рабочих единиц, что при небогатом бюджете вполне оправданно. Здесь трудится свой опытный медник - довольно часто выхо¬дят из строя радиаторы. Моторист Марат Закаев работает водителем автобуса, а в нерабочее время занимается ремон¬том двигателей. Штатного электрика заменяет Адам Дудаев. Есть и свой вулканизаторщик - старейший работник АТП Харон Тахтаев, к которому идут водители со всего района.

В связи с формированием собс¬твенных муниципальных бюджетов и указанием Президента ЧР о повыше¬нии собираемости налогов возникает вопрос о налоговых отчислениях АТП в районный бюджет. Здесь проблем, по словам директора, нет. Общая сумма отчислений - порядка 100 тысяч рублей, не считая коммунальных платежей.

Зарплата водителя, в зависимости от количества выходов и дневного наряд¬ного времени, составляет до 6 тысяч

- при двух водителях, и до 10 тысяч - при одном водителе.

А вот что говорят сами водители: Ибрагим Джабраилов, маршрут Шали - Грозный: «Донимают частники, особенно «ГАЗели». С ними «тягаться» невозможно - пронырливы, вездесущи, наглы. Трудно делать план, когда перед тобой и за тобой катят бессменные «ГАЗели».

Райбек Алиев, маршрут Шали

- Грозный: «Постоянные «подрезы» отнимают не столько дневной заработок, сколько контингент пассажиров».

Ширваии Дакаев, маршрут Шали

- Грозный: «В последнем рейсе я увез в Грозный трех пассажиров…»

Битва за пассажира на дорогах Шалинского района довольно жест¬кая. Но порядка в этом деле ждет и главный герой нашего повествования - пассажир.

По словам Вахита Байсулуева, быв¬шего директора АТП, постоянные пас¬сажиры автобусов - люди материально самые необеспеченные: инвалиды, льготники, студенты, малоимущие, остронуждающиеся. И, естественно, ожидать существенного дохода от этой категории населения не приходится.

Автоперевозки - достаточно консер¬вативная работа, и здесь менять что-либо, реформируя или реорганизовывая устоявшийся и регламентированный процесс автоперевозок и автоуслуг, нет особой необходимости.

И, тем не менее, заметим, что успех дальнейшего совершенствования хозяйс¬твенного механизма экономики ЧР - на пути его реорганизации. Каким образом? Надо думать...

По словам Халида Цакаева, идут пе¬реговоры между ГУЛ «Чечавтотранс», Министерством транспорта и связи ЧР и руководством фирмы «Нанат» об объ¬единении и совместных действиях по упорядочению автоперевозок. Опреде¬ленные договоренности уже достигнуты, и с 1 февраля ожидаются существенные сдвиги.

Добавим к этому: пора, давно пора...

Абдулвахид Катаев «Вести республики» №16, 28 января 2010 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |