Мир
В Индии двое братьев-вегетарианцев расправились с третьим из-за курицы
Главная » НОВОСТИ » Бата («Столица плюс»)
Бата («Столица плюс»)
08.02.2010 17:05
Широкая казахская степь лежала под толстым слоем белого снега, и хотя апрель уже вступил в свои права, зимний ветер по-прежнему разносил снеж¬ные вихри по бескрайним просторам.
Бата стоял у края глубо¬кой могилы и невидящим взглядом всматривался в мерзлые комки желтой степной глины. С ранне¬го утра его полуголодные родственники вгрызались в эту чужую для себя землю, которая стала мачехой не только для живых, но и для мертвых. Чтобы похоронить в этой земле покойника, людям приходилось затра¬чивать неимоверные усилия, и оттого она становилась еще более чуждой для пе¬реселенцев с Кавказа.
Сегодня эта могила должна была стать местом последнего приюта для его жены, матери трех мало¬летних сыновей. Хрупкая женщина не вынесла тяжес¬ти испытаний, выпавших на долю всего чеченского рода. Она одна из первых выселенцев покинула этот свет, чтобы освободиться от бремени грешного мира.
Мужчины молча работа¬ли лопатами, боясь в глубине души такой участи - быть похороненными в чужой земле.
Пение «Ясина» - заупо¬койной молитвы мусульман - гармонично сливалось со звуками степного ветра и растворялось в снежной дали. Мысли уносились в прошлое, и только они, мысли, могли свободно возвращаться на землю родины, и никакие кордо¬ны НКВЛ не могли этому воспрепятствовать.
Мыслями Бата в этот скорбный для него час на¬ходился на земле отцов. Их маленький глинобитный до¬мик, покрытый камышом, скрывался в тени большого тутовника. Отец любил си¬деть под этим, деревом и, перебирая четки, возносить молитвы Всевышнему. Их небольшое село, располо¬женное на берегу буйного Терека, часто подвергалось нападениям. И тогда муж¬чины брали в руки оружие и шли защищать свои дома. Плата за возможность жить в этом благодатном краю была непомерно высока. Но предки на протяжении веков готовы были пла¬тить своими жизнями за то, чтобы жить и умирать в родном краю. Они не строили больших домов, не искали богатств и денег. Хорошее оружие и добрый конь составляли все богатс¬тво чеченца. Суровый быт воинов требовал аскетизма во всем, презрение к собс¬твенной жизни стало зако¬ном, а потому не щадили и жизней многочисленных врагов.
Много раз жителям приходилось покидать род¬ное село и уходить в горы, чтобы там, под снежными вершинами и в глубоких ущельях, давать достойный отпор несметным полчищам врагов. Но когда опас¬ность отступала, они вновь возвращались в эти места, к могилам предков.
Ровно одиннадцать лет назад глубокой ночью представители новой власти - чекисты - окружили его дом и забрали отца. В ту ночь сотни односельчан были погружены на подво¬ды и увезены на железнодо¬рожную станцию за Терек, откуда их в вагонах повезли в Грозный. Тогда тоже был апрель, но на Кавказе этот месяц пахнет сиренью и акацией, и нежная зеленая трава покрывает собой землю.
Высокий, стройный и сильный отец безропотно пошел с людьми, кото¬рые пришли его забирать. Пошел только потому, что хотел уберечь семью, ибо хорошо знал повадки тех, кто стучался в двери глубокой ночью. Испуган¬ная мать стояла в углу, прикрывая лицо краем платка. Двое сыновей-под¬ростков были готовы уме¬реть за отца на этом пороге, но его требовательный взгляд заставлял их стоять и смотреть, как уводят в темноту безжалостной ночи самого близкого им человека.
С тех пор прошло один¬надцать лет, но Бата запом¬нил этот миг на всю свою жизнь. Тогда отец сказал ему: «Теперь ты отвечаешь за семью, так что будь настоящим мужчиной». И Бата старался выполнить последнюю его волю - быть достойным сыном своего отца.
Целый месяц он делал все, чтобы спасти его жизнь. Была собрана приличная сумма денег для алчных «чекистов», но эти люди также хорошо знали нра¬вы тех, с кем имели дело. Даже безжизненное тело чеченца имело свою нема¬лую цену.
Ровно через месяц после этой страшной ночи Бата отдал все деньги за то, что ему укажут место, где по¬хоронен отец. Тогда на ок¬раине города выросло целое кладбище расстрелянных людей. Глубокой ночью он раскопал указанную могилу, но в ней оказался незнако¬мый ему человек. Чекисты обманули его. Тогда он раскопал соседнюю могилу, но опять неудачно. Так он трудился до самого рассвета. В последней раскопанной могиле он нашел труп од¬носельчанина и отвез на подводе его тело домой.
Тогда Бата не сумел най¬ти останки своего отца, но он сумел остаться верным отцовскому завещанию. Увы, на родовом кладбище могилы. Тогда он был моло¬дым юношей, но Аллах дал ему терпение и мужество, чтобы пройти сквозь тяж¬кие испытания. Будучи на Родине, он лишился самого святого для всех чеченцев места - могилы родного отца, сегодня же, будучи зрелым мужчиной, он стоял у могилы жены, но уже не имел Отчизны.
Бата был убежден, что Всевышний вернет его на¬род на родную чеченскую землю, и уже его сыновья не будут иметь возмож¬ности приходить к могиле матери.
Жестокие люди, которые пришли к власти, отбирали у людей не только жизни, но и могилы предков. Такое варварство могло прийти в голову только дьяволу.
Мулла читал свою за¬унывную молитву, напо¬минающую о бренности всего сущего, о том, что венцом всякой жизни явля¬ется смерть, и каждый из живущих должен вкусить ее горечь.
Бата рано остался без отца, и хотя он был частью своего рода, ему всегда не хватало его. Он постоянно старался во всем походить на него - походкой, манера¬ми, разговором и даже об¬разом мышления. Каждый свой поступок он мерил с точки зрения отца. И если в его жизни происходило что-нибудь такое, что мог¬ло отцу не понравиться, Бата замыкался в себе и становился мрачным и не¬людимым.
Сегодня в его семью при¬шла страшная беда - ушла из жизни мать его троих сыновей. Он сам испытал на себе сиротскую долю И знал, что это такое. Теперь эта участь выпала его детям. Однако Бата был уверен, что на все воля Аллаха, ни один из стоящих на похоронах людей не мог его упрекнуть в слабости или малодушии. Его сердце превратилось в камень в ту черную ночь, когда он вглядывался в лица людей, лежащих в раскопанных им могилах. Каждый из них, возможно, еще вчера стоял в одной шеренге с его отцом, когда безжалостный свинец из маузеров обрывал их жизни.
Все они были ему род¬ными и близкими, потому что разделили судьбу его отца. Очищая их лица от прилипшей вместе с кровью земли, Бата читал над ними «Ясин», последнюю молитву мусульман, читал с сынов¬ней любовью, потому что знал, что их сыновьям это сделать уже не удастся.
Однако могил было мно¬го, очень много. Казалось, одной человеческой жизни было мало, чтобы всех убитых предать земле по мусульманским обычаям. Вокруг было так много горя, что сердце человека не было способно его вместить, и тогда оно окаменело и стало тверже железа.
Он на рассвете ушел из этого места, но там, увы, остались его юность и меч¬ты. Бата не помнил, как его лошадь добралась до Терского хребта, сам он шел рядом с арбой, на которой лежало тело его расстрелян¬ного односельчанина. Бата накрыл его черной буркой, скрип деревянных колес арбы усилился на подъеме, И этот звук вернул его к действительности.
Весеннее солнце уже выглянуло из-за горизонта, согревая землю своими теплыми лучами. Дорога петляла по Терскому хребту, весеннее разнотравье разно¬сило душистый аромат по всей округе. Казалось, чего человеку не хватает в этом мире, почему он убивает себе подобных, убивает методично, присвоив себе право безжалостно карать других людей?
Запахи весны уже не волновали душу юноши, пение птиц не ласкало слух. Перейдя через хребет, он специально выбирал мало¬людные дороги, и его ло¬шадь спокойной поступью вступила в село, когда на улице уже начало темнеть.
Обогнув село, Бата подъ¬ехал к его дальней окраине и остановился возле дома того, кто лежал на его арбе, лежал безмолвный и равно¬душный ко всем земным заботам.
Пожалуй, в любом дру¬гом случае смерть близкого и любимого человека вызва¬ла бы чувство неимоверной печали, и всякий человек, принесший известие о гибе¬ли родственника, выглядел бы недобрым вестником. В данном же случае появле¬ние Баты, который, позвав хозяина дома, прочитал молитву по усопшему и попросил открыть ворота, чтобы занести его тело, стал сродни явлению небесного ангела.
До людей доходили слухи о жестокой участи, постигшей их родствен¬ников, многие потеряли надежду получить хотя бы их останки, и вот в этом доме появился человек, который совершенно без¬возмездно исполнил их самое сокровенное желание - похоронить по обычаям предков на родовом клад¬бище близкого.
За подобное «счастье» Бата отдал бы все на свете, но судьба не дала такой возможности, и ему при¬шлось с этим смириться. И только то, что он сумел помочь другим людям, в какой-то мере глушило по¬жар, который горел в его собственной душе.
Новые власти не могли ему простить подобного «благородства». Дарить, продавать или отнимать счастье - было только их прерогативой. Тех, кто .вольно или невольно зама¬хивался на это право, ждала неминуемая расправа.
Тогда Бата сумел пере¬хитрить представителей ЧК. Он забрал своих домо¬чадцев и исчез из села. За Сунжей жили его дальние родственники, которые и приютили его с семьей.
Однако власть не соби¬ралась прощать нанесенных ей обид. И так как таких, как он, неспособных стать стадом покорных рабов, было много на этой земле, весь народ в один день вы¬слали в бескрайние степи Казахстана...
Снежный ветер безжа¬лостно бил в лицо, злая беспощадно-холодная зима властвовала над бескрай¬ней степью. Бата понимал, что людей нужно быстрее отпускать в свои бараки, но старый мулла не хотел нарушать вековой обряд, каждая молитва имела свое значение и смысл. Посинев¬шие губы шептали суры из Корана, люди, воздев к небу промерзшие руки, повторя¬ли «Аминь».
В доме вместе с бабуш¬кой находились полуголод¬ные дети, которые еще не осознавали всей глубины постигшей их беды. Малы¬ши верили, что мать вернет¬ся, приласкает и накормит их. Нана должна обяза¬тельно вернуться, потому что не может бросить их, каждый скрип двери при¬влекал внимание малышей, но приходили чужие жен¬щины, которые, прикрыв свои лица краем платка, тихо плакали в унисон ветру, завывающему за сте¬нами деревянного барака. Каждая из них сопере¬живала не только чужому горю, но и изливала муки своей души, лишенной Родины.
Группа чеченцев двига¬лась из снежной степи в сто¬рону бараков. Возглавлял ее старый мулла, все остальные почтительно шли следом. Плохо одетые, замерзшие люди исполнили свой долг, предав земле соплеменницу в соответствии с требова¬ниями веры и обычаями предков.
Жители поселка смот¬рели сквозь окна своих домов, изумленные силой духа чеченцев. Простояв несколько часов на морозе под обжигающим ледяным ветром, они медленно сле¬довали за своими старцами, не замечая силу разбушевав¬шейся стихии.
Пройдут годы, и Бата покинет этот бренный мир. Всю свою жизнь он будет помнить наказ отца - быть достойным сыном своего народа. Его останки будут покоиться в родной земле и рядом с его над¬гробным камнем сыновья Баты поставят такой же и для своей матери, которая осталась лежать в холодной казахской степи под Кара¬гандой.
Мовла Гайраханов №9, 6 февраля 2010 г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста